Обобщающий урок русского языка "Имя существительное".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Этот урок проведён в форме путешествия по Африке. Изучая географические объекты данного материка, его обитателей дети повторяют изученный материал по теме "Имя существительное". В ходе урока дети заполняют туристическую карту, таким образом сами оценивают свою деятельность на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя существительное» (1 полугодие , урок №73)
Класс: 2
Программа: «Русский язык»А.В.Полякова, Н.А. Песнеева, Москва, ОАО «Издательство «Просвещение», 2012г.
Учебник: Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 2 класса в 2-х частях – Москва:»Издательство «Просвещение», 2012г.
Тип урока: Урок-путешествие.
Цели урока:
- обобщить знания об имени существительном, выделив существенные признаки данной части речи;
- работать над орфографической зоркостью.
Задачи урока: ПРЕДМЕТНЫЕ:
знания: введение понятия «нарицательное» имя существительное,
умения: применять изученные правила правописания, находить имена существительные, опознавать одушевлённые и неодушевлённые , собственные имена существительные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)
- находить в материалах атласа ответ на заданный вопрос;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно.
- проводить сравнение, классификацию имен существительных по самостоятельно выделенным критериям и по предложенным учителем
- обобщать знания, полученные об имени существительном
Оборудование урока: интерактивная доска, атлас, физическая карта Африки, компьютер, мобильный телефон, интерактивная доска, фотографии животных и растений, Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
Конспект урока
Ход урока | Комментарии к этапу урока |
1.Психологический настрой на урок. | |
Учитель. Дети, вы любите путешествовать? Дети. Да Учитель. Закройте глазки. Где вы себя представляете? Дети. На море. В лесу. Я в Италии. В горах. Учитель. Сегодня на уроке вы сможете отправиться в путешествие. У каждого из вас есть туристическая карта, в которой вы будете оценивать этапы нашего путешествия (этапы работы) , суммировав баллы, вы получите итоговую оценку. | Цель этого этапа урока – заинтриговать учащихся. Туристическая карта(см. приложение) |
2. Постановка цели урока | |
Словарная работа. Учитель. Дети на доске написаны слова: …рбуз, ф…милия, р…бота, ин…й, кла…, …льбом. Запишите слова. Проверим как вы написали слова. Дети. Арбуз, фамилия, работа, иней, класс, альбом. Учитель. Выставите баллы в карте. Что можете сказать о данных словах. Дети. Это имена существительные. Это словарные слова. В слове класс две буквы с. Их можно разделить на две группы: имена существительные мужского и женского рода. Все они имеют форму единственного числа. Учитель. Как вы думаете, знания о какой части речи мы будем обобщать сегодня на уроке? Дети. Мы будем работать с именем существительным. Учитель. Цель урока обобщить изученный материал по теме «Имя существительное, открыть новое». Запишите на новой строке первые буквы словарных слов , не меняя порядка. Дети. Африка. | Показ на интерактивной доске. Дети оценивают свою работу по предложенным критериям в туристической карте. |
3. Подготовка к путешествию. | |
Учитель читает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Бармалей» Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы Будут вас кусать. Учитель. Дети, а вы хотите побывать в Африке? Дети. Да! Импровизация начала песни из кинофильма «Красная Шапочка» Если долго, долго, долго, если долго по тропинке, Если долго по дорожке топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, то, наверно, верно, верно, То возможно, можно, можно, можно в Африку прийти! Учитель. Покажите Африку на карте полушарий. Что вы знаете об Африке? Дети. Учитель. По одной из версий название материк получил от римлян, которые производили его от племени «арфи», населявшего область древнего Карфагена. Африка – земля Арфи, вторая по величине, четвёртая по населению. | На доске карта полушарий Звучит песня из кинофильма. |
4. Путешествие по Африке. Первое знакомство с нарицательными именами существительными | |
Учитель. Откройте в атласах физическую карту Африки (стр. 44-45). Рассмотрите, пожалуйста, африканский материк и назовите несколько географических объектов. Дети. Индийский океан, Красное море, река Нил, река Конго, озеро Чад. Учитель. Запишите в тетради найденные названия. Что вы можете сказать? Дети. Это имена существительные. Индийский, Красное, Нил, Конго, Чад пишутся с большой буквы. Это имена собственные. | У каждого ребёнка на столе лежит атлас для начальной школы Учитель показывает Объекты на карте |
