Конспект урока "Основа слова" повторение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Основа слова". Повторение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_osnova_3a.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
143900, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12. Email: school_19@list.ru | Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. |
Тема урока: «Основа слова и окончание»
Учитель начальных классов: Сигурко Т.Ю.
Цель: повторить определение основы в словах.
- Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.
- Минутка чистописания.
- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять (проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв и соединений букв на усмотрение учителя).
3. Повторение правил.
-Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
-Из чего состоит текст? (Из предложений.)
-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)
-Из чего состоит предложение? (Из слов.)
-Сейчас мы с вами вспомним некоторые словарные слова.
4. Словарная работа.
-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)
На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).
Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.
-Что объединяет все эти слова? (Все они обозначают растения.)
5. Сейчас мы немного поиграем: объявляется конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называется «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
- Какие части слова словообразование помогли ответить на этот вопрос?
- Из чего же состоят слова? (корня, приставки, суффикса и окончания)
- А какая часть слова самая главная? Почему?
(Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)
- Вот мы и попали в гости к главной части слова
(на доске открывается рисунок)
- Определите значение слова корень?
(Корень- это то, без чего растение не может жить, без него оно погибнет)
- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?
(Из корня появляются слова)
- Послушайте историю о маленьком мудром корне Уч.
Жил- был корень Уч. Надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок Уч. в огромное семейство слов.
Попробуйте назвать все его семейство.
Да, его родственниками стали слова: учитель,
ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т. д.
- Как найти в слове корень?
(Нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть)
6.Тема урока.
На экране появляются слова: Москва, москвич, Москву, Москвы.
-Что общего у всех этих слов? (Корень -москв- ).
-Определите, какое слово лишнее. (Москвич.)
-Почему? (в словах «Москва, Москву, Москвы» меняется только последняя буква. Слово «москвич» - родственное. «Москва, Москву, Москвы» - форма одного и того же слова.)
-Да, действительно, в словах «Москва, Москву, Москвы» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.
Дети записывают данные слова. Выделяют окончание.
- Часть слова без окончания называют основой слова.
Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение.
Задание: списать текст с доски, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание и основу.
… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !
7. Первичное закрепление.
На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.
-Напишите слова в два столбика. (Сначала можно спросить у детей, кто из них догадался, по какому признаку можно разделить слова. Если ответов нет, то задание даёт учитель.)
-В 1 столбик выпишите формы слова «коза», а во 2 столбик – однокоренные слова.
-Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.
Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.
8. Физкультминутка.
Плаваем мы как дельфины
И летаем как орлы,
Дружно ходим как пингвины,
Выше зайца прыгнем мы.
Мы быстрее волка мчимся
И тихонечко садимся.
9. Закрепление.
На экране текст.
Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.
-Что вам не понравилось в тексте?
-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)
-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.
Дети самостоятельно списывают текст. Для проверки текст ещё раз выводится на экран. Ученики читают свои предложения и исправляют слова на экране. После проверки делается вывод: окончание служит для связи слов в предложении.
10. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
-Образуются ли с помощью окончания родственные слова?
-Что такое основа слова?
-Как графически выделяют окончание и основу?
11. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...