Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шарандак Инна Борисовна

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Класс: 4

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи

Цель: подвести детей к осознанию роли прилагательных-антонимов

Задачи: 

  • включение новых знаний в систему
  • формирование воспитание интереса к предмету через познание родного края
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Класс: 4

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи

Цель: подвести детей к осознанию роли прилагательных-антонимов

Задачи:  

  • включение новых знаний в систему
  • формирование воспитание интереса к предмету через познание родного края
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

Демонстрационный материал, раздаточный материал:

  1. сигнальные карточки (красный, зелёный цвеи)
  2. виды буклетов
  3. рабочий лист буклет (Приложение 1)
  4. стихотворение  на доске(Презентация , слайд 2, слайд 3):

. Ведь морозы              не вечны,                   ледяной

 Пролетит                        зима,                             горячий

От черёмух в платьях подвенечных         

Вся округа будет без ума.         

Возвратятся                        птицы,                  грустные

Позабросив                      края,                       холодные

И весною словно обновится         

Край отцов         

И Родина моя.

  1. Отдельные карточки на доску: жгучие, холодная,     радостные , теплые       
  2. словари антонимов
  3. Пословицы (Приложение 2)
  4. Карточки для физминутке : устный, твёрдый, большой , старый, чистый, тёплый
  5. Эталон для проверки (бегущая строка):

ЗОЖЕЕИООССАИ

  1.  Карточка – помощница (с предложениями) (Приложение 3)
  2. Контур карты РК (на доске)
  3. Значки для карты РК

Этапы урока: цель

Ход урока

УУД

Орг.момент.:

подготовить учащихся к работе, настрой на работу

Мотивация к учебной деятельности

Игра «Правда ли это?»: сформировать потребность в изучении нового материала

Актуализация знаний:

обеспечить готовность  школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность

Постановка проблемы

Планирование учебной деятельности самими учащимися: научить добывать нужную информацию: «кто и что нам поможет?»

Объявление темы урока

Построение проекта выхода из затруднения: обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний

Работа с учебником: вспомнить изученные орфограммы

Первичное закрепление во внешней речи: обеспечить усвоение новых знаний

Работа со словарями: продолжить обучение работы со словарями

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий

Упражнения  творческого характера.

Включение в систему знаний и повторение: обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в знакомой ситуации
















Домашнее задание: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Рефлексия деятельности на уроке: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели

- Урок русского языка

- Предлагаю поиграть в игру «Правда ли это», я задаю вопрос, а вы отвечаете сигнальными карточками. Если ДА,  зелёным  цветом, если НЕТ, то  красным

  • Правда ли,  что столица РК Воркута?
  • Правда ли,  что сыктывкарцы пишется с большой буквы?
  • Правда ли,  что есть  город Печора и река Печора?
  • Правда ли,  что столица РК – Сыктывкар?
  • Правда ли,  что на территории РК живут носороги?

- На какую тему были вопросы?

- Сегодня на уроке будем использовать материал о РК, а тема русского языка прозвучит дальше.

- Предлагаю сегодня поработать…

- На что похоже? Как можно назвать этот лист?

- Будем создавать буклет. Наверно уже встречались.

ПОКАЗ БУКЛЕТОВ

- Аня, прочитай стихотворение на обложке буклета. Спасибо, умница

- Это отрывок из стихотворения поэта Альберт Ванеев «Это север – край неповторимый.

Тихие, задумчивые сосны,

И под снегом  сон тетеревов

И фонтаны в крае нефтеносном

И огни растущих их городов;

В новых сёлах – древние былины

Золотые скирды на полях

Это Север – край неповторимый

Край отцов

И родина моя.

                          В. Ванеев

- Перечитайте стихотворение с карандашом в руках и подчеркните волнистой линией имена прилагательные

- Назовите.

- У всех так?

- Другие варианты.

- Согласны?

- Я заметила лишние слова: задумчивые, растущих, неповторимый. Это не имена прилагательные, а причастие, часть речи, которую будете изучать в 6 классе.

- Назовите ещё раз прилагательные и сверху подпишите.

- Давайте вспомним, что знаете  о прилагательном?

УСТНЫЕ ОТВЕТЫ

- Сегодня мы пополним свой багаж знаний.

- Разверните буклет, найдите другой отрывок Альберта Ванеева

1. Ведь морозы       жгучие       не вечны,                   ледяной

 Пролетит      холодная           зима,                             горячий

От черёмух в платьях подвенечных         

Вся округа будет без ума.         

Возвратятся      радостные              птицы,                  грустные

Позабросив      теплые           края,                       холодные

И весною словно обновится         

Край отцов         

И Родина моя.

         

- Посмотрите

- Прочитайте стихотворение. Что заметили?

не все слова

- Посмотрите, как вы быстро решили проблему. Предложите задание.

- Ваша задача вставить имена прилагательные противоположные по смыслу

- Как называются такие слова?

антонимы

- Впишите карандашом

- Например,  ледяные-жгучие. Я тоже посмотрела в словарь

- Постарайтесь сделать дальше самостоятельно,  кому нужна помощь обратитесь к соседу или ко мне.

- Что получилось?

- А у автора звучит так. Катя, прочитай

- Возникли трудности.

- Трудно подобрать антонимы-прилагательные в авторский текст.

- Я приготовила сюрприз, мы будем наклеивать части слов, а в конце урока вы сможете убедиться кто на уроке был успешным.

- Кто считает, что справились с работой, то напротив прикрепите   карточку РЕС

- Достаточно ли знаний  у вас о прилагательных-антонимах.

