Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение глаголов по временам»

 

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.

Планируемые результаты

Предметные

- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять время глаголов;

- уметь распознавать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени;

- уметь выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- уметь отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23. 04. 2021

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка_______________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Изменение глаголов по временам»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.

Планируемые результаты

Предметные: 

- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять время глаголов;

- уметь распознавать глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени;

- уметь выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- уметь отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

        

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

-Доброе утро, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя, эвристическая беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

3 мин.

Фронтальная форма работы

- Ребята, у меня для вас есть одно очень интересное задание, но для начала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-Запишите под диктовку предложения себе в тетрадь.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. На реке потемнел крепкий лёд. Пахучие почки уже набухли.

-Сделайте разбор 3 предложения. Подчеркните члены предложения и подпишите часть речи, которой они выражены.(Один ученик у доски, остальные в тетради)

-Сделайте морфологический разбор слова солнце. (Один ученик у доски, остальные в тетради)

-Сделайте морфемный разбор слова почки. (Один ученик у доски, остальные в тетради)

-Хорошо! Молодцы!

-Подчеркните глаголы в этих предложениях и определите у них время.

Проверка:

-Назовите глаголы, которые подчеркнули и их время.

-Хорошо. Попробуйте устно, поставить глагол наступает в форму прошедшего времени.

-Как будет звучать глагол?

-Хорошо!

На(предлог) реке(сущ) потемнел(глаг.) крепкий(прил.) лёд(сущ.).

Солнце – сущ.(что?).

Н.ф.- солнце.

Неодуш., нариц.,ср.р., в И.п., в ед.ч. Подлеж.

Почки

1.Окончание-и

2.Основа-почк

3.Корень -почк

4.Суффикс

5.Приставка

Наступает(наст.вр), согревает(наст.вр), потемнел(прош.вр), набухли (прош.вр)

Наступила.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Кто-нибудь догадался , о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 -Какие цели мы можем поставить перед собой?

Тема «Изменение глагола по временам»

Научиться изменять глаголы по временам..

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

«Открытие»  нового знания

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

 8мин.

Фронтальная форма работы

-Продолжаем  работать по теме урока. Откройте учебники на стр.119 и найдите упражнение 211.

-Прочитайте текст. О чём в нем говорится?

-Какой заголовок подойдет к этому тексту?

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните глаголы. Найдите глагол в неопределенной форме. У остальных глаголов найдите время.

Проверка:

-Назовите глаголы, которые вы подчеркнули и их время.

-Назовите глагол, в неопределенной форме.

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Высказывают свое мнение.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий.

Динамическая пауза

1 мин.

-А теперь давайте с вами немного отдохнем.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

5 мин.

Фронтальная форма работы

-Закрепим наши знания и поработаем письменно.

-Откройте стр.119, найдите упр. 212.

-Прочитайте упражнение. Что нужно сделать?

Парная форма работы

-Спишите  пословицы себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

-Подчеркните глаголы, определите время и число глаголов.

-Как определить число глагола?

-Как определить время глагола?

Проверка:

-Назовите глаголы, которые подчеркнули, их число и время.

-Как оценим работу учащегося?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Хорошо!

По вопросу.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

К: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

7 мин.

Индивидуальная форма работы

-У вас на столах лежат карточки с заданием. Это задание вы будете выполнять каждый самостоятельно.

-Прочитайте, что нужно сделать? Кому непонятно задание?

Приступайте к работе.

Карточка

Образуйте от данных глаголов всевозможные временные формы.

Прыгать, прочитать, кричать, бежать, плыть.

Проверка:

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проведите взаимопроверку по эталону на слайде.

-Поднимите руку у кого 5?

-Поднимите руку у кого 4?Почему?

-Поднимите руку у кого 3? Почему

-Поднимите руку у кого 2?Что не понято? Почему не получилось?

Вывод:

-Как определить время глагола?

-Что обозначают глаголы в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

П: структурирование знаний

Включение в систему знаний

Практический:

письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Мы продолжаем работать. Откройте учебники на стр.118 ,найдите упр.210.

-Прочитайте стихотворение.

