Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_svistun_e.b.rar | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку
Разработала Свистун Е.Б.
Тема: роль прилагательных – антонимов в речи.
Планируемые результаты
предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах.Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,
коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Ход урока
- Оргмомент
- Минутка чистописания.
Маленькая ложь рождает большую неправду.
Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?
Спишите, обозначьте орфограммы.
- Актуализация знаний.
Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы уже знаем об имени прилагательном?
Поставьте эти слова в начальную форму.
Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).
Как называются слова с противоположным значением?
О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?
Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:
Узнать, для чего нужны…
Учиться находить, подбирать … и употреблять…
Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.
- Открытие нового знания.
- Создание проблемной ситуации.
Итак, антонимы – это…(слова с противоположным значением). Приведите свои примеры.
На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.
день – ночной добрый – зло худеть – толстяк
Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы – разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи).
А какими частями речи могут быть антонимы?
Запишите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.
- Мы уже несколько раз произнесли слово «антоним». а кто-нибудь знает, как это слово образовалось? Попробуем догадаться вместе (сравнение слов «синоним» и «антоним»: у них одинаковая вторая часть(онима – по-гречески означает имя,слово),анти – против, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный, антиопределитель.
- Закрепление нового материала.
- Потренируемся в подборе антонимов.
- Работа в парах (карточки). Проверка: какие прилагательные - антонимы позволяют сравнить предметы по
Вывод. Антонимы очень часто используются в жизни, когда нужно что-то противопоставить, сравнить, а также это средство выразительности, придающее высказыванию точность, меткость.
Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый.
Вывод.Не все слова имеют антонимы.
Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова.
А может ли одно слово иметь несколько антонимов?
Наблюдение через работу в парах.
- Примеры использования антонимов в речи.
Закончите предложения, назовите антонимы:
- В сказках добро побеждает …
- Тяжело в учении, …в бою.
- …сказка сказывается, да ……дело делается.
- … пойдешь – коня потеряешь, … пойдешь – смерть найдешь.
- …зайчик прыгает по… полю.
Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление.
Физминутка «Игра в антонимы»
- Использование антонимов в пословицах (работа в парах).
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Повторение изученных орфограмм" (2 класс)
Урок составлен по программе "Гармония". В разработке использован интересный подбор загадок о весне, задания для самостоятельной и групповой работы с таблицами....
разработка урока по русскому языку по системе Занкова 2 класс
На данном уроке идёт ознакомление с частью речи "Прилагательное"...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...
Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"
Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...
разработка урока по русскому языку "Непроверяемые безударные гласные" 2 класс
отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными; повторить словарные слова, познакомить с новым словарными словами...
Разработка урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"
Разработка по русскому языку в 4 классе "Местоимение как часть речи"(учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий). Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Данный материал мож...
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...