Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока: урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русск.яз. Подбор и написание однокоренных слов.doc | 71.5 КБ |
Русск.яз. Подбор и написание однокоренных слов.ppt | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ПОДБОР И НАПИСАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ»
Цели:
- формировать представление о подборе родственных слов;
- вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;
- развивать внимание, память, умение работать в парах, осуществлять самопроверку и самоконтроль;
- воспитывать наблюдательность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой (УМК «Школа России»), карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке.
- С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ждете от урока?
- Сегодня на уроке у нас новая тема. Вы сами сможете сделать открытия и выводы, приобрести новые знания. Слайд 1.
- Знакомство с темой. Постановка цели урока.
- Прочитайте тему урока.
- Что знаете по теме?
- Что сегодня узнаем?
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Цель: учиться подбирать и писать однокоренные слова, выделять корни).
- Индивидуальная работа по карточкам.
Учащимся предлагаются разноуровневые задания.
Карточка (1 уровень)
Допиши к данным словам однокоренные слова по образцу, выдели корень в однокоренных словах.
мыло – мыльница гусь – гусёнок
суп - …………… лиса - ………..
хлеб - ………….. тигр - …………
сахар - …………. аист - …………
Карточка (базовый уровень)
В каждой строке найди однокоренные слова. Выдели в них корень. Лишнее слово зачеркни.
Гусь, гусиный, густой, гусыня.
Слеза, прослезился, слезинка, слезла.
Лев, левша, левый, налево.
Лётчик, летать, лето, летучий.
Горный, гора, гористый, горевать.
Карточка (повышенный уровень)
Запиши слова в два столбика. Будь внимательнее: в списке слов есть лишние слова.
Слова: моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительный, (к) морю, мордочка.
Родственные слова к слову море | Формы одного слова море |
- Минутка чистописания.
- Прочитайте соединения. Слайд 3.
- Они будут нужны для написания слов. Давайте повторим основные соединения. (Верхнее, нижнее)
- Пропишите аккуратно соединения до конца строки.
- Словарная работа.
1. Списывание с заданием.
- Прочитайте слова. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Слайд 4.
(Словарь: л…пата, м…рковь, б…лото, в…сток, г…рох.)
- Что общего в написании слов? (Буква «О» в первом безударном слоге)
2. Самопроверка с доски.
- Давайте проверим.
3. Знакомство с новым словарным словом.
- Предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом. Слайд 5.
Оса, осина, осиновое.
- Какое слово лишнее? Почему? (Слово «осина» не является однокоренным).
Запись слова осина. Деление слова на слоги. Постановка ударения. Выделение безударного гласного.
4. Работа с текстом.
- Что такое «осина»?
- Давайте немного узнаем об этом дереве. (Чтение текста вслух). Слайд 6.
ОСИНА
Осина – светолюбивое дерево. Разрастаясь, деревья образуют целые осинники. Осенью под ними растут грибы подосиновики.
Листья осинки имеют тонкие черешки. От ветра листочки дрожат. В народе появилась поговорка «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке, который дрожит, трясется от волнения или страха.
- Что узнали о дереве?
- Что значит «дрожит как осиновый лист»? Слайд 7.
- Это устойчивое выражение называют фразеологическим оборотом.
- Составьте устно предложение, используя фразеологический оборот.
- Актуализация знаний.
- Фронтальный опрос.
- Какие слова называются родственными или однокоренными?
- Что такое корень?
2. Выборочное письмо. Слайд 8.
- Выпишите из текста родственные слова к слову осина? Выделите корень.
3. Взаимопроверка с оказанием помощи друг другу.
- Проверьте работу друг друга, помогите товарищу.
4. Проверка со слайда. Слайд 9.
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Физминутка. Слайд 10-12.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
- Проблемная ситуация. Слайд 13.
- Итак, сегодня будем учиться подбирать однокоренные слова. В процессе работы попробуйте ответить на вопросы, а потом сделаем вывод.
На слайде и на партах таблица. Ее нужно заполнить. Работать будете в парах.
Прочитайте названия столбиков. Вам нужно, используя корни, подобрать однокоренные слова: существительные, прилагательные, глаголы.
