Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Создать условия   для формирования познавательных учебных действий   обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_prilagatelnykh_-_antonimov_v_rechi.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Рожнова Наталья Викторовна

Предмет: русский язык              

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Роль  прилагательных – антонимов в речи».

Цель урока:  создать условия   для формирования познавательных учебных действий   обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Антонимы»
  • развивать умения находить в тексте имена прилагательные-антонимы, наблюдать над их ролью в речи
  • развивать словарный запас, внимание, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока:  урок-исследование

 Метод: продуктивный

 Оборудование:    мультимедийная презентация, выполненная в формате Power Point 2003, проектор, экран, компьютер, карточки для групповой и индивидуальной работы

Этапы урока

Содержание этапа

Оценка эксперта

(по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

2.

Организационный момент

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с одноклассниками,  с учителем.                                                      Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: настроить обучающихся на продолжительную, продуктивную работу: создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся,  напомнить обучающимся о правилах посадки при письме, организовать обучающихся на совместную познавательную деятельность.

Методы: словесный, стимулирования.

Форма работы: фронтальная

Результат: готовность обучающихся к активной деятельности на уроке

Актуализация опорных знаний. Определение темы урока. Постановка задач.

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися: на основе имеющихся знаний осознать потребность в построении нового способа действий.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить обучающихся к усвоению новых знаний на основе систематизации изученного материала, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока, актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы.

Методы: словесный (вводная беседа), создание проблемной ситуации, волевые (формирование рефлексивности)

Форма работы: фронтальная

Результат: систематизация изученного материала и готовность обучающихся к изучению нового материала

Коррекция

 

Учитель: «Поговорим?»

Ученик: «О чём?»
Учитель:«О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?»

Ученик: «Поговорим!
Нам будет интересно!»

Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетради и правила посадки при письме. Записываем:

       

Дата

                                           Классная работа.

Учитель: Какую вы знаете пословицу о январе?

Ученики:  Январь – году начало, зиме середина. (и другие)

Сообщение обучающегося:  В древние времена на Руси январь называли «сечень», так как он рассекает, или делит,  зиму на две половинки.

Древние Римляне называли январь в честь бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами.  (Слайд 1)

Учитель: Ребята, что вы заметили в изображении?

Ученики:  У  бога Януса два лица. Одно молодое, а другое старое.

Сообщение обучающегося: Считалось, что одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65.

Учитель: А какое число в сумме образуют эти  два числа? И что оно означает?

Ученики:  365 – это количество дней в году.

     Учитель: Прочитайте пары слов из услышанного текста  и скажите, как называют такие слова?

(Слайд 2)

старое                                       молодое

прошлое                                  будущее

левая                                        правая

Ученики: Антонимы

    Учитель: Какой частью речи являются эти слова

Ученики: Это имена прилагательные.

Учитель: А нам часто приходится в жизни сталкиваться с антонимами - прилагательными?  Приведите примеры.

Ученики:    (приводят примеры)

Учитель: А можем мы сказать, для чего  нужны в нашей речи антонимы – прилагательные?

Сформулируйте тему урока.

Ученики: (Дают свои предположения)

(Запись темы на доске и в тетрадях)

Роль имён  прилагательных- антонимов в речи.

Учитель: Сформулируйте задачи, которые нам необходимо решить на уроке.

Ученики:  Сегодня на уроке мы  должны

  • Вспомнить, что мы знаем об антонимах  и пополнить свой багаж новыми знаниями об этой группе слов
  • выяснить, какую  роль  играют имена  прилагательные- антонимы  в речи.  

  Учитель:   Я думаю упражнения, которые мы сегодня будем выполнять, помогут нам в решении поставленных задач.

Коррекция

Упражнение на выявление существенных признаков антонимов

Учитель:  На экране пары слов. (Слайд 3)

Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День –                          ночной.

Добрый –                     зло.

Работать –                   отдых.

Ученики: Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).

На доске составляется опорная схема определения

Антонимы

  • разные по звучанию слова
  • противоположные по значению
  • отвечают на один и тот же вопрос
  • должны быть одной частью речи

Учитель:  Как правильно должны выглядеть пары этих слов? Запишите: I вариант – антонимы к 1 столбику, II вариант – ко 2 столбику

День –  ночь                                    дневной -  ночной.

Добрый – злой                                       добро  - зло.

Работать – отдыхать                            работа  - отдых.

Взаимопроверка со слайда         (Слайд 4)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями. Сделайте проверку зелёной пастой.

- Кто не допустил не одной ошибки? Кто допустил ошибки? (Дать рекомендации)

Учитель: Ко всем словам русского языка можно подобрать антонимы? Приведите примеры.

