Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах. Воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык».
Тема. Роль прилагательных-антонимов в речи.
Цели. Закрепить знания учащихся об имени прилагательном.
Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи.
Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.
Воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока.
1.Организация класса.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Расшифруйте пословицу: Век живи, век учись.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Запишите и затранскрибируйте пословицу. (ученик у доски)
- И мы на уроке не будем останавливаться на достигнутом, а изучим новое и повторим старое. В каком значении прямом или переносном я употребила прилагательное старое. Старый – это какой материал?
- Чем по отношению друг к другу являются прилагательные новое и старое?
2.Тема урока.
- Прочитайте строчки из стихотворения С.Я.Маршака сначала про себя. Затем выразительно вслух.
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
- Как вы понимаете смысл стихотворения?
- Какие части речи выделены курсивом?
- Когда у человека минуты бывают очень долгими?
- Когда часы становятся краткими?
- Какие это слова по значению?
- Сформулируйте тему урока.
- Запишем тему урока в тетради: Роль прилагательных-антонимов в речи.
3.Работа с предложением.
- Откройте учебник с.33 упр.206. Прочитайте предложение.
- Проанализируем орфограммы.
- Что такое шоссе? (Слово шоссе пришло к нам из французского, что означало «дорога мощенная известняком», теперь покрытия другие, а название осталось прежним.)
- Как по-другому называется узкая дорожка, по которой идут пешеходы?
- Что должен знать пешеход, чтобы безопасно перейти дорогу?
- Какие прилагательные-антонимы встречаются в предложении?
- Какой прием используется в этом предложении?(Противопоставление)
- Значит, для чего могут служить прилагательные-антонимы в предложении?
- Объясните причину постановки запятой. Подготовились к письму по памяти. Самопроверка.
- Определите части речи, подчеркните грамматические основы. Составьте схему предложения.
4.Работа с текстом. Театрализация.
- Велика роль антонимов-прилагательных в художественной литературе. Давайте перенесемся в 3 класс и вспомним стихотворение Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Все наоборот». (Рассказывают дети).
- Какой прием использует поэт для создания комического эффекта? Прием противопоставления образов, картин называется антитезой.
- Какие слова ему в этом помогают?
- Значит, для создания чего могут использоваться прилагательные-антонимы?(для создания комического эффекта).
5.Работа в учебнике. Комментирование.
- Найдите упр.205. Прочитайте задание.
- Работаем с комментированием.
6.Работа в парах.
- А сейчас поработаем в парах.
- Мы знаем, что богатый жизненный опыт народа очень часто отражается в пословицах и поговорках – в этих ярких произведениях народной мудрости. Антонимы, имея противоположное значение, позволяют оценивать лица, предметы, события с диаметрально противоположных сторон, что придает высказыванию наглядность, выпуклость.
- Ваша задача восстановить пословицу, дополнив в местах-пропусках прилагательными-антонимами, и объяснить смысл.
1.Маленькое дело лучше большого безделья.
5.Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
6.Доброе слово лечит, а злое калечит.
4.Глупый осудит, а умный рассудит.
2.Веревка хороша длинная, а речь короткая.
Проверяем у доски.
7.Творческая работа.
- Угадайте, чем займемся, если у вас на партах приготовлены орфографические словари.
- А почему они необходимы именно во время написания сочинения?
- Откройте учебник на стр.33 упр.207. Выполняем по заданию.
- Работаем дифференцировано. Пишем мини-сочинение.
- Что значит мини-сочинение?
Первая группа детей, изменяя прилагательные данного текста на противоположные, пишет на тему «Пасмурный день».
Вторая группа составляет свой мини-текст «Пасмурный день в городе».
Третья группа пишет по представленному плану на листе.
Пасмурный день.
Осенний пасмурный день. Небо темное, с низкими облаками. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев.
Зачитываем 2-3 сочинения вслух.
8.Подведение итогов.
- Что такое антонимы?
- Для чего используются в речи?
- Оцените свою работу.
У меня радостное настроение потому, что я успешно справился со всеми вопросами и заданиями.
У меня плохое настроение потому, что я не разобрался с темой.
9.Домашнее задание.
Стр.48 упр.2.
Дополнительный материал.
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще одно хорошее слово.
широкий - … (узкий)
твёрдый - … (мягкий)
старый - … (новый)
скучный -… (интересный)
бесполезный -… (ценный)
неряшливый -… (аккуратный) умница
широкий - … (узкий)
твёрдый - … (мягкий)
старый - …(новый)
скучный - … (интересный)
длинный - … (короткий) умник
Фамилия________________________________________________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё одно слово.
широкий - ___________________________
твёрдый - ____________________________
старый - ______________________________
скучный - _____________________________
бесполезный - _________________________
неряшливый - __________________________
Фамилия______________________________________________________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят ещё одно слово.
широкий - ___________________________________
твёрдый - ____________________________________
старый - _____________________________________
скучный - ____________________________________
длинный - ____________________________________
С.Я.Маршак « Мы знаем: время растяжимо»
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
_____________________________________________________________________________________
С.Я.Маршак « Мы знаем: время растяжимо»
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Слова-помощники
_____________________________________________________________________________________
1.маленькое, большого
____________________________________________________________________________________
2.длинная, короткая
_____________________________________________________________________________________
3.горькая, сладкая
_____________________________________________________________________________________
4.глупый, умный
____________________________________________________________________________________
5.новых, старых
____________________________________________________________________________________
6.доброе, злое
_____________________________________________________________________________________
антитеза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23
Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....
Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».
Создать условия для формирования познавательных учебных действий обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-688467-1444853031.jpg)
Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи
УМК: Образовательная система «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. ПронинаКласс: 4Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыковТема: Роль прила...
Разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)
Цель данного урока- вспомнить лексику по теме «Игрушки»; введение и активизация лексических единиц по теме «Внешность» и грамматической структуры “I have got&h...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-840995-1480074355.jpg)
Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"
В данном уроке русского языка представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-872427-1483563897.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Урок разработан по программе "Школа 2100"....
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....