Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Времена глаголов" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Времена глаголов»

 

Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.

Планируемые результаты

Предметные

- знать понятие времена глаголов;

- знать, как изменяются глаголы;

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять время глаголов;

- уметь выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- уметь отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19. 04. 2021

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка_______________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Времена глаголов»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о временах глаголов.

Планируемые результаты

Предметные: 

- знать понятие времена глаголов;

- знать, как изменяются глаголы;

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять время глаголов;

- уметь выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- уметь отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

        

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

-Доброе утро, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя, эвристическая беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

3 мин.

Фронтальная форма работы

- Ребята, у меня для вас есть одно очень интересное задание, но для начала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-Прочитайте стихотворение, которое представлено на экране.

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви...

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

В. Кашин

-Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите у выписанных глаголов число.(Один ученик у доски, а остальные в тетради)

Проверка:

-Ученик у доски озвучивает, что выписал и называет число, остальные проверяют.

-Как оценим работу учащегося?

-Хорошо!

-Посмотрите, на доске записаны предложения.

-Прочитайте предложения.

Начался урок.

Начинается урок.

Начнется урок.

-Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?

Отошла (ед.ч), следит(ед.ч), заплуталась( ед.ч), зовет(ед.ч), протягивает (ед.ч), шелестят(мн.ч), увидеть(н.ф), хотят(мн.ч).

Отличаются окончаниями, вопросами и тд.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Кто-нибудь догадался , о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: «Времена глаголов»

 -Какие цели мы можем поставить перед собой?

Узнать что такое времена глаголов, как их определить.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

«Открытие»  нового знания

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

 8мин.

Фронтальная форма работы

-Приступим к достижению наших целей!

-Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложение о том, что происходит в настоящем времени.( Например :Светит солнце. Едут машины.)

-Напишите о том, что уже произошло.(Например: Растаял снег)

-Напишите о том, что может произойти. (Например: Скоро закончится урок.)
-Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?

-Что можно сказать об этих глаголах?

-Хорошо!

-Давайте сверим наши выводы с правилом на стр.112.

- Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Прочитайте это правило еще раз  каждый про себя. Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

-Хорошо, молодцы!

Фронтальная форма работы

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.111, найдите упр. 195.Выполняем упражнение устно.

-Прочитайте упражнение.

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в прошедшем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в будущем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-Хорошо! Молодцы!

Называют предложения и записывают.

Отвечают на вопросы учителя.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

Отвечают на вопросы учителя.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий.

Динамическая пауза

1 мин.

-А теперь давайте с вами немного отдохнем.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

5 мин.

Фронтальная форма работы

-Закрепим наши знания и поработаем письменно.

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.112, найдите упр. 197.

-Прочитайте упражнение.

-Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?

Индивидуальная форма работы

-Спишите  предложения под цифрами 1 и 2 к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы (буквы подчеркнуть).

-Подчеркните глаголы, определите время и число глаголов в каждом предложении.

-Как определить число глагола?

-Как определить время глагола?

Проверка:

Один ученик проверяет 1 предложение, читает глаголы, которые подчеркнул,  называет число и время глаголов.

Один ученик проверяет 2 предложение, читает глаголы, которые подчеркнул,  называет число и время глаголов.

-Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

1.Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает.

2.Распустятся.

3.Вышел, постучал, пробежал, поиграл.

1.Гром перекатывается (ед.ч., наст.вр), грохочет (ед.ч., наст.вр), ворчит (ед.ч., наст.вр),  рокочет (ед.ч., наст.вр), встряхивает(ед.ч., наст.вр.) землю.

2.Скоро ли луга позеленеют (мн.ч.,буд.вр), скоро ль у кудрявой березы распустятся (мн.ч.,буд.вр) клейкие листочки.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

К: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

7 мин.

Индивидуальная форма работы

-У вас на столах лежат карточки с заданием. Это задание вы будете выполнять каждый самостоятельно.

-Прочитайте, что нужно сделать? Кому непонятно задание?

Приступайте к работе.

Карточка

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Проверка:

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проведите взаимопроверку по эталону на слайде.

-Поднимите руку у кого 5?

-Поднимите руку у кого 4?Почему?

-Поднимите руку у кого 3? Почему

-Поднимите руку у кого 2?Что не понято? Почему не получилось?

Вывод:

-Как определить время глагола?

-Что обозначают глаголы в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Прочитайте это правило еще раз  каждый про себя. Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

Определить время глаголов.

Зеленела(прош. вр), поют(наст.вр), расцветёт(буд.вр), посинел(прош.вр), побежал(прош.вр), плетёт(наст.вр), полетели(прош.вр), нарисует(буд.вр), пригрела(прош.вр), споёт(буд.вр), появятся(буд.вр), рисует(наст.вр), читает(наст.вр), позвонит(буд.вр), съездит(буд.вр).

По вопросу.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

П: структурирование знаний

Включение в систему знаний

Практический:

письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Мы продолжаем работать. Откройте учебники на стр.113 ,найдите упр.198.

-Прочитайте текст упражнения.

-Хорошо! Какой темой можно объединить эти стихотворения?

-Над этим упражнением вы поработаете в парах.

Парная форма работы

-Вам нужно списать стихотворения в тетрадь, найти глаголы, подчеркнуть их и определить у них время. У вас есть 4 минутки.

Проверка:

Пара, которая быстрее всех справилась с заданием, зачитывает глаголы, которые они подчеркнули, и называет их время. Остальные проверяют в своих тетрадях.

Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

Запишите домашнее задание в дневник с.113 упр.199 + 15 слов диктант.

Весна.

Тает(наст.вр), бегут (наст.вр) ,повеяло(наст.вр), засвищут (буд.вр), оденется( буд.вр).

Оденет( буд.вр),  будут играть (буд.вр), будут  бегать (буд.вр).

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Рефлексия деятельности

Словесный : беседа

2 мин.

-Наш урок подходит к концу.

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

-Посмотрите на экран.

-Запишите предложение, употребляя глагол из скобок сначала в форме настоящего времени, затем в форме прошедшего времени, затем в форме будущего времени.

Без росы и трава не (расти).

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Времена глаголов.

Узнать что такое времена глаголов, как определить время у глагола.

Без росы и трава не растет.

Без росы и трава не росла.

Без росы и трава не будет расти.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сосенка отошла к дороге, А мать — высокая сосна – Следит за дочкою с тревогой, Не заплуталась бы она. Зовёт — протягивает ветви... А ей соседки шелестят: — И любопытны ж эти детки, Увидеть сами всё хотят. В. Кашин

Слайд 2

Начался урок. Начинается урок. Начнется урок.

Слайд 3

Тема : Времена глагола Цели : узнать что такое времена глаголов, как определять время глаголов.

Слайд 4

Зеленела( прош . вр ), поют( наст.вр ), расцветёт( буд.вр ), посинел( прош.вр ), побежал( прош.вр ), плетёт( наст.вр ), полетели( прош.вр ), нарисует( буд.вр ), пригрела( прош.вр ), споёт( буд.вр ), появятся( буд.вр ), рисует( наст.вр ), читает( наст.вр ), позвонит( буд.вр ), съездит( буд.вр ).

Слайд 5

Без росы и трава не (расти).

Слайд 6

Тема : Времена глагола Цели : узнать что такое времена глаголов, как определять время глаголов.

Слайд 7

Я узнал… Я учился… Я могу…



Предварительный просмотр:

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...

Конспект урока русского языка "Время и число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Время и число глаголовЦели деятельности учителя: совершенствование умений определять время и число глаголов, изменять глаголы по временам и числам.Планируемые резуль...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...