-Чему удивилась мама? Как вы поняли смысл последнего предложения?

-Над этим упражнением вы поработаете в парах.

Парная форма работы

-Вам нужно списать стихотворение в тетрадь, найти глаголы, подчеркнуть их и определить у них время и число. У вас есть 4 минутки.

Проверка:

Пара, которая быстрее всех справилась с заданием, зачитывает глаголы, которые они подчеркнули, и называет их время и число. Остальные проверяют в своих тетрадях.

Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Хорошо! На что нужно обратить внимание? Прочитайте.

-По какому признаку можно определить, что глагол стоит в прошедшем времени?

-Выделите этот суффикс в глаголах, которые подчеркнули.

Запишите домашнее задание в дневник с.119 упр.212 + 15 слов диктант.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

По суффиксу –л-.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Рефлексия деятельности

Словесный : беседа

2 мин.

-Наш урок подходит к концу.

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

-Посмотрите на экран.

-Прочитайте пословицы.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Кто любит лгать, того нельзя за друга принять.

Что в воду упало, то пропало.

-В какой пословице есть глагол 2-го лица, единственного числа? По каким признакам определили.

-В какой пословице есть глагол в неопределенной форме? Как определили?

-В какой пословице есть глаголы прошедшего времени? Как определили?

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Времена глаголов.

Узнать что такое времена глаголов, как определить время у глагола.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.



Предварительный просмотр:

1.Вставь на место пропуска недостающие слова

Глаголы в форме ____________________ времени отвечают на вопросы что делают? что делает?

Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в ____________________ времени, в момент речи.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы _______________________  _____________________ _______________________  _______________________. Эти глаголы обозначают действия , которые уже произошли или происходили в __________________ времени, до момента речи.

Глаголы в форме ________________________ времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать? что будет делать?

Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в __________________________ времени, после момента речи.

2.Определи время у следующих глаголов:

Зазеленела , цветет, будет бегать, прыгал, идет, построит, полетит, плачет, рисовал.

1.Вставь на место пропуска недостающие слова

Глаголы в форме ____________________ времени отвечают на вопросы что делают? что делает?

Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в ____________________ времени, в момент речи.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы _______________________  _____________________ _______________________  _______________________. Эти глаголы обозначают действия , которые уже произошли или происходили в __________________ времени, до момента речи.

Глаголы в форме ________________________ времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать? что будет делать?

Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в __________________________ времени, после момента речи.

2.Определи время у следующих глаголов:

Зазеленела , цветет, будет бегать, прыгал, идет, построит, полетит, плачет, рисовал.

1.Вставь на место пропуска недостающие слова

Глаголы в форме ____________________ времени отвечают на вопросы что делают? что делает?

Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в ____________________ времени, в момент речи.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы _______________________  _____________________ _______________________  _______________________. Эти глаголы обозначают действия , которые уже произошли или происходили в __________________ времени, до момента речи.

Глаголы в форме ________________________ времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать? что будет делать?

Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в __________________________ времени, после момента речи.

2.Определи время у следующих глаголов:

Зазеленела , цветет, будет бегать, прыгал, идет, построит, полетит, плачет, рисовал.

1.Вставь на место пропуска недостающие слова

Глаголы в форме ____________________ времени отвечают на вопросы что делают? что делает?

Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в ____________________ времени, в момент речи.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы _______________________  _____________________ _______________________  _______________________. Эти глаголы обозначают действия , которые уже произошли или происходили в __________________ времени, до момента речи.

Глаголы в форме ________________________ времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать? что будет делать?

Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в __________________________ времени, после момента речи.

2.Определи время у следующих глаголов:

Зазеленела , цветет, будет бегать, прыгал, идет, построит, полетит, плачет, рисовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс

Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...

Презентация к уроку русского языка на таму "Изменение глагола по временам" 4 класс Школа России

В презентации даны этапы работа, которые можно использовать для выполнения на интерактивной доске. Детям очень нравиться такая работа, они оживляются....

Конспект урока русского языка «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица един...

Конспект урока русского языка «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»

Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»Цели деятельности учителя: ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:П...

Конспект урока Русский язык по теме: "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые резул...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...