Мастер - класс "Россия- Родина моя". Обобщающий урок по теме "Имя существительное"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Урок обобщения по теме "Имя существительное", 4-5 классы. Используется комплект учебников "Я - гражданин России" №3 Я. В. Соколова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Обобщение и систематизирование знаний по теме «Имя существительное» Россия – Родина моя»
Учитель начальных классов Удалова Татьяна Леонидовна
Цели: образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
- совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
- развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
- развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
- воспитание патриотизма, воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Ход урока
1. Вступительная часть. Открытие темы.
Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
Найти ответ, стремиться помнить
Всё, что узнаешь и запомнишь.
- Сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну Морфологию.
Учитель читает стихотворение Фета, стихи у учащихся на парте.
Это утро, радость эта,
Эта мощ(?) и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и в…р…ницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и б…рёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пч…лы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Это вздох н…чной с…ленья,
Эта ноч(?) без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
2. Особенности художественного стиля.
- Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна, весеннее пробуждение, весенняя радость)
- Что в этом стихотворении вам показалось особенно интересным?
- Сколько существительных? (36)
- Как вы узнали, что это существительные?
- Можем ли мы открыть тему урока? «Имя существительное как часть речи».
3. Целеполагание. Актуализация знаний
Целеполагание: повторим морфологические признаки имени существительного, синтаксическую роль имени существительного в предложении.
Обращение к наглядности (таблица, стенд). Повторение теоретического материала.
- Вернёмся к стихотворению А.А. Фета. Вы обратили внимание, что в тексте есть слова с пропущенными буквами.
Словарно-орфографическая работа.
Задание: вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
- Вспомним правописание изученных орфограмм.
- Сколько в этом стихотворении предложений? (Предложение одно, 36 существительных, ни одного глагола. Удивительно!)
- С какой целью Фет использовал такое количество существительных в одном предложении? ( Одна картина меняет другую)
- Но движение, действие выражается глаголом, а глаголов здесь нет. Что же способствует оживлению картины? Чтобы ответить на этот вопрос нужно исследовать текст.
4. Исследовательский практикум.
- Мы уже говорили, что в стихотворении 36 существительных и ни одного глагола. Назовите существительные, которые, по вашему мнению, оживляют картину. Почему? (Существительные со значением действия: говор, крик, свист, зык, вздох)
Задание: Найдите в тексте конкретные существительные. Определите морфологические признаки двух существительных.
Задача этого этапа урока повторить морфологические признаки существительных.
ж.р., 1 скл. (выполнение задания)
- Что мы вспомнили об имени существительном?
Вывод: Существительные могут обозначать не только предмет, но и действие, качество, состояние природы
Поэт в стихотворении рисует природу, здесь есть и живые и неживые предметы. Одни отвечают на вопрос кто? Это… Другие отвечают на вопрос что? Это…
Задание: Пользуясь стихотворением, найдите одушевлённые существительные и неодушевленные.
Задание: Определите, какие существительные собственные, какие нарицательные.
- Обратимся к стихотворению Фета. Вы обратили внимание, что поэт условно разделил стихотворение на 3 части. Как вы думаете, почему? ( утро, день и вечер).
Иллюстрации на доске
- Картины природы показал А. Фет в своем произведении. Картины природы я могу отнести к понятию «родная природа», а « родная природа» - это ….. (моя Родина)
5. Работа над понятием «Родина»
Работа с карточками: (в конвертах, на парте)
- сложить слова из букв, найти данные слова в классе (слова прикреплены в классе в разных местах), прикрепить их на доску, поделив на 2 группы:
мн.ч и ед.ч (9 слов)
- Что объединяет эти слова? Какова тема? (Родина)
- Как стихотворение А. Фета может быть связано с темой Родины?
На доске
Школа города
семья деревни
страна РОДИНА леса
Родители
Друзья
Поля
Подберите однокоренные слова к слову Родина.
Род-н-ой, род-и -тел-и, род-ств-енн-ик-и, на -род, род, род-н-я, род -ин-а
Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)
-Выполните морфемный разбор слов
– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.
Родина, -ы, ж. (таблица)
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины
- Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия). Наше село лишь маленькая часть большой страны, которая называется Россия.
Показ иллюстраций (природа) на доске
- Обратимся к стихотворению А.А. Фета. Свою любовь, свои чувства он выразил через стихи, художники выражают свою любовь к Родине, природе через картины, композиторы через музыку, писатели через произведения.
- Как вы можете выразить свою любовь к Родине? (сочинение стихов, рисунки, посадка деревьев, бережное отношение к природе, помощь людям, т.е хорошие поступки, изучать историю нашей Родины, посещать музеи, путешествовать).
Работа по учебнику №3 «Удивительная страна – Россия!»
- Рассматривание иллюстраций на с. 3
- Какие достопримечательности вы бы поместили?
- заполнение формы – клише по учебнику (по группам)- тексты, пословицы (приложение)
Синквейны «Родина»
- Прочитайте свои синквейны, составленные дома
На доске (кластер) Родина Природа
Россия Край родной
Душа Мать Мой дом
6 . Выяснение синтаксической функции существительного.
- Вернёмся к стихотворению на доске А.А. Фета.
Задание: Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. Объясните знаки препинания.
- Что мы увидели? (В предложении 27 подлежащих).
- Разбор предложения «Наша Россия – удивительная страна»
Вывод: Имена существительные чаще всего в предложении являются подлежащими, но могут быть и сказуемыми, и второстепенными членами предложения.
7. Презентация «Россия – мой дом»
Глядя на слайды презентации, мы еще раз убедимся, что Россия – удивительная страна
Вывод делает учитель
Домашнее задание: Рекламный текст, стихотворение (выбор)
8. Подведение итогов. Рефлексия
Расположить свои солнышки на планете Земля (учитель тоже помещает солнышко, вокруг него солнышки детей)
- Можно я подарю вам свой синквейн
Урок
интересный, полезный
информирует, учит, развивает
Сколько голов, столько и умов
Русский язык!
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
Приложение
Это утро, радость эта,
Эта мощ(?) и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и в…р…ницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и б…рёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пч…лы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Это вздох н…чной с…ленья,
Эта ноч(?) без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Это утро, радость эта,
Эта мощ(?) и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и в…р…ницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и б…рёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пч…лы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Это вздох н…чной с…ленья,
Эта ноч(?) без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Приложение
Наша Россия уникальна! Это ______________часть суши.
Это выдающиеся люди:_____________________________________________________
Это и простые люди__________национальностей.
Россия – удивительная страна! Она славится уникальной природой.
На территории России расположились горы___________, ________
У нас Камчатка с ее_____________.
У нас Байкал с удивительными__________________________.
У нас реки:___________________________________________
Соберите пословицу.
На чужой сторонушке Родина–мать У чужой еды Каждый кулик Где выросла сосна В своём болоте У своего гнезда | и лягушка поёт и ворон орла бьёт рад своей воронушке и вкус чужой умей за неё постоять своё болото хвалит там она и красна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок"
Обобщающий урок по теме "Распознавание падежей имен существительных".Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу , предлогу, ро...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имен существительных" (обобщающий урок) - программа "Школа России"
Нестандартный урок по обобщению знаний по данной теме. Чтобы создать интерес к учению, нужно увлечь работой всех учеников....
Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс
Презентация к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс...
Карточка для групповой работы к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс
Карточка для групповой работы к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок)Ахметова Саида Аслановна, учитель начальных классов План - схема открытого урока...
Обобщающий урок по ОРКСЭ на тему "Судьба и Родина едины"
Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ на тему "Судьба и Родина едины" 4 класс УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...