Учитель. Хорошо. Подчеркните имена собственные одной чертой. Кто знает, как называются неподчёркнутые слова? Дети. Просто имена существительные. Это несобственные имена существительные. Учитель. Ребята, такие существительные называются нарицательные. Угадайте, какое из написанных слов я загадала. Оно называет небольшой водоём, его грамматические признаки: имя нарицательное, среднего рода, в форме единственного числа. Дети. Море, озеро. Нет, подходит озеро, т.к. море – это большой водоём. | |
5. Путешествие продолжается. Физкультурная минутка. | |
Учитель. Ребята, давайте погуляем по Африке. Мы туристы, мы в пути. Веселей шагайте ноги, Легче – выдох, Глубже – вдох. Путь не близок, не далёк. Впереди течёт ручей: Перепрыгнем поскорей. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. 1.2.3.4. – вот как славно освежились. Кто мы? Дети. Туристы. Учитель. Как ещё можно нас назвать? Дети. Путешественники, отдыхающие, исследователи Африки. Учитель. Кто знает, где можно найти точное лексическое значение названных слов. Дети. В толковом словаре. Учитель. Прочитаем объяснение значений слов туристы и путешественники. Дети. Турист – человек, который занимается туризмом, совершает туристическое путешествие. Путешественник – тот, кто путешествует. Учитель. Я бы хотела, чтобы вы были на уроке исследователями. | Дети вместе с учителем выполняют движения, соответствующие содержанию физминутки Работа с толковым словарём вместе с учителем |
6. Обитатели Африки. Практическая работа. Систематизация знаний. | |
Учитель. Используя карту, запишите по три одушевлённых и неодушевлённых имёни существительных. Варианты выполнения: кто? что? кто? что? жираф баобаб антилопа вельвичия слон алоэ павиан пальма лев бананы крокодил сейба Учитель. Проверим, какие объекты вам повстречались? Обоснуйте правильность группировки. Оцените выполнения этого задания. Дети. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто и обозначают название животных и людей. Неодушевлённые – это существительные отвечают на вопрос что? Учитель. Какое существительное лишнее? Дети. Бананы – оно множественного числа, а все остальные единственного числа. Пальма – в этом слове букв больше, чем звуков. Алоэ – в слове 3 слога, а переносить нельзя, только это существительное среднего рода. Учитель. Дети, обо всех животных и растениях вы знаете? Ученик: Я не слышал про вельвичию, а я хочу про банан больше узнать. Я первый раз узнал, что есть дерево сейба. Учитель. У нас есть возможность больше узнать про названные вами объекты. Работа в группах Учитель. Вы будете работать в группах. Каждой группы необходимо найти и записать имена существительные женского рода. 1 группа – текст о банане. Бананы – растения тропиков. Это гигантских многолетние травы, высотой до 15 м. Плод банана – ягода с кожистой оболочкой. После созревания плодов вся надземная часть отмирает. Семена бананов разносят животные, которые с удовольствием едят плоды. 2 группа – текст о вельвичии Вельви́чия — реликтовое дерево. Основным источником влаги для растения является густой туман, который приносится с океана западным ветром, поэтому растение редко встречается далее, чем в ста километрах от берега. Срок жизни вельвичии очень велик, он составил около двух тысяч лет. Крупнейшая известная Вельвичия высотой в 1.4 м и диаметром более 4 м. 3 группа – текст о баобабе Баобаб – удивительное дерево. Ствол баобаба достигает в диаметре 10 метров. Его дупло часто заменяет хижину местным жителям. Во время дождей ствол напитывается водой, в нём может находиться до 120 тысяч литров жидкости. Такую древесину во время засухи используют животные. Баобаб может жить более тысячи лет. 4 группа – текст о сейбе. Растения рода Сейба представляют несколько видов деревьев высотой от 2 до 50 метров с раскидистой кроной. Стволы деревьев некоторых видов как бы распухшие. Ветви у них усеяны шипами. Цветки крупные. Опыление производится при помощи ночных и дневных бабочек, летучих мышей. Плоды сейбы грушеобразные. Учитель. Проверим работу групп. Представитель группы называет найденные имена существительные женского рода. Другие группы проверяют правильность выполнения. Каждый оценивает работу своей группы, выставив баллы в туристическую карту. | |
