Урок русского языка в 4 классе по теме: " Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Будущее сложное время глагола. Образование глаголов будущего времени.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего сложного времени.
Задачи:
1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.
Методы обучения:
1. проблемные;
2. частично-поисковые;
3. наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная;
2. коллективная;
3. в парах;
4.самостоятельная (разноуровневая работа)
Средства обучения:
1. ИКТ. Презентация по теме.
2. Карточки для работы в парах.
3.Карточки для рефлексии.
Ход урока:
- Организационно – мотивационный этап. (слайд №1)
1) орг. момент (слайд №2)
Прозвенел в коридоре школьный звонок.
Это значит пора, начинать нам урок.
Учитель: - Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. У нас праздник. Вы рады нашим гостям? Тогда повернитесь к гостям и улыбнитесь.
2) приветствие гостей ( слайд № 3)
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам, вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять.
Учитель: - Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3) психологический настрой
Учитель: - А теперь садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Ведь доброжелательная улыбка – это залог хорошего настроения.
4) аутогенная тренировка
Учитель: - Теперь закройте глаза и повторяйте за мной:
У меня хорошее настроение
Я могу быть добрым и терпеливым
Я успею сделать все.
Я буду предельно внимателен на уроке.
Учитель: - Молодцы, ребята.
- Пусть урок принесет вам радость.
II. Чистописание ( слайд № 4) (чистописание)
- Продолжаем урок. Посмотрели все ли готово у вас к уроку.(ручки, тетрадки, учебники). Если готово, то тогда отгадайте следующий этап урока.(чистописание)
- Но, чтобы мы хорошо писали нам нужно сделать массаж для рук
1) при помощи карандаша трем ладоши с внутренней стороны затем с тыльной.
2) заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
3) дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.
Учитель: - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.
(слайд № 5).
- Не забывайте о правилах письма.
- Заполните пустые клетки таблицы и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании. (слайд № 6)
Учитель: - А какой сегодня праздник ? Что вы знаете о нем?
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний
Учитель: - На каждом уроке русского языка мы с вами узнаем что – то новое и интересное о языке.
А писатель К.Г.Паустовский говорит так: (слайд № 7)
« Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
Учитель: - А зачем это нам надо? Ведь вы уже умеете читать и писать.
Я предлагаю продолжить такую фразу ( слайд №8)
«Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. Вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
«Аукцион Знаний» (слайды № 9 – 16 )
- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе.
1)Что такое глагол?(открывается буква)
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Как изменяется глагол?
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?
-Расшифруйте слово и вы узнаете имя главного героя нашего урока (Глагол).
ΙV. Постановка учебной задачи.
Учитель: -Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А что еще хотите узнать? (о времени)
Тогда я предлагаю отправиться в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение! Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое.
-А что вы знаете о времени?
- Что это такое?
- Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, год)
В толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд № 17)
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»
V. Ус воение новых знаний. Знакомство с темой урока.
Учитель: -Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глагола. А о каком, вы должны разобраться сами и сформулировать тему урока.
Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу.
Прочитайте выразительно четверостишья слайд № 18)
Учитель: - Давайте найдем глаголы и определим время глаголов.
- Как определить время? (нужно поставить к глаголу вопрос)
- Ставим вопрос и определяем время.
- У глаголов 1 столбика, сразу определили время? ( да)( будущее)
- А у глаголов 2 – го столбика? (нет)
- Почему? ( поставили вопрос, а время определить не можем)
- Значит , неверно поставили вопрос?
- С каким словом сочетаются глаголы (кататься и раздаваться)? (будем)
Учитель: - Как можно назвать глаголы 1 – 2 четверостишия?
- В русском языке для них есть специальное название (будущее простое и будущее ………время)
- Вывод: Какой сделаем вывод о глаголах 2 – го четверостишия? (глагол в будущем времени может быть выражен одним словом и двумя словами)
Например: Что сделаю? Нарисую
Что буду делать? Буду рисовать
Учитель: - Кто сможет сформулировать тему урока?
