Тема урока: «Роль прилагательных-антонимов в речи»
методическая разработка по русскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prilagatelnyh-antonimov_v_rechi.docx | 33.65 КБ |
rol_prilagatelnyh-antonimov_v_rechi.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: «Роль прилагательных-антонимов в речи»
Тип урока: Открытие нового знаний
Цель урока: Создание условий для развития умений наблюдать за ролью прилагательных-антонимов в речи, выявлять комический эффект столкновения антонимов-прилагательных в одном контексте; развитие чувства языка и понимания природы комического на основе работы с антонимами-прилагательными.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Предметные (образовательные): умение применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте.
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 1 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 2 |
5 | Постановка проекта выхода из затруднений | 7 |
6 | Реализация проекта | 15 |
7 | Первичное закрепление с произношением во внешней речи | 5 |
8 | Сам. Работа с проверкой по эталону | 5 |
9 | Включение в систему знаний | 5 |
10 | Итог | 2 |
11 | Рефлексия | 1 |
Утверждено:
Учитель________________ /Иванова Н.А/
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формирование УУД |
Орг. Момент | - Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов. | Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог |
Мотивация к учебной деятельности | - Посмотрите на меня. -Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Слушайте внимательно! Объясняйте обстоятельно! Ответить хотите - не шумите А только руку поднимите! | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Актуализация знаний | – Откройте тетрадь. – Запишите дату. – Напишите «Классная работа». Языковая разминка. 1. Запись под диктовку. Зеленеют все опушки, зеленеет пруд, а зелёные лягушки песенки поют. (Саша Чёрный) 2. Подчеркнуть изученные орфограммы в словах. 3. Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить постановку знаков препинания (составить схему). [= –], [= –], а [– =]. 4. Выписать однокоренные слова и написать ещё два слова другой части речи с этим же корнем. 5. Выполните фонетический разбор слова: Пруд – [прут]. | |
Постановка проблемы | – Прочитайте строчки из стихотворения С. Маршака, записанные на доске: Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы заполняете его. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют ваши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы. – Назовите имена прилагательные в последних строках стихотворения. – Какие это слова по значению? (Противоположные.) Как они называются? (Антонимы.) – С какой целью автор использует эти имена прилагательные? Какую мысль хочет донести до читателей? (Для того, чтобы подчеркнуть противоположность) – Сформулируйте тему урока. (Роль прилагательных-антонимов в тексте.) | Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
Постановка проекта выхода из проблемы | - Ребята, как мы увидели, антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений. Но у них есть и другая функция. - Запишите предложения под диктовку. Найдите антонимы. Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь. - Какую роль здесь выполняют эти слова? (Антонимы помогают нам представить эту картину: тёплая сторона, очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути) | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Реализация проекта | Упр. 203 – развивается умение находить антонимы-прилагательные в тексте и выявлять их комический эффект. Выполняется коллективно по заданию. После беседы о роли антонимов ученики списывают предложения, составляют схемы и указывают графически, что разделяет запятая в предложениях: в 1-м (1-я строфа) – однородные сказуемые, во 2-м (4-я строфа) – части сложного предложения. Упр. 204 – выявляется приём создания комического в стихотворении. - Что предлагают вспомнить авторы учебника? - Ребята, кто вспомнил, как звучали первые строчки? (Погода была прекрасная, принцесса была ужасная). - Как стали звучать эти строчки во второй части стихотворения? (Погода была ужасная, принцесса была прекрасная). Для чего автор использовал прилагательные-антонимы? (Чтобы изменить смысл, придать выразительность тексту, для создания комического эффекта) Приём противопоставления образов, картин называется антитезой. Упр. 205 – развивается умение подбирать прилагательные-антонимы к словам. - Откройте учебник, упражнение 205. - Вставьте пропущенные буквы карандашом. - Какие орфограммы видите? (Непроизносимый согласный. Парный согласный в середине слова.) - Назовите правило. - Допишите прилагательные – антонимы и имена существительные к ним. (Честный-лживый человек, узкий-широкий проход, близкий-дальний магазин, прекрасный-уродливый пейзаж, устный-письменный текст, прелестный-ужасный кот) Показываю образец. Записываем. | |
Первичное закрепление с произношением во внешней речи | Упр. 206 – наблюдение над строением предложения, части которого содержат антонимы-прилагательные, а также конструирование предложений на основе антонимических противопоставлений. - Что такое шоссе? (Слово шоссе пришло к нам из французского, что означало «дорога мощенная известняком», теперь покрытия другие, а название осталось прежним.) - Как по-другому называется узкая дорожка, по которой идут пешеходы? - Что должен знать пешеход, чтобы безопасно перейти дорогу? (По узкой дорожке шли пешеходы, а по широкому шоссе мчались машины. Узкой - проверочное слово узок; дорожке - дороженька; пешеходы - сложное слово с соединительной гласной е; широкому - жи-ши пиши с и; окончание ому(какому?); шоссе - словарное слово; мчались - ча-ща; машины - жи-ши. Запятая ставится, так как это сложное предложение (грамматические основы: шли пешеходы - мчались машины)) | Познавательные УУД: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сам. Работа с проверкой по эталону | - Подбери к словам антонимы. Широкий - … (узкий) Твёрдый - … (мягкий) Старый - … (новый) Скучный -… (интересный) Бесполезный -… (ценный) Неряшливый -… (аккуратный) Широкий - … (узкий) Твёрдый - … (мягкий) Старый - …(новый) Скучный - … (интересный) Длинный - … (короткий) | |
Включение в систему знаний | - Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки. Образец записи: Бодрый (серп) -(какой?),н.ф. бодрый, прил., м.р. ед.ч.,И.п., второст. член предл. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё -простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. (Тонкий (волос) - (какой?), н.ф. тонкий, прил., м.р., ед.ч., И.п., подлежащие. Праздной (борозде) - (какой?) н.ф. праздный, прил., ж.р., ед.ч., П.п., дополнение.) | |
Итог | - Какова была тема урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Смогли ли мы ее достичь? - Какими знаниями мы пользовались? - Что мы закрепляли, что отрабатывали? - Что такое антонимы? - Для чего используются в речи? | Личностные УУД: смолообразование |
Рефлексия | - Окрасьте сегодняшний урок при помощи звёздочек.
(Выставление оценок) | Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы заполняете его. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют ваши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы. С. Маршак
Антонимы (греч. α ντί - — против + όνομ α — имя) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой»
Широкий - … Твёрдый -… Старый - … Скучный -… Бесполезный -… Неряшливый -… Широкий -… Твёрдый -… Старый - … Скучный -… Длинный - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23
Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.
Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...
Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».
Создать условия для формирования познавательных учебных действий обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....
Презентация к уроку "Роль прилагательных - антонимов в речи"
Данная презентация содержит материал, который поможет учителю раскрыть тему урока...
Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс
Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1) Образовательная – систематизировать знания у...
Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи
УМК: Образовательная система «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. ПронинаКласс: 4Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыковТема: Роль прила...
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....