НЕТ                                                 ДА

Подумаем как мы                     Будем убеждаться, что

можем получить знания           знаний у вас достаточно

- А где можно взять материал?

- Будем брать материал из разных источников: словарей, интернета, взрослых, друг у друга

- Тема урока: «Роль прилагательных – антонимов  в речи»

- Поставьте цель урока для себя

- Моя цель как учителя: помочь вам правильно использовать прилагательные-антонимы в речи

- Где встречали прилагательные-антонимы?

стихотворениях, текстах

- А ещё где? Зимой – белый, летом – серый?

- Посмотрим где же ещё можно встретить прилагательные-антонимы?

- Возьмите конверты, на каждой скрепке отдельное предложение. Восстановите порядок слов.(Работа в парах)

- Что у вас получилось. Зачитайте.

- Что это? (пословицы)

- Запишите 1-2 пословицы коми народа, подчеркните прилагательные антонимы волнистой чертой. Под цифрой 2.

-  Объясните одну из пословиц.

- Мы можем использовать прилагательные-антонимы в речи, но всё равно трудности остаются

- Будем работать дальше

- Кто считает, что с заданием справился, наклейте карточку  ПУБ

ФИЗМИНУТКА

Сложите  руки стрелочкой, я называю прилагательное, а вы ищите к нему антоним и показываете.

устный

твердый

большой

старый

чистый

тёплый

- Открыли учебник упр.205

- Вставьте буквы простым карандашом

- Сколько видов орфограмм встретили? Назовите.

непроизносимый согласный

парный согласный в середине слова

- Сначала назовите группу слов с орфограммой «парная согласная»

узкий-узок

близкий-близок

- Назовите слова с орфограммой «непроизносимый согласный»

честный-честен

прекрасный-прекрасен

устный-уста

прелестный-прелесть

- Допишите прилагательные-антонимы и имена существительные к ним

- Показываю образец, записываем под цифрой 3

Близкий – далёкий путь, лес, берег

                  чужой человек

                 дальний путь, дорога, дом

                 отдалённое родство

- 1 вариант работаем со словами: честный, узкий

   2 вариант – прекрасный, устный

- Кто испытывает затруднения, воспользуйтесь словарями. Не забудьте, что антонимы могут иметь разное лексическое значение, поэтому антонимов может быть несколько.

ПРОВЕРКА: прочитайте друг другу

- Если это задание выполнили без затруднений, прикрепите карточку  ЛИ

- Мы составляли словосочетания, которые помогут нам выполнить следующее задание

- Упр. 206

- Оля, прочитай задание

- Коля, прочитай предложение

-- Отвечаем на вопросы?

- В предложении есть пара прилагательных-антонимов, назовите.

- Графический диктант. Ваша задача: записать на строчке под цифрой 4  только те буквы, которые надо вставить

САМОПРОВЕРКА: Ставим плюс, минус: бегущая строка  ЗОЖЕЕИООССАИ

- Кто справился с заданием прикрепите  карточку КА

- Используя словосочетания из задания №2,  какое задание можете предложить

- Составьте предложения как в образце, но на тему Сыктывкар, об улицах, о себе, как житель, о замечательных местах в нашем городе. Попробуйте свои силы. Кто затрудняется, воспользуйтесь карточкой-помощницей.

ПРОВЕРКА:  в группах

- Прочитайте друг другу

- Похвалите друг друга

- Выберите представителя от группы и зачитайте предложение

- Кто справился самостоятельно, с помощью товарища, учителя, прикрепите карточку  КОМИ

- Прочитайте, что получилось справа?

- Какие чувства, настроение возникают у вас, когда читаю, говорят о РК?

- Какая информация из буклета не прозвучала?

- Почему наш урок сегодня строится на материале республики Коми?

-В этом году РК – празднует 90-летие . Каждый из нас испытывает чувство гордости за свою богатую республику

- Мы с вами создали мини-проект буклет, который называется ….

- Подумайте и назовите буклет.

- Как бы вы назвали?

- Кто сомневается, не определился в названии я вам предлагаю.

Моя республика

Моя малая Родина

Любимая республика

Я родился и живу в  республике Коми

-  На обратной стороне буклета найдите автор, подпишите.

- Предложите своё домашнее задание по теме урока.

- Предлагаю домашнее задание на выбор, переверните буклет

- Маша, читай:

  1. написать 5 пословиц или 5 загадок народа коми, чтобы   них были прилагательные-антонимы
  2. составить  текст о своём крае, используя антонимы-прилагательные
  3. создать буклет на тему (животные РК, растения РК, деревья РК, природа РК, профессии РК, полезные ископаемы РК, старый и новый Сыктывкар, Сыктывкар-столица РК и т.д.)

- Кто выбрал первое? второе? третье?

- Что для себя открыли?

- Какие выводы по теме можно сделать?

Имена прилагательные-антонимы играют большую роль в речи

- Для чего употребляем антонимы-прилагательные?

употребление антонимов делает речь более выразительней, усиливает эмоциональность речи, уточняют нашу речь. Т.о. достигли нашей цели

- А теперь давайте каждый из вас выберет значок и прикрепит, а о чём же вы хотели создать свой буклет, текст, узнать о РК…Обратите внимание, есть пустые значки, т.е. можете сами предложить, свой вариант.

- Посмотрите как богата наша республика: животные, лес, полезные ископаемые. Я надеюсь, что каждый из вас гордится, что он живет в РК

- Небольшой сюрприз, спасибо за урок.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РУГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».

Создать условия   для формирования познавательных учебных действий   обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....

Презентация к уроку "Роль прилагательных - антонимов в речи"

Данная презентация содержит материал, который  поможет учителю раскрыть тему урока...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....