- О чем будем говорить на уроке? ( о будущем сложном времени глагола)
Учитель: - А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с.98.
VI. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: - Кто же скажет? Как же образуются глаголы будущего сложного времени? (При помощи двух глаголов). А каких, вы скажите, когда послушаете сказку.
Учитель: - Послушайте сказку и скажите, о чем она?
Сказка «О глаголе Н.Ф.»
Сказал как-то глагол неопределенной формы:
-Эх вы, разве так надо изменяться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
-Время мы тебе найдём. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
-Лучше будущее, -говорит глагол, чтобы хоть немного оттянуть время.
-Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Изменяется Вспомогательный - только окончания мелькают. А глагол Н.Ф. и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому изменяться? Он – глагол Н.Ф., у него нет времени
Учитель: - Итак, кто скажет по – научному, как образуются глаголы будущего сложного времени.?
Дети: при помощи вспомогательного глагола «Быть» и глагола «Н.Ф.»
VII. Физминутка по методике Базарного для глаз ( слайд № 19)
VIII. Первичная проверка понимания изученного
Учитель: - А сейчас проверим, как вы поняли изученный материал.
- работа в парах по карточкам.
- Каждая пара получает карточку в которой записано по 2 глагола Ваша задача образовать глаголы простого и сложного будущего времени используя слова (я, ты, он, мы, вы, они)
2) проверка на слайде № 20
IX. Первичное закрепление.
- самостоятельная работа (слайд № 21)
Учитель: - Сейчас мы отработаем практические умения через выполнение заданий различного уровня.
1 уровень
Задание: Запишите глаголы в 2 столбика
(будут рисовать , нарисую, напишут, буду читать, прочитаю, буду бегать)
1 уровень
Задание: Выполнить упр. 442, страница 99
3 уровень
Задание: Творческая работа «Оживи текст»
Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна»
Весна. Веселая капель. Ручьи. Деревья. Перелетные птицы.
( Наступила долгожданная весна. Звенит веселая капель. Бегут говорливые ручиь. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелетные птицы)
X. Применение новых знаний
2) коллективная работа (устно) (слайд № 22- 23)
Учитель: - А сейчас давайте раскроем скобки в стихотворении, вставляя вместо глаголов н.ф. глаголы будущего простого и сложного времени. Должно получиться красивое стихотворение.
Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить),
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И ( исполнить) в жизни все наши мечты!
Учитель: - Получилось. Давайте проверим.
XI. Информация о домашнем задании.Инструктаж
Учитель:- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем Д/з ( слайд № 24)
- УПР № 441, стр. 99
- Правило срт. 98
XII. Подведение итогов урока.
Учитель: - Теперь скажите, что вы сегодня нового открыли о глаголе на уроке русского языка? (узнали ,что есть глаголы будущего сложного времени)
- Как же образуются глаголы будущего сложного времени? При помощи какого глагола? (вспомогательного глагола быть и глагола Н.Ф.)
XIII. Оценивание.
Учитель:- Давайте оценим вашу работу сегодня на уроке. Попробуйте оценить каждый своего соседа.
XIV. Рефлексия. (слайд № 25)
Учитель: - Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с изображением солнца. Каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:
-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы показываете солнце , которое улыбается.
-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то вы показываете солнышко с тучкой.
-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке, тогда солнце с зонтиком.
Учитель: - Я вижу, что вы все поняли, так как показали улыбающееся солнце.
Вам понравился урок?
Всем спасибо за урок!( слайд № 26)
МОУ «Клименковская СОШ»
Открытый урок
русского языка
по теме:
«Будущее сложное время глагола.
Образование глаголов
будущего сложного времени»
Подготовила:
учитель начальных классов
Лаврова Т.А.
Клименки 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"
Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов» Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.Планируемые результатыПредметные: - знать ...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему: «Род глаголов в прошедшем времени»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя:ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по род...