Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva_t.s._tekhnologicheskaya_karta_uroka._suffiks.rar | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Суффикс (общее понятие)».
1.ФИО: Беляева Татьяна Сергеевна
2.Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Объячево
3.Должность: учитель
4.Предмет: русский язык
5.Класс: 3
6.Тип и форма урока: Урок введения нового знания (урок - компьютерная игра)
7.Тема и номер урока в теме: «Суффикс (общее понятие)» (1 урок)
8.УМК: «Школа России»
9.Базовый учебник : Русский язык 3 класс. Автор: В.П.Канакина
10.Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
11. Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
12. УУД:
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД:
- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
13.Технологии:
- проблемный диалог;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ.
14.Формы организации познавательной деятельности:
групповая, дифференцированная, фронтальная.
15.Методы обучения:
- проблемно-поисковые;
- практические;
- словесные.
16.Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
- карточки для групповой работы;
- наборы суффиксов для групповой работы;
- оценочные листы;
- карточки для самооценки и рефлексии;
- классная доска с оформлением;
- учебник для третьего класса; авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.
17.Структура и ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Психологический настрой на работу. Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||
-Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Тихонько сели, приготовились работать. Какое сегодня число ? Прочитаем и запишем в тетрадь. | Записывают число. | Метапредметные УУД: регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности | |
2. Минутка чистописания. | |||
-Спишите эти сочетания букв: крнь, прствк, кнчн. Отгадайте что это за слова.(корень, приставка, окончание). Повторить эти сочетания еще по 2 раза. | Применяют знания каллиграфического написания букв и отгадывают слова «корень». «приставка», «окончание». | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; предметные: соблюдать единый орфографический режим | |
3. Актуализация знаний. Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этом этапе урока. | |||
-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
| Отвечают на вопросы. | Метапредметные УУД: познавательные: находить ответы на вопросы, личностные: оценивать содержание учебного материала; регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя. Предметные: называть части слова, знать определения частей слова. | |
4. Формулирование темы и учебных целей урока Согласовать и зафиксировать цель и тему урока. | |||
а) Наблюдение над ролью суффиксов. - Отгадайте загадку:
- А если еще маленький? (Ёжик) - Мама ежат? (Ежиха) (слайд1) -Как называются эти слова? (однокоренные) - Назовите корень. - Чем различаются эти слова? (частью слова ,стоящей после корня) - Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (суф-с) б)Формулирование учащимися темы урока -Кто попробует сформулировать тему урока? -Часть слова –суффикс.
Нашлось местечко, Обозначаю уголком Называю … (суффиксом ) ( Iслайд, слайд 2 «Суффикс») -Вместе с нами все про суффиксы хочет узнать герой одной компьютерной игры. (слайд 3 Смайл) По правилам компьютерной игры герои проходят уровни и идут к цели. Какую цель преследует наш герой -узнаем позже. в) Целеполагание. - Какие цели поставим перед собой на уроке? - Какие задания хотели бы вы выполнить? | Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают , что такое суффикс и определяют его место в слове. Определяют тему и цели урока, задания , которые хотели бы выполнить. Знакомятся с героем компьютерной игры. | Метапредметные(УУД): регулятивные:определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; познавательные: находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой. | |
5. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели | |||
Начало компьютерной игры. - Суффиксов в русском языке огромное количество. -Давайте познакомимся с некоторыми из них. - Внимание на экран. Наш герой отправляется на первый уровень. (слайд 4) -Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова. -Запишите в два столбика. -Выделите корень. -А теперь выделите суффикс в этих словах. -Объясните лексическое значение новых слов. Цвет- цветник, цветок, цветные, Лес- лесник, лесок, лесные, -Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня) (слайды5-7) б)Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу) - Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе. (слайды 8-12) -Найди верное утверждение. 1) Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2) Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3) Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
- Так что же такое суффикс? - (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня) в) Чтение правила. Учебник с.89 Проверим себя (слайд 13) - Сверимся с учебником. - Совпали ли наши выводы с выводами учебника? - Давайте оценим свою работу в оценочных листах.(оценивание 1) - А вместе с нами первый уровень прошел и наш герой. (слайд 14) О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение) | Подбирают однокоренные слова, Выделяют корень, суффикс. Наблюдают за лексическим значением слова. Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова. Строят алгоритм нахождения суффикса в слове. Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу в оценочных листах. Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть) | Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова. Метапредметные УУД: Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь работать с информацией, сопоставлять факты, делать умозаключения регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. | |
6. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии. Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки | |||
2. Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. а) Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах). -Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова. - Мы отправляем нашего героя на второй уровень и отправляемся вместе с ним. (слайд 15) - Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе. Запишите :- как называют маленький зуб (зубик) - огромные глаза (глазища) - в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый) - спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник) - маленькая морковь (морковка) - вид больного человека (болезненный) - тонкий слой жира (жирок) - Выделите суффиксы. -Какие значения придали словам суффиксы? Проверка с помощью слайдов 16-22 с уточнением значений суф-в. Наш герой прошел второй уровень (слайд 23) и нам пора оценить свою работу и отдохнуть. (оценивание 2) ФИЗМИНУТКА (слайд 24) б) Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы) (У каждой группы на парте лежит конверт с набором суффиксов. Выполняя задание , дети выбирают листочки с суффиксами и помещают их на « дерево») - Давайте вырастим чудо- дерево . Мы отправляем героя на третий уровень, а сами продолжим работу группами. Задания группе 1. 1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова. - Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное) - А с другой стороны…. 2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы. Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? ( уменьшительно - ласкательное) 3)- Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра; братец, а не брат, Аленушка, а не Алена, Иванушка, а не Иван. ( ласково) Какие суффиксы? Запишите слова с суффиксами. Выделите суффиксы. -Найдите в наборе все суффиксы из заданий, прикрепите на дерево. Задания группе 2 . 1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный … запад, ветвь, дождь, , октябрь К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность) 2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс. - Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека) -С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево. Задания группе 3. 1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … . - Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? ( получились слова, обозначающие профессии) 2) -Прочитайте текст Н.Сладкова «Как их зовут?» Вставь пропущенные слова У нас на земле все просто. У волк – волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …, у гуся - … . Лис…, ут…, ежа…, галч… . А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки –щурята. Это известно. А дальше? -Прочитайте вставленные слова. -Выделите суффиксы. - Назовите значение суффиксов. (получились слова называющие детенышей животных) 3) - А как будет по -коми медвежонок (ошпи), зайчонок (кочпи), лисенок (ручпи), белочка (урпи)? Назовите суффикс. (пи) - Найдите в конверте суффиксы с которыми вы работали. Прикрепите их на дерево. в)ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА - Ребята, а как называют мужчину жителя Москвы? (москвич). Женщину? (москвичка), вместе (москвичи) -Сыктывкара, Ухты, Инты, Воркуты? В)Подведение итогов работы групп -Какие значения могут иметь суффиксы? - Вот такое чудо-дерево у нас выросло. А наш друг прошел третий уровень и тоже нашел чудо-дерево (слайд 27) с необычными плодами. Это орешки знаний. (слайд 28) Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет девиз ребят «Хочу всё знать!». (слайд 29 оценивание 3) | Работают в малых группах. Подбирают однокоренные слова, выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов. Проверяют правильность своей работы по слайдам. Обращают внимание на значения слов, особенности употребления слов. Убеждаются в разнообразии значений суффиксов. Оценивают работу в парах в оценочных листах.
Вовлекаются в практическую деятельность с целью создания «чуда-дерева». Работают в группах по дифферен-цированным заданиям. Подбирают слова с заданными суффиксами. Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания , в том числе используя название сказки из «Литературного чтения» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (уменьшительно- ласкательными, увеличительными) Из конверта с набором суффиксов выбирают те, с которыми работали, выполняя задание , и помещают на «чудо-дерево». Аналогичная работа второй группы с суффиксами имеющими значение принадлежности, образующими имена прилагательные , и суффиксами, образующими существительные называющие черты характера человека. Аналогичная работа третьей группы с суффиксами, образующими существительные -названия профессий и суффиксами, образующими существительные – названия детенышей животных(на материале текста Н. Сладкова «Как их зовут?» Называют детенышей животных на коми языке и выделяют суффикс коми языка -пи. В фронтальной работе подбирают слова с суффиксами, обозначающими принадлежность по месту жительства (на материале городов Республики Коми). Подводят итоги по созданию «чудо-дерева», итоги компьютерной игры. Оценивают работу групп. | Метапредметные УУД: Коммуникативные: уметь работать в малых группах; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; личностные:-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Метапредметные УУД: коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. регулятивные: :высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | |||
-Удалось ли сделать, то что намечали? а)Рефлексия «Закончи фразу» б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 30 -35) Суффикс – это О – часть речи, М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова. Чтобы найти суффикс в слове надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс: О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка. (слайд 36)
| Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово. | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Личностные УУД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.
Урок рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов» (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов»(2 класс)...
технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс
Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...
Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание. Общее представление", 2 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о тексте-описании. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о понятии “текст...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...
Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Общее представление»
Цель: -формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте;-умение выделять существенную информацию...