Варианты заданий могут быть разные, предложенные варианты появляются на интерактивной доске для выполнения задания на поиск лишнего объекта по существенным признакам Показ на доске фотографий животных и растений Африки Каждая группа получает карточки с текстами о растениях. В момент выступления группы на интерактивной доске появляется иллюстрация растения Дети фиксируют баллы в карте | |
7.ММS сообщение. Работа с текстом. | |
Учитель. Дети, нам прислали ММS: фотографию из России с подписью. Посмотрите текст. Зема. идёт мягкий снега. Снежные хлопя легла наземлю и крышы дамов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и диревев. Дети. В тексте очень много ошибок. Учитель. Запишите, пожалуйста, правильно. На полях подсчитайте, сколько вы нашли ошибок. Учитель. Сколько вы нашли ошибок? Дети. 9. Я нашёл 10 ошибок. У меня тоже 10 . Учитель. Проверяем. Дети. Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. Учитель. Оцените свою работу. Предложите несколько заданий к данному тексту. Работа в группе. Дети. 1 группа – подчеркните главные члены в 3 предложении. (Хлопья легли) 2 группа – найдите существительное, которое имеет форму только множественного числа. (Хлопья.) 3 группа – придумайте заглавие к тексту. (Зимний день, Зима в России.) 4 группа – подчеркните однокоренные слова. (Снег, снежные.) Учитель. Каждая группа оценивает правильность, сверив ответы с доской. Учитель. Как вы думаете, в Африке есть такая зима? Дети. В Африке зима тёплая. Там снега не бывает. В горах снег есть. | Фотография зимнего пейзажа с текстом на интерактивной доске Дети ставят баллы за выполнение задания Оценка в туристической карте Фотографии природы Африки |
9. Вывод по теме. Итог. | |
Учитель. Дети, назовите грамматические признаки имени существительного. Дети. Имя существительное – часть речи, которая обозначает название предмета, явлений, событий, отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают нарицательными и собственными, одушевлёнными и неодушевлёнными. Имя существительное изменяется по числа, может иметь форму единственного и множественного числа, а может иметь форму только единственного или множественного числа. Имена существительные бывают женского, мужского и среднего род. Подлежащее часто выражено существительным. | Коллективная работа |
10. Домашнее задание. | |
Учитель. Дома я предлагаю вам творческую работу: сделать иллюстрацию к нашему путешествию, чтобы на ней можно было найти 10 имён существительных, связанных с Африкой. | Задание дети запишут в конце урока |
11. Рефлексия. | |
Учитель. Дети, вам понравилось наше путешествие? У кого –то появилось желание побывать в Африке вместе с родителями. Расскажите дома о путешествии. Учитель. Оцените свою деятельность, поставив итоговый балл. В зависимости от оценок «сорвите» бананы: «3» - маленький банан «4» -средний банан «5» - большой банан На обратной стороне «банана» записано домашнее задание. Спасибо за урок. | Бананы висят на магнитной доске |
Приложение.
Туристическая карта.
Фамилия, имя | Дата | ||
Название этапа | Критерии оценивания | Баллы | |
Словарная работа | 0 ошибок – 6 б. 1 ошибка – 5 б. 2 ошибки – 4 б. 3 ошибки – 3 б. 4 ошибки – 2 б. 5 ошибок – 1 б. 6 ошибок – 0 б. | ||
Классификация имён существительных по признаку: одушевлённые, неодушевлённые. | Записано : 0 ошибок– 3 б. 1 ошибка –2 б. 2 ошибки – 1 б. 3-6 ошибок – 0 б. | ||
Работа в группе | Поиск имён существительных в тексте | 0 ошибок – 5 б. 1 ошибка – 4 б. 2 ошибки – 3 б. | |
Запись текста с исправленными ошибками | Найдено: 9-10 ошибок – 10 б. 7-8 ошибок – 9 б. 5-6 ошибок – 8 б. 3-4 ошибок – 7 б. | ||
Выполнения задания по группам | Выполнено: Верно – 1 б. Неверно –0 б. | ||
Итоговый результат | Баллы | Оценка | |
23-25 19-22 15-18 | 5 4 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов.Русский язык. Существительное.(Морфология.Орфография.)
Интеллектуальный марафон позволяет учащимся углубить и расширить знания по предмету, способствует развитию их дарований,способствует развитию творческой активности, формирует устойчивую потребно...
Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Существительные первого склонения" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Существительные первого склонения (3кл)...
Урок русского языка "Существительные первого склонения"
Конспект урока русского языка "Существмтельные первого склонения". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...