Урок русского языка в 4 классе по теме "Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Распознавание падежей имен существительных".
Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа; развивать умения распознавать падежи по вопросу , предлогу, роли в предложении; развивать речь, внимание, память детей; учить делать выводы, рассуждать; воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа №20
Раменского района Московской области
Конспект урока русского языка в 4 классе
по теме : «Распознавание падежей имен существительных. Обобщающий урок»
Подготовила учитель начальных классов:
Бондаренко Татьяна Григорьевна
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 В КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК».
УЧИТЕЛЬ: Бондаренко Т.Г.
ЦЕЛИ:
1. Обобщить знания учащихся об особенностях каждого падежа.
2. Развивать умения распознавать падежи по вопросу, предлогу, роли в предложении.
3. Развивать речь, внимание, память детей.
4. Учить делать выводы, рассуждать.
5. Воспитывать интерес к родному языку.
ЭТАПЫ УРОКА СОДЕРЖАНИЕ
I.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
исключение из цепочки лишних слов.
Письмо по памяти.
II. ПОСТАНОВКА ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
УЧЕБНОЙ
ЗАДАЧИ.
III. РЕШЕНИЕ 1 .Склонение существительных (одуш. и неодуш.)
УЧЕБНОЙ 2.Определение падежей имен существительных
ЗАДАЧИ. по вопросу и предлогу.
3.Разбор предложений по членам,
распознавание падежей существительных
по вопросу, предлогу и роли в предложении,
составление схемы предложения.
4 Физкультминутка.
IV. РЕФЛЕКСИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
восстановление деформированного предложения,
распознавание падежей существительных, составление схемы.
V. ИТОГ УРОКА. Формулирование вывода.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 В КЛАССЕ
по теме « РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК»
ХОД УРОКА:
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Словарная работа. - Послушайте, внимательно, слова и скажите какие лишние, почему?
АГРОНОМ УЧЕНИК БЕРЕЗА УЧИТЕЛЬ ПЕНАЛ ТЕТРАДЬ КЛАСС
Агроном и береза - словарные слова не по теме «Школа».
-Напишите слова по памяти. Какие слова написали? Назовите орфограммы в них.
II.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
-Послушайте:
Часть речи восхитительная,
Она дает прямой ответ:
Что перед нами за предмет?
А если тот предмет живой,
Вопрос задай совсем иной
Кто? Кого? Кому? О ком?
Будешь дружен с языком.
- О какой части речи говорится?
- Что вы знаете об имени существительном? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что? ( примеры);
имена существительные бывают мужского, женского и среднего родов (примеры);
имена существительные изменяются по числам (примеры);
имена существительные изменяются по падежам.
-Что значит изменятся по падежам? (склонятся)
- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по
вопросам)
- На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности.
Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.
III. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
1. Склонение существительных (одушевленного и неодушевленного).
-Какой частью речи являются записанные нами слова? (имена существительные). Просклоняем два существительных: одно- одушевленное, другое- неодушевленное. Будем выделять окончания имен существительных, наблюдая как они изменяются,
(письменно) С комментированием :
И.п. кто? учитель что? класс
Р.п. кого? учителя чего? класса
Д.п. кому? учителю чему? классу
В.п. кого? учителя что? класс
Т.п. кем? учителем чем? классом
П.п. о ком? об учителе о чем? о классе.
2.0пределение падежей имен существительных.
-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)
Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.
И.п. - кто? что? -
Р.п. — кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,
Д.п. - кому? чему? к, по
В.п. - кого? Что? через, про, в, на, за,
Т.п. - кем ? чем? над, между, с, за, под
П.п. - о ком? о чем? при, о, об, в, на
-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?
( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.)
Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ?
(только в Р.п.)
Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:
Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.(запись на доске)
Как определить падеж последнего существительного? (по роли в предложении).
3. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.
-Посмотрите на доску, поработаем с этими предложениями.
Ябл...ни клонятся (к)з...мле (под)тяжест...ю соч...ных пл...дов. (От)дуба (до) б...резы т...нулись длин...ые тени. С...бака смотрит (на)дятла и з...ливается лаем.
Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (с проверкой) составим схему предложения (на доске и в тетради).
4. Физкультминутка.
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Самостоятельная работа.
-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Разберите предложение по членам. Составьте схему, (с проверкой)
СТОЯЛИ ВЕТКИ НА ДУШИСТОЙ СИРЕНЬ ОКНО
V. ИТОГ УРОКА.
-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Словосочетания глаголов с именами существительными в косвенных падежах"
К открытому уроку....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"
На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Определение падежей имен существительных" Девиз урока: "Судьба планеты - наша общая судьба"
Урок посвящен Году экологии...
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Творительный падеж имени существительного
Тема: «Творительный падеж имени существительного»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тема: Предложный падеж имени существительного....