Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rus._yaz._v_3_kl.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Склонение имен существительных (обобщающий урок)
Цель: Совершенствование умения определять тип склонения у существительных, обобщение знаний об окончаниях существительных 3-х склонений, воспитание любви к языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Рабочий настрой.
II. Повторение изученного.
- Тему сегодняшнего урока вы мне скажете сами.
Загадка. Её всегда в лесу найдешь –
Пойдешь ты в лес и встретишь:
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель, ёлка)
- С чем сравнивается елка? (с ежом)
- Какие это части речи? (существительные)
Карточки (показать склонения существительных)
1 2 3
- Скажите тему урока.
Цель: повторить все о существительных 3-х склонений, работать на уроке быстро, подготовиться к зачету по теме.
- Почему я загадала такую загадку? (скоро Новый год)
К Новому году елочку украшают, мы тоже будем наряжать её игрушками, если правильно будете выполнять задания.
(Елка с прорезями, вставляем скрепки с игрушками)
Записали число. Классная работа.
Минутка чистописания.
Новый год (первые буквы соединяем в гирлянду для елочки)
2 строчки заполняем словами, связанными с этим праздником
(В каждом слове – правило)
Это мы все проходили.
Дед Мороз, Снегурочка, праздник, подарки, снежинки, шапочки, ель, звезда, хоровод.
Вешаем гирлянду. Подбираем имена прилагательные.
(Праздник веселый, подарки большие)
1 игрушка. Из слов состоят предложения.
Разбор предложения (по членам предложения)
Вы должны правильно находить имена существительные в тексте.
Мало уметь писать,
Надо уметь думать!
Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам спешит. (Прием олицетворения)
По частям речи (учащиеся показывают ромашки – существительное, снеговиков – прилагательное, домик – глагол)
Морфологический разбор по рядам.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
существительное - лесом прилагательное - вьюжным глагол - спешит
зимний – по составу.
Справились с заданием, игрушка вывешивается.
2 игрушка. З/ т (задание для товарища)
работают по 4 человека
- Просклонять зимние слова, выделить окончания.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
1 скл. 2 скл. 3 скл.
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Обобщение.
- Какие окончания у существительных 3-х склонений?
Спешите рассказать (о падежах)
В названиях падежей отразилось главное в их значении.
1. И.п., отвечая на вопросы кто? что? Называет или именует предмет.
окончания -а, -я -о, е -
2. Существительные в Р.п. часто указывают на принадлежность предмета, т.е. откуда родом:
ученик школы реки Сибири, житель Севера.
окончания – ы, - и - а, - я -и
3. Д.п. обозначает лицо или предмет, которым что-либо дарят, дают:
подарить отцу, дать сестре.
окончание - е - у, - ю -и
4. Существительные в В.п. чаще всего обозначают то, что является причиной или, по-старому, виной действия:
встретить друга читать книгу
окончание – у, ю -а, -я, -о, а
5. Названия Т.п. нетрудно объяснить.
Оно связано со словом творить, т.е. делать:
резать ножом рубить топором рисовать карандашом
окончания – ой, -ей -ом, ем -ю
6. Существительные в П.п. употребляются только с предлогом, поэтому он так и называется:
говорить о погоде жить в селе
окончания – е -е -и
- В каких склонениях и в каких падежах имеются одинаковые окончания?
Р. и и
Таблица Д. е
П. е е и
3 игрушка. Повторили падежи, склонения.
Работаем по рядам.
1 ряд – Словарная работа. (Написать по 3 существительных каждого склонения – взаимопроверка)
2 ряд – Поставить существительные в Р.п., Д.п., П.п., выделить окончания.
Загадка. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (вьюга, метель, пурга)
3 ряд – Определить падежи существительных.
(Работа с карточками)
Елка.
Ребята долго ждали веселого праздника. Наступил конец декабря. В комнату внесли пушистую елку. В доме запахло смолой и свежестью. Стали наряжать лесную красавицу. На ветках паутинки. На верхушку елки мальчики укрепили звезду. Елка ожила. В комнате стало шумно и весело.
Проверка
1 ряд – В каком падеже у 3-х существительных одинаковые окончания?
2 ряд – Кто работал без ошибок?
3 ряд – Оцениваю работу с падежами.
4 игрушка. Словознайка.
В Новый год шумно и весело. А когда?
Когда приходят друзья в гости, заходят на огонек. А что это значит? Почему мы так говорим? Зайти на огонек.
Раньше в небольших городах России был интересный способ приглашать в гости. На окне ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонек), значит, хозяева дома и приглашают к себе всех, кто хочет их видеть.
Сейчас выражение «зайти на огонек» значит – зайти к знакомым без специального приглашения.
«Шел мимо, ну и зашел к вам на огонек».
Ну, а если к вам зашли гости, вы их, конечно, угостите чаем, чтобы они отогрелись от мороза.
Известно ли вам, когда на Руси было первое чаепитие?
В 1638 году монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу богатые дары: соболиные меха, драгоценное оружие. Но больше всего понравился русскому царю темно-золотистый напиток в серебряной чашечке – чай. Попробовал царь неизвестный до этого времени напиток и сказал: «Хорошее питье! Еще!»
Это было первое чаепитие на Руси.
5 игрушка. Загадки. Фонетический разбор отгадки.
(Работа в парах сменного состава)
- Кто больше отгадал загадок?
III. Итог урока.
- Какая работа больше всего понравилась?
- Что повторили на уроке?
Оценки за работу.
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к зачету по теме «Имя существительное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)Ахметова Саида Аслановна, учитель начальных классов План - схема открытого урока...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен прилагательных" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...
Урок русского языка в 3 классе "Связь имени прилагательного с именем существительным."( Школа России)
Тема урока : Связь имени прилагательного с именем существительным.Цель урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении..Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена при...
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Закрепление изученного об имени прилагательном"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о имени прилагательном.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о имени прилагательном;Совершенствовать умение отличать имя прил...
Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России
Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...