Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Программа "Начальная школа XXI века"
Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: создание условий для организации наблюдения за значением и звучанием родственных слов, для обучения коллективному формулированию выводов.
Задачи урока: закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению.
Планируемые результаты:
Предметные: наблюдение за значением и звучанием родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения.
Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.odt | 24.6 КБ |
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.odt | 12.44 КБ |
prezentatsiya_koren_kak_obshchaya_chast_rodstvennyh_slov.odp | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
ФИО: Олейниченко Светлана Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 2-Б
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Тема | Корень как общая часть однокоренных слов | ||||||
Цель | Создание условий: для организации наблюдения за значением и звучанием родственных слов; для обучения коллективному формулированию выводов. | ||||||
Задачи | Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению) | ||||||
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
| ||||||
Основные понятия | Корень слова, родственные слова. | ||||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. | ||||||
Ресурсы:
|
| ||||||
Формы урока | Фронтальная, групповая. | ||||||
Технологии | Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникационные. | ||||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. | Планируемые результаты. | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные. | |||||
Оргмомент. | Организация рабочего места. Мотивация на деятельность. | Контроль за организацией рабочего места учащихся. | Умение организовать рабочее место. | Принятие образа «хорошего ученика». Мотивация к учебной деятельности. | |||
Актуализация знаний: чистописание, словарная работа. | Моделирование.: использование модели для анализа слова. Работа по подбору родственных слов. | Организация подводящего диалога. Осуществление корректировки действий учащихся. | Конструирование букв из элементов. Работа с моделью слова. Работа с родственными словами. | Повторение словарных слов. Формирование умения работать с моделью слова, лексическим значением слов. | Р. Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. К. Умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу. | |
Постановка проблемы. | Анализ группы родственных слов с опорой на ранее изученный материал. Выявление слова, не соответствующего данной группе, формулирование первого признака родственных слов. | Организация работы в группах. | Работа с однокоренными словами. | Умение анализиро- вать признаки родственных слов. | Р. Умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу. П. Осознание познавательной задачи. К. Умение участвовать в диалоге. | Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль. | |
Решение проблемной ситуации. | Анализ группы родственных слов с опорой на ранее изученный материал. Выявление слова, не соответствующего данной группе, формулирование второго признака родственных слов. | Организация работы в группах. | Работа с однокоренными словами. | Умение определять главные признаки родственных слов. | Р. Осознание трудностей, стремление их преодолеть, умение пользоваться различными видами помощи. П. Умение устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать. К. Умение вступать в сотрудничество с одноклассниками. | Умение анализиро- вать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. | |
Этап физической разрядки. | Смена динамических поз. | Организация данного этапа. | Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения. | ||||
Первичное закрепление | Выбор определения понятия «корень слова» из предложенных вариантов. Формирование групп однокоренных слов по заданным признакам. | Организация фронтальной работы с применением ЦОРов. Сопровождение учащихся при работе в парах. | Работа с правилом «Как правильно выделить корень». Игра «Рассели жильцов». | Формирование умения осуществ- лять подбор однокоренных слов. | Р. Умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. П. Умение извлекать информацию, критически её оценивать. К. Умение допускать возможность различных точек зрения, высказывать и аргументировать своё мнение. | Умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. | |
Применение полученных знаний в новой ситуации. | Выполнение теста. | Организация тестирования. | Электронный мониторинг. | Представление результата своей работы. | Р. Умеине использовать установленные правила в выборе способа решения. П. Умение использовать общие приёмы решения задач. К. Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. | Развитие самостоятельности. | |
Рефлексия деятельности на уроке. | Оценивание собственной деятельности на уроке. Фиксирование неразрешённых затруднений как направление будущей учебной деятельности. | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников . | Р. Умение устанавливать соответствие полученного результата поставлен-ной цели. П. Рефлексия способов и условий действий. К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельно сти. |
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Московская область, Раменский район
учитель начальных классов
Олейниченко С.Н.
2015-2016 уч.г.
Русский язык.
2 класс
Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: создание условий для организации наблюдения за значением и звучанием родственных слов, для обучения коллективному формулированию выводов.
Задачи урока: закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению.
Планируемые результаты:
Предметные: наблюдение за значением и звучанием родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения.
Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Оборудование:
1. Интерактивная доска (презентация, ЦОРы).
2. Ноутбук учителя.
3. Единая коллекция образовательных ресурсов ( конструктор правила
«Корень — общая часть родственных слов», игра «Рассели жильцов»)
Ход урока.
- Оргмомент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим.
И тихонечко сидим.
- Чистописание.
- Ребята, к нам на урок очень спешили две буквы. Они так торопились, что споткнулись, упали и рассыпались. От них остались вот только эти элементы (2 овала, 2 длинные наклонные с петлёй).
- Соберите буквы, запишите их в тетради.
- Повторите написание букв три раза.
- Актуализация знаний (словарная работа).
. . д / в . д .
- Посмотрите, наши буквы уже освоились и заняли свои места в каком-то слове.
- Что вы можете рассказать об этом слове? (2 слога, 1 слог безударный, 2 слог ударный, 7 букв, 2 гласные...)
- Вы догадались, какое это слово?
- В случае затруднения загадать загадку:
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза спрятав нос. (медведь)
- Почему медведь получил такое название? (ведает, где мёд)
- Какую гласную напишем в первом слоге? (е)
- Запишите к слову медведь 2-3 родственных слова (медведица, медвежонок, медвежий).
- Как вы думаете, что означает выражение «медвежий угол»? (отдалённое, малонаселённое, глухое место)
- Посмотрите, как выглядит настоящий медвежий угол (демонстрация на интерактивной доске)
- Докажите, что вы правильно подобрали родственные слова.
- Выделите корень в словах. (медвед-, медвеж-)
4. Проблемная ситуация.
- Соседи медведя ежонок, волчонок и лисёнок тоже составляли группы однокоренных слов. (ёж — левый, левша, лев; лиса — водитель, вода, водный; волк — дело, делить, деловой).
5. Решение проблемной ситуации.
а)работа в группах, обсуждение, выступление представителей групп).
- О каком признаке родственных слов забыли животные, когда составляли эти группы слов? (Общность в значении однокоренных слов. Если учитывать только звуковое и буквенное совпадение, то возможно появление ошибки).
б) учебник, стр.92 упр.3 (работа в группах)
- Чтение задания.
- Обсуждение в группах.
- Выступление представителей групп.
- Отсутствие какого признака не позволяет называть слова родственными? (отсутствие общего корня)
- Обратите внимание: нельзя путать родственные слова и синонимы (слова, близкие по смыслу, но не имеющие общего корня).
- Подведите итог: как же правильно подбирать родственные слова, сколько признаков необходимо учитывать?
6. Первичное закрепление.
а) Единая коллекция образовательных ресурсов:
- Игра «Кто прав?»
- Игра «Рассели жильцов».
б) Работа в парах (в тетрадях, 1 пара у интерактивной доски).
- Распределите слова на 2 группы родственных слов: дорога, дорожка, часы, дорожный, часики, часовщик, бездорожье, часовой, дорогая, будильник.
- Фронтальная проверка.
- Все ли слова выписали?
- Почему? Докажите своё мнение.
7. Рефлексия (самостоятельная работа).
Использование системы электронного мониторинга (тест).
- В какой группе записаны однокоренные слова?
А. дорога, путь
В. снег, снеговик
С. вода, водитель
- Отметьте неоднокоренное слово:
А. гора
В. горе
С. горка
- Подберите родственное слово к слову храбрость:
А. храбрый
В. смелый
С. мужественный
- Отметьте слово, родственное слову роза:
А. розочка
В. розовый
С. розги
8. Итог урока (на интерактивной доске)
- Мы с вами узнали...
- Мы с вами научились...
- Нам было интересно...
- Мне было трудно...
- С каким настроением вы сегодня уходите с урока? (оставить цветок в вазе)
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 группа левый левша лев
2 группа водитель вода водный
3 группа дело делить деловой
Распределите слова на 2 группы однокоренных слов: дорога, дорожка, часы, дорожный, часики, часовщик, бездорожье, часовой, дорогая, будильник
Мы с вами узнали... Мы с вами научились... Нам было интересно... Мне было трудно...
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)
Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока: урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс
Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")
Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...
Урок русского языка по теме: «Что такое части речи» 2 класс УМК Перспектива
УМК Перспектива...
Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....