ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Дворникова Татьяна Тимофеевна

               Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обобщение знаний об имени существительном». 4 КЛАСС.

               Дворникова   Татьяна Тимофеевна, учитель начальных классов  

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Цель: формирование предметных, личностных и метапредметных УУД

Предметные:

обобщение и систематизация сведений об имени существительном как части речи;

Личностные:

 самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через игру;

самомотивация учебной деятельности;

Метапредметные:

Познавательные:

Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию из текстов.

Регулятивные:

уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Оборудование: 

  • компьютер, медиапроектор, экран;
  • учебник «Русский язык», презентация, музыка, сигнальные карточки, раздаточный материал.

I. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального настроя на деятельность, концентрация внимания).

Приветствие.

Все начинается со школьного звонка –
Дорога к звездам, тайны океана.
Все это будет поздно или рано,
Все это будет впереди, ребята, а пока...

В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

Девиз нашего урока:

«Знания имей отличные по теме имена существительные».

Мотивация.

 - Урок русского языка у нас сегодня необычный. Главной героиней его будет королева, а имя её вы должны сейчас отгадать, определив, какая часть речи больше других будет повторяться  в стихотворении. При работе вы будете использовать оценочный лист. Слайд №2

Определение части речи

Упражнение в чистописании.

Словарная работа  

Игра: «Бегущие минутки»

Распределение слов по склонениям

Работа над деформированным текстом

Работа по карточкам

Минутка юмора

Сочинение

Самооценка

Оценка учителя

Нам подарили в Новый год чудесные подарки:

конфеты, книжки, паровоз и мяч,

и мячик яркий, машинки, яблоки, цветы

и лыжи, и тетрадки, и пароходы, и  шары,

и обруч, мягкий, гладкий.

Спасибо, дедушка Мороз, что ты подарки нам принёс. (ответы детей)

- Да, нашу королеву зовут «Имя существительное». 

Приложение 1. Слайд № 3.

 

II. Открытие  темы и постановка учебной задачи.

Пришла она к нам на урок не случайно. Она интересуется тем, насколько вы грамотны, что вы знаете об этой части речи.

- Что значит быть грамотным?

Королева принесла с собой сюрпризы, физкультминутки,  тесты, указы,  послания и просьбы.

III. Упражнение в чистописании.

Королева «Имя существительное» просит вас выполнить соединение элементов букв, встречайте её помощников с шарами. ( Записываем число и классная работа в рабочей тетради).

 

Приложение 1, слайд №4.

 

хж, эзэ, хжх, эх,

Придумайте свои цепочки. Напишите в тетрадях по желанию несколько свих цепочек. (Показ   лучших работ, объявление королевой благодарности, взаимооценивание). 

IV. Словарная работа.

  • Указ королевы:

- Отгадать загадки, записать отгадки, выделив орфограмму, составить предложение, используя эти слова.

  1.  Это слово обозначает неодушевлённый предмет, хотя на нём чаще всего изображены одушевлённые предметы.
  2.  Торжественная форма приветствия или отдавания почестей выстрелами, ракетами.
  3.  Слово пришло из латинского языка, где означало «будьте здоровы».
  4. Здание для обслуживания пассажиров.
  5.  Собрание однородных предметов.
  6.  Листок, который даёт право пользоваться чем–либо, входить куда - нибудь.
  7.  Отсутствие ограничений, того, что мешает жизни.
  8. Злак, из которого пекут белый хлеб?
  9. Слово указывает на точное место проживания.
  10.  Транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов.  
  11.  Успех в бою; успех в соревнованиях.

12. Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели.

- Что объединяет все эти слова? (сущ., непр. без. гл.)

 

Проверка. Приложение 1. Слайд №5.(Взаимооценка).

  • Физкультурная минутка для глаз: упражнения для глазных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз);

- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;

 - вращать глазами по движению круга.

Приложение 1, слайд №6.

V. Выявление знаний об именах существительных.

Королева предлагает вам поучаствовать в игре: « Бегущие минутки».

- Какие слова мы называем именами существительными?

-Только ли предметы обозначает? Приложение 1, слайд №7.

-  Как изменяются имена существительные?

- Сколько родов у имени существительного?

-  Чем является существительное в предложении?

- Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Приложение 1, слайд №8.

 – А что значит, изменить существительное по падежам?

 – А как определить склонения имен существительных?

 – Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Приложение 1, слайд № 9.

Какое правило вы должны знать относительно существительных 3 - х склонений?

- У существительных, какого склонения на конце после шипящей пишется - ь знак?

