Урок русского языка по теме: «Что такое части речи» 2 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс УМК Перспектива
Тема урока: «Что такое части речи» 11.03.2015 год Учитель: Палченкова В.В.
Цель урока: Формировать правописание слов с заглавной буквы- имен собственных
Задачи:
Образовательные: заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи; создать образное представление о языке как о четко организованной структуре; показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества; обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие: Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования. Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные: Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; научится писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; орфограммы в новых словарных словах.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование. У учителя: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Презентация «Что такое части речи»,
СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Мультимедийная установка
У учащихся: Учебник и тетрадь «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина,
Сценарий урока
Этап (элемент) урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой | – Скажем, здравствуйте руками. Скажем, здравствуйте глазами. Скажем, здравствуйте мы ртом: «Здравствуйте!» Будет радостно кругом. Пусть и нашим гостям будет радостно с нами. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют. Организуют рабочее место. Осознанно осуществляют вхождение в пространство учебной деятельности | Л: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения;умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями. Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выпол- нение практических задач; способность отличать новое знание от известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта. К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления |
II. Минутка чистописания Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (анализ и синтез). Мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. 1. Слова противоположные по значению (антонимы). | - Внимательно посмотрите на данную запись: (на экране) большой –маленький, сухой – … война – … старый – … твердый – … Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете какую букву вы будете писать на минутке чистописания. - Определите порядок следования в этом ряду: Мло омл лом … - Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. | – К словам первого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М. Значит, мы будем писать букву м. - Последняя буква в каждой ячейке становится первой. | |
III.Словарно – орфографическая работа. | - Внимательно посмотрите на данный шифр: (на экране) 1 2 3 4 5 6 7 8 1а м ш о р к в у 2с г д я л ч ц т И ключ к нему: 2-5, 2-4, 2-2, 1-8, 1-3, 1-6, 1-1. - Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано? - Кто такая лягушка? - Найдите слово в орфографическом словарике (учебник, стр. 141). Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание? - Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с персонажем лягушка. - Давайте вспомним правила записи названия книг. Запишем те книги которые вы сейчас назвали. ( 1 ученик у доски) | - Зашифровано слово лягушка. - Лягушка – это бесхвостое земноводное животное. - Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной я. Её надо запомнить. - В русской народной сказке «Царевна-лягушка» - В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» - Имя автора записывается с заглавной буквы, само название произведения записывается в кавычках с заглавной буквы. | |
Физминутка | Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки, На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, И обратно возвращались. Полотенцем растирались, Вот здоровья в чем секрет. Ножками топали, Всем друзьям физкульт-привет! | Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. Дети выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед –вверх. Ручками хлопали, Вправо-влево наклонялись | |
IV. Изучение нового материала. Открытие новых знаний. | -Прочитайте название нашего сегодняшнего разговора: (на экране) Что такое части речи? Откройте учебник на стр. 69. Прочитайте вопросы умного совенка. - Из чего состоит наша речь? - Прочитайте слова на экране: Мед, жаркие, лягушка, плавится, поле, прыгает, стоят, сладкий, зелёная, колосится, большое Разбейте слова на группы. На доске: Предметы мёд лягушка поле дни - Какой вопрос можно задать к этим словам? На доске дополняется запись: Предметы Что? Мёд Кто? Лягушка Что? Поле Что? Дни - Какую группу слов еще вы выделили? - Это слова –признаки предметов. - К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. - Поставьте вопросы к этим словам. На доске появляются записи: признаки предметов какой? сладкий какая ? зелёная какое? большое какие? Жаркие - Какие слова ещё остались? - Поставьте вопросы к этим словам. - К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. На доске появляется новая запись: Действия предметов Мёд Что делает? плавится, лягушка что делает? прыгает, поле что делает? колосится, дни что делают? стоят - Слова – предметы, слова – признаки предметов, слова-действия предметов – это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. СД - диск к учебнику слушают сообщение профессора Самоварова - Обобщите то, что. Узнали во время нашего рассуждения. | « Как вы понимаете название темы? О каких частях речи, по-вашему, мы будем говорить?» (выслушиваются варианты ответов) - Наша речь состоит из слов. - Мед, поле, лягушка, дни, т.к. они называют предметы. - Кто? Что? -Жаркие, сладкий, зелёная, большое, т.к. они описывают предмет - Мёд сладкий, лягушка зелёная, поле большое, дни жаркие. - Плавится, прыгает, колосится, стоят. Они называют действия этих предметов. - Все слова в русском языке относятся к какой-либо части речи. Части речи – это слова предметы. слова признаки предметов, слова действия предметов. Чтобы определить к какой части речи относится слово нужно задать вопрос. | |
Физминутка | - На физминутке будут звучать слова предметы и слова – признаки предметов. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово , отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? –приседаете, руки на пояс. Сады, ребёнок, холодная, лето, кудрявый, страна, тополь, молодые, ручей, звонкое, капля. | ||
V. Закрепление | -Прочитайте задание в учебнике упр. 93 стр. 70. Что нужно сделать при выполнении этого задания? Работа в паре. -Следующее упражнение на экране. Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите его признак в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом. Например, яблоко (какое?) красное. Второй ученик называет предмет, вопрос, признак и новый признак данного предмета. Например, яблоко (какое?) красное, большое. И т.д. Картинки: дом, берёза | Познавательные умения: — определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение; — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | |
VI. Итог урока. Рефлексия. | - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - А что такое часть речи? - Как определить, какой частью речи является слово? -Поставьте в тетради на полях смайлик –настроения от урока: -было все доступно и интересно; -для тех, кто не до конца разобрался в новых знаниях; – для тех, кому было не интересно и тема осталась не понятной. | - Мы узнали, что наша речь состоит из слов. Все слова относятся к какой-либо части речи. - Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. - Чтобы определить какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать , что оно обозначает. | Личностные УУД:самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя. Регулятивные УУД:развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем. Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс
Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"
Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...
Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")
Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...
Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."
Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...
Открытый урок по русскому языку на тему "Что такое части речи»?" (2 класс, УМК "Школа России")
Ниже представлен конспект и презентация к уроку "Что такое части речи?"Данный конспект предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа России"."....