Урок в 4 классе по теме: Роль прилагательных – антонимов в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Класс: 4
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи
Цель: подвести детей к осознанию роли прилагательных-антонимов
Задачи:
- включение новых знаний в систему
- формирование воспитание интереса к предмету через познание родного края
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Класс: 4
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи
Цель: подвести детей к осознанию роли прилагательных-антонимов
Задачи:
- включение новых знаний в систему
- формирование воспитание интереса к предмету через познание родного края
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
Демонстрационный материал, раздаточный материал:
- сигнальные карточки (красный, зелёный цвеи)
- виды буклетов
- рабочий лист буклет (Приложение 1)
- стихотворение на доске(Презентация , слайд 2, слайд 3):
. Ведь морозы не вечны, ледяной Пролетит зима, горячий От черёмух в платьях подвенечных Вся округа будет без ума. Возвратятся птицы, грустные Позабросив края, холодные И весною словно обновится Край отцов И Родина моя. |
- Отдельные карточки на доску: жгучие, холодная, радостные , теплые
- словари антонимов
- Пословицы (Приложение 2)
- Карточки для физминутке : устный, твёрдый, большой , старый, чистый, тёплый
- Эталон для проверки (бегущая строка):
ЗОЖЕЕИООССАИ |
- Карточка – помощница (с предложениями) (Приложение 3)
- Контур карты РК (на доске)
- Значки для карты РК
Этапы урока: цель | Ход урока | УУД |
Орг.момент.: подготовить учащихся к работе, настрой на работу Мотивация к учебной деятельности Игра «Правда ли это?»: сформировать потребность в изучении нового материала Актуализация знаний: обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность Постановка проблемы Планирование учебной деятельности самими учащимися: научить добывать нужную информацию: «кто и что нам поможет?» Объявление темы урока Построение проекта выхода из затруднения: обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний Работа с учебником: вспомнить изученные орфограммы Первичное закрепление во внешней речи: обеспечить усвоение новых знаний Работа со словарями: продолжить обучение работы со словарями Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий Упражнения творческого характера. Включение в систему знаний и повторение: обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в знакомой ситуации
Домашнее задание: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Рефлексия деятельности на уроке: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели | - Урок русского языка - Предлагаю поиграть в игру «Правда ли это», я задаю вопрос, а вы отвечаете сигнальными карточками. Если ДА, зелёным цветом, если НЕТ, то красным
- На какую тему были вопросы? - Сегодня на уроке будем использовать материал о РК, а тема русского языка прозвучит дальше. - Предлагаю сегодня поработать… - На что похоже? Как можно назвать этот лист? - Будем создавать буклет. Наверно уже встречались. ПОКАЗ БУКЛЕТОВ - Аня, прочитай стихотворение на обложке буклета. Спасибо, умница - Это отрывок из стихотворения поэта Альберт Ванеев «Это север – край неповторимый. Тихие, задумчивые сосны, И под снегом сон тетеревов И фонтаны в крае нефтеносном И огни растущих их городов; В новых сёлах – древние былины Золотые скирды на полях Это Север – край неповторимый Край отцов И родина моя. В. Ванеев - Перечитайте стихотворение с карандашом в руках и подчеркните волнистой линией имена прилагательные - Назовите. - У всех так? - Другие варианты. - Согласны? - Я заметила лишние слова: задумчивые, растущих, неповторимый. Это не имена прилагательные, а причастие, часть речи, которую будете изучать в 6 классе. - Назовите ещё раз прилагательные и сверху подпишите. - Давайте вспомним, что знаете о прилагательном? УСТНЫЕ ОТВЕТЫ - Сегодня мы пополним свой багаж знаний. - Разверните буклет, найдите другой отрывок Альберта Ванеева 1. Ведь морозы жгучие не вечны, ледяной Пролетит холодная зима, горячий От черёмух в платьях подвенечных Вся округа будет без ума. Возвратятся радостные птицы, грустные Позабросив теплые края, холодные И весною словно обновится Край отцов И Родина моя.