Ученики: Нет. Например: дерево, стул, парта.

3.

Изучение нового материала.

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися:

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: сформировать знания о роли имён – прилагательных в речи

Методы: словесный (беседа),  проблемный, волевые (формирование  рефлексивности)

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Результат: причинно-следственные связи и значимость изучаемого материала установлены, тема и цель урока сформулированы  обучающимися в сотрудничестве с учителем

Коррекция

Коррекция

Коррекция

1. Работа по содержанию текста

Учитель:  Прочитаем текст В. Сухомлинского. Определите его тему и главную мысль

(Учитель читает текст вслух, обучающиеся следят)

Учитель:  Какова тема текста?

Ученики: Тема текста - красота

Учитель:  Какая главная мысль текста?

Ученики:  Главная мысль текста – как каждый человек  может увидеть красоту.  Как разные люди  видят окружающий мир.

Учитель:  С чем это может быть связано?

Ученики: Это может быть связано с душевным состоянием человека, с его умением  видеть прекрасное в обычном, с личными качествами человека. Один человек - добрый, другой – злой.

Учитель:  Как можем озаглавить этот текст?

Ученики предполагают, выбирается и записывается заголовок текста.

(Красота. Красота в обычном)

      Учитель:  Задания, которые мы сейчас будем выполнять, помогут нам  глубже познакомиться с антонимами  и  определить  их роль  в речи

2. Работа по группам

1 группа

Прочитайте I и II абзацы.  Выпишите антонимы, которые  здесь встречаются. Определите:  какую роль выполняют антонимы в тексте?

2 группа

Найдите из I   абзаца слова, к  которым можно подобрать слова- антонимы,  определите  какой частью речи они выражены.

Запишите их в таблицу, используя словарь антонимов , если это необходимо.

   

Слово из текста  

Антоним

На какой вопрос отвечает  

Часть речи

3 группа

Прочитайте текст. Найдите антонимы, которые встречаются в этом тексте. Составьте текст без использования антонимов.

Проверка                          (Слайд 5)

1 группа

(С) одной–(с) другой

(С) горячим – (с) холодным

Изумлёнными – равнодушными  

Громко – тихо

Крикнул - пробормотал

Учитель: Какую роль выполняют антонимы в тексте?

Ученики: Роль противопоставления, подчёркивают противоположность.

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён  прилагательных- антонимов в речи.

  • противопоставление, подчёркивают противоположность.

2 группа        

Узенькой

 Тропинка

Шли

 Поднимались

Тихо -

 Холодные

Долго –

Красота -

Учитель: Какой частью речи могут быть выражены антонимы 

Ученики: Могут быть выражены им. сущ., им. прил., глаг., наречием.

В опорную схему определения добавляем

  • Могут быть выражены им. сущ.. им. прил., глаг., наречием.

Антонимы

  • разные по звучанию
  • противоположные по значению
  • отвечают на один вопрос
  • выражены одной частью речи (им. сущ.,  им. прил., глаг., наречием.)

3 группа

Зачитывают получившийся текст.

Учитель: Какой текст вам больше понравился: авторский или переделанный?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель: Какой вывод о роли антонимов – прилагательных мы можем сделать?

Ученики: Антонимы – прилагательные усиливают эмоциональность текста, делают речь выразительной, помогают раскрыть противоречия в жизни.

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён  прилагательных- антонимов в речи.

  • противопоставление, подчёркивают противоположность.
  • усиливают эмоциональность текста
  •  делают речь выразительной
  • раскрывают  противоречия

Учитель: Какой прием использует поэт для создания эмоциональной выразительности?

Ученики: Прием противопоставления образов, картин.

Учитель: Этот прием называется антитезой.

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён  прилагательных- антонимов в речи.

  • противопоставление, подчёркивают противоположность.

Прием -антитеза

  • усиливают эмоциональность текста
  •  делают речь выразительной
  • раскрывают  противоречия

Учитель: Какие слова помогают увидеть этот прием?

     Ученики: Прилагательные-антонимы                                  

     Учитель:  Какие образы противопоставляются в рассказе?

     Ученики: Человек с горячим сердцем – человек с холодным сердцем.

Учитель:  Как вы понимаете эти выражения? Когда так говорят?

 Ученики: Человек с горячим сердцем –  беспокойный, активный

Человек с холодным сердцем – равнодушный ко всему, безразличный.

  Учитель: Как называют человека, который в жизни активный, во всём  может увидеть хорошее.

     Ученики: ( Возможный ответ) Оптимист

Учитель: А как называют человека, который в жизни наоборот неактивный, во всём  видит  плохое.

