Конспект урока:«Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Золотникова Анастасия Александровна

знакомство с правописанием кличек животных, 2 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_zachetnyy_ur.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных»  

Задачи:

Образовательные:  1) познакомить с правописанием кличек животных;

2) обобщить знания учащихся об именах существительных;

3) тренировать в разграничении частей речи;

4) закрепить правописание имен собственных;

5) совершенствовать навык каллиграфического письма.

Развивающие:  1) развивать мелкую моторику кисти руки;

2) развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;

3) развивать память, внимание.

Воспитательные: 1) воспитывать интерес к родному языку;

2) воспитывать познавательную активность, аккуратность, самостоятельность, личное отношение к учебному процессу.    

Оборудование: мультимедиа (таблица по имени существительному), демонстрационная карточка буквы «Р», сигнальные карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг. момент

II Чистописание

IIIСловарно-орфографическая работа

IV Закрепление изученного

V Домашнее задание

VI Итог

1) мобилизующее начало

- Сядет только тот, кто назовет имя существительное.

- На какой вопрос отвечает имя существительное?

2) пальчиковая гимнастика

СЛАЙД 1

- Прочитайте про себя.

- Теперь  я вам ее прочитаю и показываю.

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять!

Этот пальчик самый длинный, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал – очень ловок и удал!

- А теперь вместе со мной, я читаю, а вы показываете.

- Итак, мы с вами приготовили наши пальчики к красивому, правильному письму.

- А теперь откройте тетрадки, сядьте все правильно, запишите число , классная работа.

- Сегодняшний урок мы начнем с вами с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску, написание какой буквы мы сегодня с вами будем закреплять?

- Это гласная или согласная буква?

-Эти звуки звонкие или глухие?

(закрываем ушки и произносим звук)

- Посмотрите на верхние линии, как мы будем учиться писать?

(показала строчку, прошла, посмотрела, затем следующую строчку)

- Я прошла по рядам, хочу похвалить ...

- Мы закончили минутку чистописания.

- А теперь откройте орфографический словарь на странице 134 и зачитайте все словарные слова на букву «ЭР».

- Зачитайте только те слова, которые являются неодушевленными имена существительными. На какой вопрос они отвечают?

- Найдите одушевленные имена существительные.

- Слова рабочий и русский зависят от предложения.

Н-р: Рабочий сделал деталь – одушевленное сущ.

Рабочий день окончен – является прил.

Русские не сдаются – одушевленное сущ.

Русский язык – прил.

- К словам ребята, работа, русский поставили какой вопрос? Почему?

- А теперь будет очень трудное задание.

- Давайте найдем такие слова к которым можно добавить имя собственное и запишем.

- Может ли быть у слова рабочий имя собственное?

- А вот рабочий может иметь фамилию или имя?

- Давайте запишем словосочетание в тетрадях, на следующей строке, с красной строки, с маленькой буквы

рабочий Иванов (я пишу на доске сама)

- Почему Иванов с большой буквы?

- Давайте еще найдем.

- Как вы думаете у англичан какая страна?

- А у немцев кто-нибудь знает, как называется родина?

- А как у русских называется страна?

- Давайте запишем родина Россия.

рабочий Иванов

родина Россия (2 ученика)

- Давайте подчеркнем трудные места написания.

- Не забудьте поставить ударение в словах.

- Сколько слов мы написали?

- Ребята, какой частью являются все эти слова?

- Кто? Рабочий, кто? Иванов, что? Родина, что? Россия.

- Чем отличаются слова 2-го столбика от слов 1-го столбика?

- Итак, мы закончили словарную работу.

Цель урока:

- На сегодняшнем уроке мы с вами будем повторять и закреплять все что знаем об именах существительных, а в конце урока вы мне скажите что нового и интересного вы еще узнали.

1) Обобщение теоретических знаний по теме.

- Давайте дадим полную характеристику имени существительному, а поможет вам памятка.

- Что первое надо говорить? 2……

- Кто сам полностью все скажет?

- кто еще?

- А какие еще части речи вы знаете?