 Приложение 1, слайд № 10. 

- У существительных, каких склонений и в каких падежах  окончания- е,-и ?

Приложение 1, слайд № 11. 

- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (оценивание)

 (Для активизации полученных знаний о падежах предлагает провести игру «Узнай падеж»)

VI. Самостоятельная работа в группах по карточкам. Взаимообмен заданиями. Взаимопроверка.

Просьба королевы: 

Вставить пропущенные падежные окончания, указать падеж.

(Учащиеся работают в группах)

Карточка №1.

Гнездо белк. было  на дерев..

Из скворечн. слышался писк птенцов.

К вечеру мы добрались до деревн.

.

Карточка №2.

На вершин. холма виднелась деревенька.

В туман. у перевала стояла сосна.

Больной нуждался в помощ. врача.

Карточка №3.

Дал корм коров..

Листочки пожелтели на берёзк..

Белка прыгала с ветк. на ветку.

Карточка №4.

Любовь матер. согревает нас.

Рассказ был написан в тетрад..

Теплоход подошёл к пристан..

VII. Тестовый контроль

- Королева предлагает вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.

   

   Это трудное заданье,
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.

(Занесение оценки в оценочный лист).

VIII. Физкультурная минутка под музыку Дамиана Луиса.

Пришла зимушка – зима!

Все тропинки, все дорожки

Закружила, замела.

Запряжём-ка мы в сани лошадей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно в лад,

Только щепочки по лесу полетят.

А ногами мы притопывать начнём,

А руками мы прихлопывать начнём.

Раз – два! Раз – два!

Будут на зиму дрова!

IX. Работа над деформированным текстом. Приложение 1. Слайд №5.

А как вы справитесь с работой над деформированным текстом? Решила узнать королева, приготовив вам послание на слайде. 

Спишите текст, разделите на абзацы, расположив предложения в правильной последовательности.
Поставьте имена существительные в скобках в нужной форме.
Озаглавьте текст.

 - Прочитайте текст, который у вас получился. Как озаглавили?
 - Какая поговорка встретилась вам в тексте?
 - Почему птицам надо помогать зимой?

  - В каком падеже стоят имена существительные?

  - Как проверили безударные падежные окончания имён существительных? 

             Проверка. Приложение 1. Слайд №5, №6.

(С этим посланием королевы вы справились, в оценочный лист поставьте оценку.)

X. Минутка юмора королевы. 

Оценить творчество Незнайки, сделать вывод.   (Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имён существительных, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают работу).

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты без кашне и без пальты.

Любит кина детвора,

Если в кинах кенгура.

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумках шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв песню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.

- Над чем вы так смеялись?

Вывод: слова: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кофе, домино, пенсне не изменяются по падежам.

XI. Предварительная подготовка к выполнению домашнего задания.

Творческая работа по составлению рассказа по слайду «На кормушке».

Королева «Имя существительное» имеет в своём королевстве много существительных. Живут здесь и существительные обозначающие названия птиц: воробей, ворона, синица, снегирь, свиристель, поползень и другие. В зимние морозные дни она особенно волнуется за них. Она просит вас, ребята, рассказать о том, как вы заботитесь о птицах. Картина «На кормушке» и опорные слова помогут вам составить  сочинение на тему: «Птицы – наши друзья!».

(ученик читает стих Яшина «Покормите птиц зимой!»)

Опорные слова, словосочетания:  

Приложение 1.Слайды №6,  №7.

холодная зима, белым покрывалом, холодные злые ветры, лютые морозы, помогают, вешают, прилетают, любят, песни, вредителей,  пернатые друзья

Слушание 1-2 сочинений. (Оценивание).

XII. Рефлексия. Итог урока.

 Оценивание своей деятельности на уроке.

Благодарность за работу объявляет учащимся королева «Имя существительное».

Подсчёт баллов в оценочном листе.

 За наивысший балл – 44- 45  вручаются “Совы” – символы мудрости,

от 39 до 43 баллов - «Так держать!»,

ниже 39 баллов – «Не вешать нос!»

- Какие чувства вы испытывали на уроке? (Выбрать подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке) 

☼ уверенность  

☼  радость  

☼  удовольствие  

☼  тревога

XII. Задание домой:

Написать рассказ по слайду «На кормушке», указать падеж имён существительных.

Приложение 1. Слайд №8, №9.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

и м я с у щ е с т в и т е л ь н е о урок-обобщение Девиз урока : «Знания имей отличные по теме «Имена существительные» Учитель МОУ ПСШ Дворникова Т.Т.