Ученики: ( Возможный ответ) Пессимист .

Учитель: (Если возникли затруднения, обратиться к словарю антонимов)

Учитель: Какой из этих образов ближе к вам? Кому вы отдаёте предпочтение?

Если вы остались равнодушны, то          

Если вас взволновал этот рассказ, то  

Ученики отмечают своё отношение.

4.

Физминутка

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися: научиться определять на слух  слова-антонимы, уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения определять на слух слова-антонимы, содействовать сохранению здоровья обучающихся.

Методы: дидактическая игра

Форма работы: коллективная

Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе

Учитель: Подберите антоним к слову - работать

Ученики: работать - отдыхать

Учитель: Вот сейчас мы и отдохнём. Выполним упражнения, определим слова-антонимы

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Учитель: Итак, назовите слова-антонимы, которые встретились в стихотворении.

Ученики: вверх – вниз

                 сели - встали  

                 вопрос -  ответ

5.

Закрепление  изученного

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися:

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

Методы:

Форма работы:

Результат:

Учитель: Прием антитезы мы встречаем и в произведениях устного народного творчества. Приведите примеры

     Ученики: Высказывают свои предположения.

В загадках: Зимой белый, летом серый.

В пословицах: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Маленькое дело лучше большого безделья.

Учитель:

Ученики: С помощью антитезы народные сказители показывают контраст.

1. Работа в парах

Игра «Составь пословицу».  

Учитель: Составьте пословицу, соединив её начало и конец

Хорошо платье  новое,  

Умный  - мыслит,

Жизнь дана

Маленькое дело,

на добрые дела.

лучше большого безделья

а друг старый

а глупый -  киснет.

Ученики выполняют работу.

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Объясните смысл  пословиц. Назовите слова антонимы.

Платье хорошо новое, а друг старый.

Глупый киснет, а умный мыслит.

Учитель: Какая из данных пословиц подходит к нашему тексту?

 Ученики: Глупый киснет, а умный мыслит.

Учитель: Какой приём  используется в пословицах?

 Ученики: Прием противопоставления образов, картин  - антитеза

2. Самостоятельная работа

Перестройте предложения.  Замените выделенные слова на противоположные.

Наступило жаркое  лето.

Летом день длинный, а ночь короткая.

Сегодня тёплый ясный день.

6.

Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель,  которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость своих учебных действий

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить.

Методы: словесный (беседа), волевые (самооценка и коррекция своей деятельности)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание обучающимися своих учебных действий

Учитель:

 Ученики:

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке смайликами на полях

             На занятии всё было понятно

 

              На занятии  не всё было понятно, испытываю                  затруднения.

Ученики:

Ученики:

 Учитель: В заключении нашего урока хочется вам дать напутствие:

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле!

7.

Домашнее задание дифференцированное.

Цель,  которая должна быть достигнута  обучающимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь обучающимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания, учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и предложить варианты домашнего задания с учётом возможности и желаний  обучающихся.

Методы: словесный (беседа), познавательные (учёт познавательных интересов, выполнение творческих заданий)

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель: Для того, чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание :  (Слайд  )

1. Подберите и запишите 5 пословиц с антонимами - прилагательными.

2. По выбору:

  • Используя одну из пословиц написать мини-сочинение.
  • Проиллюстрировать на выбор одну из пословиц.


Приложение 1

            Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой -поднимались холодные горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой - человек с холодным сердцем.

            Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он громко крикнул: «Какое оно сильное, могучее, вечное - море!»  У человека с холодным сердцем глаза были равнодушными, и он тихо пробормотал: «Да, много воды.»

             Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок! Да, это же и есть та красота, которую мы ищем!»

             Где ты видишь цветок? — удивился человек с холодным сердцем.

- Это же серый камень. Вот и трещина в нём, вот и пылью покрыт он, камень ....

- Да, камень, но там, внутри, цветок розы  - возразил человек с горячим сердцем.

- Надо только добраться, освободить его от каменного плена.

           Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

           Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

          Даже горы поднялись выше. Даже волны затихли, и безбрежное море стало, как зеркало.

         Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек ....»

В. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

Урок по русскому языку 4 класс "Синонимы, антонимы, омонимы".

Урок закрепления знаний по теме  "Синонимы, антонимы и омонимы", который формирует умения пользоваться различными типами лингвистических словарей, учит подбирать синонимы, ант...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Местоимение как часть речи"

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.Задачи: развивать умения распознавать местоимени...

Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Школа России. Части речи

Технологическая карта урока по теме "Части речи", повторение....