Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Соловьева Светлана Николаевна

Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана методика организации исследовательской работы учащихся в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема урока: «Наречие как часть речи»

Методическая цель: методика организации исследовательской работы учащихся в парах и группах.

Инновационные приёмы: создание ситуации успеха каждого ученика, чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся; приёмы: исследовательская групповая и парная работа.

Технология: технология деятельностного метода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Педагогическая цель урока: Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Задачи урока: развивать умение находить наречия в тексте; совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: учащиеся познакомятся с наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам.

Метапредметные УУД: Познавательные: определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Личностные результаты: Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; понимать чувства одноклассников, собеседников; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Методы работы: проблемно-поисковый, исследование, индивидуальный, работа в парах, в группах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентция, карточки для исследовательской работы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I.  Мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

- Проверим готовность к уроку.

- Посмотрите, какой сегодня солнечный день. Солнце освещает всю землю, оно всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

- Закройте глаза и мысленно произносите за мной такие слова: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».

- Откройте глаза. Я желаю вам успеха!

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

- Чтобы узнать тему, мы начнём урок со словарной работы.

 - Объясните правописание слов. (Слайд 2)

Н.ябрь, а.уратно, х.р.шо, в.гон, р.ботать, в.гон, комн.тный, медле.о, кла.ная, м.рковный, .бедать, г.зета.

- Как можно распределить эти слова?  

- Распределите слова в столбики по частям речи.

(Работа в парах по карточкам).

-Как отличить одну часть речи от другой?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Объясняют правописание словарных слов.

По частям речи.

Проверка работы в парах (самопроверка по слайду №4 презентации).

Сущест-вительное

Прилага-тельное

Глагол

?

ноябрь
газета

вагон

морковный

классная

комнатный

обедать

работать

хорошо

аккуратно

медленно

III. Выявление места и причины затруднения

- На какой вопрос отвечают слова 4 группы?

- Попробуйте определить, что они обозначают – признак или действие.

 - Почему у вас возникло затруднение?

-  Хотелось бы вам узнать, что это за часть речи?

- На вопрос: Как?

Кто-то относит слова к действиям, кто-то – к признакам.

- Эта часть речи нам незнакома, и мы хотим узнать всё об этой части речи

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(целеполага-ние)

- Какое слово спряталось? (Слайд №5).

- Как думаете, что обозначает это слово.

- Откройте учебник на с. 73 и прочитайте заглавие. Сформулируйте тему урока.

- Значит, к какой части речи относятся слова 4 группы. (Слайд №6)

- Сформулируйте задачи урока. (Слайд № 8)        

Наречие.

Название новой части речи.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи урока.

1. Познакомиться с новой частью речи, узнать: как она называется; что обозначает; на какие вопросы отвечает; как изменяется; как «ведет» себя в словосочетаниях.

2. Учиться отличать её от других частей речи.

Составляют план изучения наречия как части речи:

1. Самостоятельная или служебная часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

6. Роль наречия в речи

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать

выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

V. Реализация построенного проекта

- Какие есть пути решения всех этих задач?

- Для исследования предлагаю взять  предложение

«В тетрадках всегда пиши аккуратно».

Запись предложения с комментированием.

- Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в парах и скажите.

- Почему именно эти слова вы выбрали?

- Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

- Что заметили?

- Какой сделаем вывод?

- Как вы думаете, наречие – самостоятельная или служебная часть речи?

- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Каково его происхождение? Известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия? К вам на помощь пришло само НАРЕЧИЕ.

- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

- Понаблюдаем, на какие еще вопросы отвечают наречия? (Слайд № 9)

БЛИЗКО,  СЛЕВА,  СПРАВА

НАПРАВО,  НАЛЕВО,  ВВЕРХ

СЕГОДНЯ,  ВЧЕРА,  УТРОМ

ИЗДАЛЕКА, СВЕРХУ, СПРАВА

ЧЕСТНО, ДРУЖНО, ИНТЕРЕСНО

НАРОЧНО, НАЗЛО  

ПОНЕВОЛЕ, СПРОСОНОК

- Давайте подведем итог, что мы уже узнали о наречии? (Слайд №

- Оцените свою работу.

- Исследовать самим или прочитать вывод в  учебнике. Но мы выбираем исследование.

Записывают предложение, обсуждают  и называют слова для исследования. Слова: всегда, аккуратно.

- К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное,  это наречие.

- Поставить вопрос от какого-то слова к этому слову, которое выбрали, т. е. найти словосочетание.

Выписывают словосочетания: пиши (как?) всегда, пиши (как?) аккуратно.

-Слова сочетаются с глаголом пиши и отвечают на   вопрос как? поясняют глагол и обозначают признак действия; являются второстепенными членами.

- Слово с такими признаками – это наречие.

- Самостоятельная, потому что называет, а не указывает.

Выступает мальчик в роли Наречия.

- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древне-русском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь « приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом.

ГДЕ?

КУДА?

КОГДА?

ОТКУДА?

КАК?

ЗАЧЕМ?

ПОЧЕМУ?

Составляют схему «Наречие».

НАРЕЧИЕ

•  Самостоятельная часть речи;

•  отвечает на вопросы «как?», «когда?», «где?», «куда?», «откуда?»;

•  обозначает признак действия;

Оценивают выполнение работы.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Физминутка

(Слайд №

Руку влево. Руку вправо.

Руки вверх. Руки вниз.

На носочки поднимись,

И на пятки опустись.

Дружно вместе повернулись,

Влево, вправо потянулись,

Ножками подрыгали,

И чуть-чуть попрыгали.

Вправо, влево повернись,

А потом вперёд нагнись,

Вниз присядь, вверх потянись.

А потом за стол садись.

Выполняют движения

Самостоятель-ная работа в группах (на карточках) 

Продолжим наше исследование: проверим, 

изменяется ли форма у наречия?

Я выдвигаю гипотезу, что: наречие - изменяемая часть речи. Ваша задача, опровергнуть или доказать правдивость гипотезы. Работаем по группам.

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам.

Проверка исследовательской работы.

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

-Сделайте вывод. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!              Наречие      Наречие не изменяется по временам!  неизменяемая    

Наречие не изменяется по лицам!        часть речи.                                                                

Наречие не изменяется по падежам!

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в группе. Учитывать мнение членов группы.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа

по учебнику

(упражнение 125).

Работа

по учебнику

(упражнение 126)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

– Прочитайте. Выделенные слова – наречия. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

– Какую роль выполняют наречия в предложениях?

– На какой вопрос отвечает каждое наречие? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.

– Выпишите наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

– Слова «звонко», «тонко» отвечают на вопрос «как?», обозначают признак действия.

Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.  (Приложение 1.)

Осуществлять анализ произведения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

VII. Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону.

– Используя слова в скобках, запишите ответы на вопросы. Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.  

Как ребята разделили яблоки? (Поровну.)

Как спортсмен переправился через речку? (Вплавь.)

Куда повернула машина? (Направо.)

Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (Сверху.)

Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)

Записывают ответы на вопросы, проверяют правильность работы по слайду презентации № 15, поменявшись тетрадями с соседом по парте. Оценивают работу. (Приложение 2.)

      Ребята разделили яблоки поровну.

Спортсмен переправился через речку вплавь.

Машина повернула направо.

Рисунок лучше рассматривать сверху.

Я ему расскажу об этом послезавтра.

.

Понимать на слух ответы учащихся. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Выполним задания из электронного приложения к учебнику.

Выполняют задания из электронного приложения к учебнику, используя интерактивную доску.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

IX. Рефлексия

учебной деятельности.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

-   Какую цель мы ставили в начале урока?

 -Достигли мы с вами поставленной цели урока?

– Расскажите о наречии всё, что вы узнали.

– Что бы вы хотели еще узнать о наречии?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, употребляя наречия.

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!

- А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают свое состояние на уроках, используя наречия из словаря для справок.

На уроке мне было… потому что… Особенно…

Слова для справок: интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Задаю 2 варианта задания по выбору:
1. Выполнить упражнение 127 в учебнике
2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия:
……………… далеко
……………….глубоко
………………. высоко
……………… хорошо

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Работа по учебнику (упражнение 126)          

Выписывают словосочетания.

Поднималась (как?) медленно, поднималась (где?) впереди, возвращался (когда?) вечером, пискнул (как?) слабо, пискнул (как?) жалобно, светило (как?) ярко, светило (где?) кругом, спустился (как?) благополучно, спустился (куда?) вниз.

Выписывают наречия, ставя перед ними вопрос, на который они отвечают.

(Где?) впереди, (как?) медленно, (когда?) вечером, (как?) слабо, (как?) жалобно, (как?) кругом, (куда?) налево, (куда?) направо, (как?) благополучно, (куда?) вниз.

Приложение 2

Карточка

для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

– Используя слова в скобках, запишите ответы на 3 любых вопроса. Подчеркните наречия, стрелкой укажите связь наречия со словом, к которому оно относится.

Как ребята разделили яблоки? (Поровну.)

Как спортсмен переправился через речку? (Вплавь.)

Куда повернула машина? (Направо.)

Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (Сверху.)

Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку для 2 класса " Части речи" УМК "Школа России"

Тест  является проверочной работой в конце изученной темы " Части речи"...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме:" Распознавание частей речи" (Программа "Школа России", 3 класс)

Урок рефлексии Тема: « Распознавание частей речи»Цель: Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.Задачи:Обучающие: Развивать умение различать части реч...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать умение определять имя прилагательное;развивать умение распознавать прилагательное среди дру...

Технологическая карта урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России» 2 класс)

Цель урока: формирование  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с частью ...