- Посмотрите - Прочитайте стихотворение. Что заметили? не все слова - Посмотрите, как вы быстро решили проблему. Предложите задание. - Ваша задача вставить имена прилагательные противоположные по смыслу - Как называются такие слова? антонимы - Впишите карандашом - Например, ледяные-жгучие. Я тоже посмотрела в словарь - Постарайтесь сделать дальше самостоятельно, кому нужна помощь обратитесь к соседу или ко мне. - Что получилось? - А у автора звучит так. Катя, прочитай - Возникли трудности. - Трудно подобрать антонимы-прилагательные в авторский текст. - Я приготовила сюрприз, мы будем наклеивать части слов, а в конце урока вы сможете убедиться кто на уроке был успешным. - Кто считает, что справились с работой, то напротив прикрепите карточку РЕС - Достаточно ли знаний у вас о прилагательных-антонимах. НЕТ ДА Подумаем как мы Будем убеждаться, что можем получить знания знаний у вас достаточно - А где можно взять материал? - Будем брать материал из разных источников: словарей, интернета, взрослых, друг у друга - Тема урока: «Роль прилагательных – антонимов в речи» - Поставьте цель урока для себя - Моя цель как учителя: помочь вам правильно использовать прилагательные-антонимы в речи - Где встречали прилагательные-антонимы? стихотворениях, текстах - А ещё где? Зимой – белый, летом – серый? - Посмотрим где же ещё можно встретить прилагательные-антонимы? - Возьмите конверты, на каждой скрепке отдельное предложение. Восстановите порядок слов.(Работа в парах) - Что у вас получилось. Зачитайте. - Что это? (пословицы) - Запишите 1-2 пословицы коми народа, подчеркните прилагательные антонимы волнистой чертой. Под цифрой 2. - Объясните одну из пословиц. - Мы можем использовать прилагательные-антонимы в речи, но всё равно трудности остаются - Будем работать дальше - Кто считает, что с заданием справился, наклейте карточку ПУБ ФИЗМИНУТКА Сложите руки стрелочкой, я называю прилагательное, а вы ищите к нему антоним и показываете. устный твердый большой старый чистый тёплый - Открыли учебник упр.205 - Вставьте буквы простым карандашом - Сколько видов орфограмм встретили? Назовите. непроизносимый согласный парный согласный в середине слова - Сначала назовите группу слов с орфограммой «парная согласная» узкий-узок близкий-близок - Назовите слова с орфограммой «непроизносимый согласный» честный-честен прекрасный-прекрасен устный-уста прелестный-прелесть - Допишите прилагательные-антонимы и имена существительные к ним - Показываю образец, записываем под цифрой 3 Близкий – далёкий путь, лес, берег чужой человек дальний путь, дорога, дом отдалённое родство - 1 вариант работаем со словами: честный, узкий 2 вариант – прекрасный, устный - Кто испытывает затруднения, воспользуйтесь словарями. Не забудьте, что антонимы могут иметь разное лексическое значение, поэтому антонимов может быть несколько. ПРОВЕРКА: прочитайте друг другу - Если это задание выполнили без затруднений, прикрепите карточку ЛИ - Мы составляли словосочетания, которые помогут нам выполнить следующее задание - Упр. 206 - Оля, прочитай задание - Коля, прочитай предложение -- Отвечаем на вопросы? - В предложении есть пара прилагательных-антонимов, назовите. - Графический диктант. Ваша задача: записать на строчке под цифрой 4 только те буквы, которые надо вставить САМОПРОВЕРКА: Ставим плюс, минус: бегущая строка ЗОЖЕЕИООССАИ - Кто справился с заданием прикрепите карточку КА - Используя словосочетания из задания №2, какое задание можете предложить - Составьте предложения как в образце, но на тему Сыктывкар, об улицах, о себе, как житель, о замечательных местах в нашем городе. Попробуйте свои силы. Кто затрудняется, воспользуйтесь карточкой-помощницей. ПРОВЕРКА: в группах - Прочитайте друг другу - Похвалите друг друга - Выберите представителя от группы и зачитайте предложение - Кто справился самостоятельно, с помощью товарища, учителя, прикрепите карточку КОМИ - Прочитайте, что получилось справа? - Какие чувства, настроение возникают у вас, когда читаю, говорят о РК? - Какая информация из буклета не прозвучала? - Почему наш урок сегодня строится на материале республики Коми? -В этом году РК – празднует 90-летие . Каждый из нас испытывает чувство гордости за свою богатую республику - Мы с вами создали мини-проект буклет, который называется …. - Подумайте и назовите буклет. - Как бы вы назвали? - Кто сомневается, не определился в названии я вам предлагаю. Моя республика Моя малая Родина Любимая республика Я родился и живу в республике Коми - На обратной стороне буклета найдите автор, подпишите. - Предложите своё домашнее задание по теме урока. - Предлагаю домашнее задание на выбор, переверните буклет - Маша, читай:
- Кто выбрал первое? второе? третье? - Что для себя открыли? - Какие выводы по теме можно сделать? Имена прилагательные-антонимы играют большую роль в речи - Для чего употребляем антонимы-прилагательные? употребление антонимов делает речь более выразительней, усиливает эмоциональность речи, уточняют нашу речь. Т.о. достигли нашей цели - А теперь давайте каждый из вас выберет значок и прикрепит, а о чём же вы хотели создать свой буклет, текст, узнать о РК…Обратите внимание, есть пустые значки, т.е. можете сами предложить, свой вариант. - Посмотрите как богата наша республика: животные, лес, полезные ископаемые. Я надеюсь, что каждый из вас гордится, что он живет в РК - Небольшой сюрприз, спасибо за урок. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РУГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23
Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.
Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...
Урок по русскому языку в 4 классе «Роль прилагательных – антонимов в речи».
Создать условия для формирования познавательных учебных действий обучающихся по выявлению роли прилагательных – антонимов в речи....
Презентация к уроку "Роль прилагательных - антонимов в речи"
Данная презентация содержит материал, который поможет учителю раскрыть тему урока...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Урок разработан по программе "Школа 2100"....
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....