Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме: "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c" (Начальная школа XXI века")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Филатова Светлана Викторовна

Урок русского языка проведён с использованием деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19 октября 2012 года

Тема урока: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цели:

предметные:          - познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-;

                                 - начать работу по отработке написания слов с этими приставками;

метапредметные: - способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке;

                                 - формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать , высказывать своё предположение (версию) на основе

                                   наблюдения за языковым материалом;

                                 - формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

                                 - учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Универсальные учебные действия:  познавательные (П)

                                                                  регулятивные (Р)

                                                                  коммуникативные (К)

                                                                  личностные (Л)

Оборудование урока: - презентация на интерактивной доске с использованием устройства «MIMIO»,

                                        - карточки для парной и групповой работы,

                                        - интерактивный тест в образовательном пространстве - http://nachalka.seminfo.ru/mod/quiz/view.php?id=1880500.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной   деятельности.

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

- А начать его я предлагаю словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке».

- Как вы их понимаете?

- Как вы думаете, почему именно этими словами мы начинаем наш урок?

- К какому блоку относится урок?

- Какая главную цель мы ставим на уроках блока  «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком)

  • самоопределение (Л);

  • смыслообразование (Л);

  • целеполагание (П);

2.Актуализация знаний и выявление проблемы.

- Предлагаю провести орфографическую разминку. Я прочитаю слова, а вы должны определить орфограмму, которая есть в каждом слове.

   подумать, закрыть, прописать, прошить, доплыть, надстроить

- В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке)

- Какое задание мы можем выполнить с этими словами? (провести классификацию и записать слова в два столбика)

- Какие умения вам понадобятся для его выполнения?

Учитель диктует, дети записывают слова.

- Проверьте свою работу по эталону. Оцените на шкалах.

- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно)

- Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий?

- Давайте попробуем разобраться.

- Возьмите карточку 1. (см. приложение)

- Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению)

                                             Учащиеся работают в парах.

- Посмотрим, какие слова вы записали.

                рассвет                       бесполезный                       испуг                

                разведка                     бездельник                         известный

- Выделите в словах приставки.

- Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с)

- Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить?

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

  • обобщение, аналогия (П)

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

  • постановка и формулирование проблемы (П);

4.Определение темы и постановка учебной задачи.

5. Открытие новых знаний.

- Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с)

- Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)

- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).

- Но интереснее  догадаться самим.

физминутка

- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.

- Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение).

Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.

- Какое время необходимо для выполнения работы?

- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.

- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?

- Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике, найти нужную информацию в интернете)

Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.65.

- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)

- Возьмите карточку с алгоритмом и дополните его. (см. приложение)

- Проверьте свой алгоритм.

  • целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р);

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К);

  • поиск и выделение необходимой информации (П);

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

  • использование знаково-символических средств (П);

6.Первичное закрепление во внешней речи.

- А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки.

- Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з.

Учащиеся выполняют упражнение 1 на странице 66.

  • умение выражать свои мысли (К);
  • умение действовать по алгоритму (Р);
  • использование знаково-символических средств (П);

7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)

- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью компьютера в образовательном пространстве.

Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» в образовательном пространстве. После выполнения проходит обсуждение результатов.

  • самоконтроль в форме результата с заданным эталоном (Р);

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  • оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р);

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Чем бы вы хотели заняться на следующе уроке?

- Что я нового узнал для себя?

- Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?

- Что во мне изменилось в результате моей деятельности?

  • умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • умение выражать свои мысли (К);
  • оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).

Приложения.

Приложение 1. Карточка  для работы в парах.

Время перед восходом солнца –

Сбор сведений о противнике во время войны –

Труд без пользы  –

Тот, кто ничего не делает – 

Внезапное чувство страха –

Такой, о котором знают все –  

Приложение 2. Карточки для групповой работы.

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

рассвет                    [     ] – звонкий,  глухой

разведка                  [     ] – звонкий,  глухой

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

бесполезный           [     ] – звонкий,  глухой

бездельник              [     ] – звонкий,  глухой

  1. Выдели корень и приставку в словах.

Дай характеристику первому звуку корня.

испуг                      [     ] – звонкий,  глухой

известный             [     ] – звонкий,  глухой

Карточка 3. Таблица для групповой работы.

Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.

перед глухим согласным

перед звонким согласным

 рассвет

разведка

бесполезный

бездельник

испуг

известный

Вывод.

Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед                                  согласными.

Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед                                     согласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Последовательность абзацев в тексте. Деление текста на абзацы" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний обучающихся о тексте и развитие умения делить текст на абзацы и определять их последовательность.Задачи урокаПланируемы...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении", УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о речевом этикете. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об одном из прави...