Слайд 2

Определение части речи Упражнение в чистописании. Словарная работа Игра: «Бегущие минутки» Тест Работа по карточкам Работа над деформированным текстом Минутка юмора Сочинение Самооценка Оценка учителя

Слайд 3

Королева "Имя существительное"

Слайд 4

эзэ эх хжх зх

Слайд 5

П о ртрет, с а лют, т е л е фон, д о рога, в о кзал, к олл екция, б и лет, св о бода, пш е ница, адр е с, в а гон, п о беда, к а л е ндарь. Проверка словарной работы

Слайд 6

Зарядка для глаз.

Слайд 7

Имя существительное кто? предмет что? события явления природы процесс действия животный и растительный мир

Слайд 8

Непостоянные признаки: число; падеж Постоянные признаки: имя собственное и нарицательное; одушевлённость и неодушевлённость; род; тип склонения .

Слайд 9

Как определить склонение имени существительного? 1. Определить род имени существительного ; 2. Определить окончание в И.п. в ед.ч. 3. По роду и окончанию определяем склонение . Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже? 1. Поставить в начальную форму (ед. ч. И. п.)

Слайд 10

Склонения 1 скл. 2 скл. 3 скл. ж.р. и м.р. м.р. и ср.р . ж.р. -а -я - -о -е - Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3 склонения .

Слайд 11

о кормушк _ е 1 скл. Падеж Окончание 1скл. 2скл. 3скл. Р. и - ы - и Д. е - и П. е е и мечтать о прогулк___ нет равных по скорост___ находиться в холод___ изучение жизн____ е и е и П. п.

Слайд 12

Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование . Это трудное заданье, Проявите-ка старанье, Вы особенность ищите, Ничего не проглядите . Тестовый контроль

Слайд 13

1. Какие имена существительные стоят в единственном числе? а) светлячки; б) снеговики; в) полянка г) дворец

Слайд 14

2. Какие имена существительные женского рода? в) чувство; г) тростник. а) местность б) лестница

Слайд 15

3. В каких словосочетаниях имена существительные стоят в Т.п.? а) упала на пол; б) летит над лесом; в) идет под зонтиком; г) говорит с сестрой.

Слайд 16

4. Какие имена существительные относятся к первому склонению? в) кровать; б) озеро; а) весна; г) дедушка

Слайд 17

5. В окончаниях каких слов допущена ошибка? а) на машин е ; б) по дорог и ; в) нет усталост и ; г) у Катюшк е.

Слайд 18

6. Указать имена существительные с ь на конце: а) доч..; б) мяч..; в) печ..; г) гараж... ь ь

Слайд 21

На кормушке.

Слайд 22

холодная зима, белым покрывалом, холодные злые ветры, лютые морозы, помогают, вешают, прилетают, любят, песни, вредителей, друзья . Опорные слова, словосочетания:

Слайд 23

Работа над деформированным текстом В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится. Тяжёлое время наступило для (птицы). Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки).

Слайд 24

Вступила зима в свои права. Тяжёлое время наступило для птиц. В школьной мастерской мальчики сделали несколько кормуш ек . Утром ребята на лыжах отправились в лес. Они развесили кормушки на ветвях берёз, осин, ел ей . Девочки насыпали хлебных крош ек , пшена, семеч ек . Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится. Проверка.

Слайд 25

Рефлексия: Какие чувства вы испытывали на уроке? ( Выбрать подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке) ☼ уверенность ☼ радость ☼ удовольствие ☼ тревога

Слайд 26

40 - 45 баллов 39 - 43 "Так держать!" ниже 39 "Не вешать нос!"

Слайд 27

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме:" Имя существительное"

Обобщить знания по теме. Тест: Имя существительное"...

Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3  Я. В. Соколова...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок"

Обобщающий урок по теме "Распознавание падежей имен существительных".Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу , предлогу, ро...

Обобщающий урок русского языка "Имя существительное".

Этот урок проведён в форме путешествия по Африке. Изучая географические объекты данного материка, его обитателей дети повторяют изученный материал по теме "Имя существительное". В ходе урока дети запо...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"

Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....

русский язык 2 класс. Имя существительное (обобщающий урок)

Закрепляются знания детей по теме "Имя существительное" на основе материала по 24 зимним олимпийским играм в Сочи...

Обобщающий урок русского языка "Имя Существительное"

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, как части речи. Развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса слов, совершенствование устной речи. Воспитание любви к родной при...