Этап | Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | -Хотите вы встретить новых друзей? О старых побольше узнать? Садитесь удобнее поскорей. Пора нам урок начинать. - А кто наши друзья на уроке русского языка? (Буквы, звуки, члены предложения, части речи…)
| Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. | Подготовка к восприятию нового материала. | Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Вы слыхали о магии чисел? Каждое число имеет свое магическое значение. «2» - у человека парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д. «3» - троекратный повтор, святая троица. - Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете. - А какие вы знаете пословицы и фразеологизмы с числом СЕМЬ.? . (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу. До седьмого пота. Семь бед – один ответ. Почувствовать себя на седьмом небе. Семь верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.) Запишите пословицу. (Минутка чистописания) | Актуализация знаний учащихся. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков | Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД. Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы. |
3.Постановка учебной задачи. | 1)- Сегодня наш урок необычный. Он посвящен дню рождения нашего родного села. На холме высоком Объячево стоит. А внизу по камушкам реченька журчит, Луза по названию, моет берега У нее призвание течь во все века. -Эти стихи написала Светлана Яковенко, поэтесса из Объячево. – На доске предложения. Чему они посвящены? Родное Объячево отмечает юбилей. Селу исполняется пятьсот тридцать пять лет. – Все слова этих предложений можно распределить в группы. – По какому признаку? (по частям речи) – Докажите, что вы правильно определили части речи. Слайд2. – У каких слов вы не смогли определить часть речи? Слайд 3 . -Что называют эти слова? (число) -Какой вопрос можно к ним поставить? (сколько?) -Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? - Сформулируйте тему урока. 2) Запись темы. “Имя числительное”. Слайд 4. ? – Какие задания мы будем выполнять на уроке? | Создание проблемной ситуации. | Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока | Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | 1) Работа в тетради. – Запишите слова четвёртой группы. – Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на доске. Двенадцать, ранняя, построен, весна, первый. – Докажите, что они являются именами числительными. – Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени) – Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата) – Допишите его в наш список числительных. 2) Обобщение знаний, полученных при наблюдении за словами. – Выбери правильный ответ. Тест. Имя числительное – это … Слайд 5. 1.Член предложения; 2.Часть речи; 3.Часть слова. Обозначает: Слайд 6. 1.Предмет; 2.Признак предмета; 3.Количество предметов; 4.Порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: Слайд 7. 1.Кто? Что? 2.Какой? 3.Сколько? 4.Что делает? 5) Формулировка правила. – А теперь сделайте вывод, используя правильные ответы. Слайд 8. 3) Подтверждение правила по учебнику, страница 60.
| Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций. | Выполнение заданий. Составление определения понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные». | Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.
Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Первичное закрепление. | 5. Физминутка. 6. Знакомство с разрядами числительных. 1) -Что еще узнали из правила об именах числительных? (отвечают на вопрос который?) (Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются порядковыми числительными. А имена числительные, которые называют количество предметов при счете и отвечают на вопрос сколько?, называются количественные числительные)Слайд 9. 7.Первичное закрепление. 1)Устно. Речевая разминка. Игра «Который?» От количественных числительных образовать порядковые.(три, одиннадцать, тринадцать, пятнадцать, семнадцать, девятнадцать, пять, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать, двадцать)
| Установление осознанного восприятия. Обобщение | Решение типового задания.
Контроль –сличение с образцом.
Анализ ошибок.
Коррекция. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные УУД: сотрудничество.
Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 2)Работа в группах. Оценивание. Кого поблагодарим в группе? Слайд 10,11 (проверка) Работа с текстом. Вставьте пропущенные числительные. Отчитаем числительные.
Объячево - политический, экономический и культурный центр Прилузского района. Население _____ тысяч человек. От Объячево до Сыктывкара _____ км.Основано Объячево в ______ году . В _____году селу исполнилось ______лет. Школа в Объячево открылась в _____ году. В настоящее время в ней обучается ______учащихся. В селе проживают люди ________национальностей. В селе ____ улиц с государственными и частными домами.
Для справок: 1478, 2013, 535, 1925, 8800, 41, 16, 900, 200 Тысяча четыреста семьдесят восемь, две тысячи тринадцать, пятьсот тридцать пять, Тысяча девятьсот двадцать пять, восемь тысяч восемьсот, сорок один, шестнадцать, девятьсот, двести.
3)Работа в парах. Оценивание.Взаимопроверка. Слайд 12. Из данного текста первый учащийся выписывает предложения с порядковыми числительными, а второй – с количественными. Предложений с порядковыми числительными в тексте меньше. Договоритесь, кто что будет выписывать. (Помощь учителя и затем фронтальная проверка) 7.Физминутка. 8.Работа со словарными словами. Отгадайте загадки: То ли цифра, то ли вилка, То ли двух дорог развилка. В ученической тетради Знаю точно - все ей рады.(четыре) Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом Различу едва-едва, Где в ней ноги, голова. Лишь когда на бок ложится, В бесконечность превратится. И в очках она видна. Эта цифра нам нужна.(восемь) -Откройте учебники на стр.59 Слайд 13. -Что скажем про слова отгадки? (словарные слова) -Запишем в словарики. - Составим предложения с этими словами. -Какие еще словарные слова - числительные вы знаете? (одиннадцать, шестнадцать) | Организация деятельности по применению новых знаний. | Работа в группах. Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном). | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение.
Коммуникативные УУД: Умение работать в группах
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | - Вы все видели по телевизору передачу «прогноз погоды». Давайте составим рассказ- прогноз на завтра, используя числительные. Рассказывать можно обо всем: о доме, о школе. 10.Итог урока. Рефлексия. - Вы все видели по телевизору передачу «прогноз погоды». Давайте составим рассказ- прогноз на завтра, используя числительные. Рассказывать можно обо всем: о доме, о школе.
Слайд 14. Получилось ли у вас выполнить те задания, которые вы наметили выполнить в начале урока? Нарисуйте в тетради лестницу успеха и отметьте на ней свои достижения. Закончи предложения: Я работал с … настроением.
| Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: рефлексия.
Личностные УУД: смыслообразование. |