- Чем прилагательное отличается от существительного?

- Чем глагол отличается от существительного.

- Поработаем с сигнальными карточками.

- Разложите перед собой, посмотрите, что написано на обратной стороне.

- я вам сейчас буду читать стихотворение и голосом выделять слова, а вы мне показывайте какой частью речи является слово.

Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Белою каймой

Распустились кисти

Снежной бахромой.

- Молодцы, я рада.

2) выборочное списывание.

- Откройте учебники на с. 58 упр. 99.

- Прочитайте про себя это упражнение.

- Денис прочитай вслух.

- О чем вы узнала из этого отрывка сказки?

- Кто приходил в гости?

- Чем он их угощал?

- Откуда взял он все эти сладости?

- Прочитаем первое задание.

- Прочитаем, что надо выписать?

- Давайте найдем с вами имена людей и выпишем их, с какой буквы будем писать имена. (один у доски)

- Посчитайте, сколько имен людей мы нашли, подчеркните заглавную букву.

- Почему имена людей пишется с большой буквы.

- А теперь давайте назовем животных и их клички.

- Давайте их прочитаем.

- А напишем только имя обезьяны, совы и собаки.

- С какой буквы будем писать?

- Подчеркните заглавную букву.

- Почему мы написала с большой буквы?

- Возьмите в руки карандаш и одной чертой из выписанных слов подчеркните только имена собственные.

- Зачитай, что ты подчеркнула?

- Устно прочитайте только нарицательные имена существительные.

3) ознакомление с новой теорией

- Давайте прочитаем маленькое правило на странице 58.

- Приведите свои примеры.

- У вас есть домашние животные? Какие у них клички, скажите?

4) игра на внимание

- А теперь поиграем в игру.

- Я вам сейчас буду называть слова, если вы услышали имя собственное – то хлопайте.

Коля, мальчик, стол, Сухарев, Бимка, звери, Пушок, Мурзик, Илья.

- Вы слышала клички животных? Какие?

 - Упр. 101

- Денис прочитай упражнение, а все остальные следим.

- О ком, о чем узнали?

- Как звали сыночка, маму?

- Почему у них такие клички?

- Спишите первое предложение, подчеркните собственные имена существительные.

- Прочитайте последнее задание, устно выполним.

 Записать рассказ, ответив на вопросы.

 

- Над какой частью речи вы сегодня работали?

- Вы узнали что-то новое, интересное?

- Дайте мне полную характеристику существительного.

- Молодцы, работали активно. На перемене поднесите свои тетради……

- Какое я вам уже задала домашнее задание, откройте дневники, запишем.

- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

- Буквы «ЭР»

Это согласная буква

Обозначает звуки [р], [р,]

-Звонкие

- Безотрывно

- работа, рисунок, родина, Россия.

- на вопрос что?

- ребята, рабочий, русский.

- Кто? Т.к. одушевленные.

- рабочий, родина

- Да

- Потому что имя собственное.

- Родина Англия

- Германия

- Россия

- 4 слова

- Имя существительное

- Во 2-ом столбике слова собственные, а в 1-ом нарицательные.

- Имя прилагательное и глагол

- Прилагательное отвечает на вопрос какой? Какая? Какие? Обозначает признак.

- Глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? Обозначает действие.

- К Айболиту приходили гости.

- Друзья

- Медом, леденцами, пряниками, а также сладкими плодами.

- Из страны Обезьян

- Айболит, Таня, Ваня, Пента, Робинзон.

 

- 5 имен.

- Имена собственные.

- Обезьяна Чичи, сова Бумба, собака Авва.

- С заглавной

- Это клички животных, имена собственные.

- Это кошки, они мурлычут.

Эскиз доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; пров...

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения; прове...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; пров...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. 3 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

Конспект урока "Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения." 2 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 2- го склонения; провести н...

Конспект урока Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 1- го склонения; провести н...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных" 2 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель: формирование навыка написания собственных имён существительных. Задачи урока Дидактические:1. Формировать умения у учащихся распознавать со...