- Что для этого нужно вспомнить? (Части речи)
2. Поиск решения.
Работа в парах.
- Заполните таблицу.
- Понаблюдайте за написанием однокоренных слов.
- Выделите корни.
- Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов?
- Сделайте выводы.
корни | существительное | прилагательное | глагол |
свет | |||
рыб | |||
час | |||
зим | |||
лес |
3. Фронтальная проверка по строчкам.
4. Проверка со слайда. Слайд 14.
5. Вывод.
- Удалось ли вам подобрать однокоренные слова, пользуясь различными частями речи?
- К каким корням мы не смогли подобрать слова-глаголы? Почему?
Для вывода продолжите предложения:
- для подбора однокоренных слов можно использовать …..(однокоренные слова разных частей речи)
- корень в однокоренных словах пишется …… (одинаково)
- Физминутка.
- Система упражнений.
- Первичное закрепление. Комментированное письмо. Упражнение 140.
- Самостоятельная работа. Упражнение 141.
- Выборочная проверка.
-Прочитайте однокоренные слова существительные и глаголы; существительные и прилагательные.
- Вывод.
- Какую задачу ставили в начале урока по русскому языку?
- Справились с этой задачей?
- Какие знания помогли справиться с этой задачей?
- Рефлексия.
- Выразите свое отношение к уроку, оцените свой вклад в совместную учебную деятельность. Продолжите предложения.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
XII. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОДБОР И НАПИСАНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ Что вы знаете по теме? Что вы хотите узнать? Цель нашего урока: учиться подбирать и писать однокоренные слова, выделять корень.
Чистописание о ло мо бо во го оп ор ос оло оро
СЛОВАРНАЯ РАБОТА л … пата м … рковь б … лото в … сток г … рох о о о о о
оса Какое слово «лишнее»? осина осиное
ОСИНА Осина – светолюбивое дерево. Разрастаясь, деревья образуют целые осинники. Осенью под ними растут грибы подосиновики. Листья осинки имеют тонкие черешки. От ветра листочки дрожат. В народе появилась поговорка «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке, который дрожит, трясется от волнения или страха.
Дрожит как осиновый лист очень сильно ?
ОСИНА Осина – светолюбивое дерево. Разрастаясь, деревья образуют целые осинники. Осенью под ними растут грибы подосиновики. Листья осинки имеют тонкие черешки. От ветра листочки дрожат. В народе появилась поговорка «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке, который дрожит, трясется от волнения или страха.
Осин а - осин ка, под осин овик, осин овый, осин ник.
Физкультминутка 3 А
Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Покрутились, повертелись, Ручками похлопали,
Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И за парты все уселись! И работать продолжаем!
РАБОТА В ПАРАХ Заполните таблицу. Понаблюдайте за написанием однокоренных слов. Выделите корни. Какие части речи можно использовать для подбора однокоренных слов? Сделайте выводы. корни Существительное прилагательное глагол свет рыб час зим лес (кто? что?) (какой?...) (что делать?)
корни существительное прилагательное глагол свет свет, свет лячок… свет лый свет ить рыб рыб а, рыб ка, рыб ак… рыб ный рыб ачить час час , час ики… час овой ________ зим зим а, зим ушка… зим ний зим овать лес лес , лес ок, лес ник… лес ной ________ ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ РАБОТУ! ВЫВОДЫ: для подбора однокоренных слов можно использовать корень в однокоренных словах пишется слова из разных частей речи. одинаково.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось … ИТОГИ УРОКА
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: http://festival.1september.ru/articles/506064/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме "Общее значение однокоренных слов"
Урок русского языка в 1 классе по новым ФГОС НОО...
Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"
Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»
Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...
Урок русского языка и здоровья "Корень в однокоренных словах."
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Кроме физкультурно-оздоровительной работы я использую физкультурн...
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Карточка по русскому языку. Тема: Правописание безударных гласных. Однокоренные слова. Форма слова. 2 класс.
В карточке ребенок получает задания на отработку навыков определения безударной гласной. Навыков дифференциации понятий "Однокоренное слово" и "форма слова"...
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».
Конспект урока русского языка, 3 класс, «Школа России»Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»....