Как установить связь слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кравченко Диана Александровна

Тема: Как установить связь слов в предложении?

Цели: научить устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос  от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Личностные УУД: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ustanovit_svyaz_slova.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как установить связь слов в предложении?

Цели: научить устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос  от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Личностные УУД: ориентирование   ученика  на  учет  чужой  точки  зрения;  устойчивый  учебно-познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач;  адекватное  понимание  причин  успешности/неуспешности  учебной  деятельности.

Регулятивные УУД: осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков,  делать  самостоятельно  простые  выводы,  переводить  информацию  из  одного  вида  в  другой.

Познавательные УУД: применять  разные  способы  фиксации  информации  (словесной,  схематичный),  использовать  эти  способы  в  процессе  решения  учебных  задач;  понимать  информацию,  представленную  в  изобразительной,  схематичной  форме;  переводить  её  в словесную  форму.

Коммуникативные УУД: создавать  высказывания  разных  видов (в  устной  и  письменной  форме)  для  решения  различных  коммуникативных  задач,  адекватно  строить  их  и  использовать  в  них  разнообразные  средства  языка.

Средства обучения: проектор, карточки  с  заданиями  для  работы  в  парах, рисунки  и  карточки  словарных  слов (яблоко,  яблоня), учебник.

Ход урока

I.  Мобилизующий  этап

Приветствие

Все ли все правильно сидят за партами.

- А теперь давайте с вами улыбнемся друг другу для хорошего настроения.

II. Актуализация опорных знаний.

 -Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок? Давайте прочитаем девиз нашего урока.

«Хочу много знать. Хочу много уметь». (Слайд 1)

  1. Домашняя работа

Упр. 42

  1. Чистописание

- Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу.

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою,

Ручку  правильно  держу!

-Запишите: Число, Классная работа, отступив от предыдущей работы две строчки.

                

- Подумайте, о каком звуке идет речь:

Везде найдешь ты этот звук –

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

- Правильно, это звук [з].

- Что мы знаем о звуке [з]? (Согласный, твердый, звонкий)

- Что мы знаем о звуке [з']? (Согласный, мягкий, звонкий)

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву З заглавную и букву з строчную.

Обратите внимание, что верхний полуовал меньше нижнего

- Прописываем первую строку.

Зи     Зл    За     зи    зл    за

- Найдите самое красивое буквосочетание и поставьте под ним точку.

заяц мороз золото

- Подчеркните опасные места

ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Назовите признаки осени. (Реже  светит  солнце.  Дни  стали  короче. Всё  чаще  льёт  дождь.  С деревьев  облетают  листочки.  В  лесу  и  поле  стало намного  тише. Птицы  собираются  в  стаи.)

- Сейчас вам нужно будет составить 1 предложение об  осени.

- А вот   наш  друг  Незнайка  без  нас  здесь  побывал  и  составил  своё  предложение…  

дождь   улице   на   идёт   сильный

- Получилось  ли  предложение  у  Незнайки?

-  Что  вам  не  понравилось?(Предложение  начинается  с  большой  буквы,  заканчивается  точкой,  восклицательным  знаком  или  вопросительным  знаком. Предложение  должно  иметь  законченную  мысль,  слова  должны  быть  связаны  по  смыслу.)

-  Давайте  сформулируем  тему  нашего  урока. (Связь слов в предложении)

- Чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)

- А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

ΙV. Мотивация учебной деятельности

  1. Наблюдение над языковым материалом

- Давайте вернёмся  и  запишем предложение Незнайки  и подчеркнем главные члены предложения,  найдём  его  основу  и  выделим  её

На  улице  идёт  сильный  дождь.

(В предложении говорится о дожде. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой.  Дождь  (что делает?) Идёт. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.)

 - Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
- А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?

- Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее дождь? (сильный)
- Поставьте вопрос.
(Дождь    какой?   сильный)

- В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.

- Какое слово поясняет сказуемое идёт? (на  улице)

- Почему вы так думаете? (Задали вопрос.  Идёт    (где?  на  чём?)  на  улице)

- Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам, устанавливать связь слов в предложении.

- Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  1. Находим в предложении подлежащее и сказуемое.
  2. Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  3. Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

V. Проверка понимания

-Найдите упражнение 43.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте два  предложения  и  найдите  распространённое  предложение,  прочитайте…

            Спелое  яблоко  упало  с  яблони.

- Назовите  основу  предложения?   (Яблоко  упало.)

-  Что  называют  основой  предложения?  (подлежащее  и  сказуемое)

-Какое  слово  поясняет  подлежащее?  Как  определить? (задать  вопрос)     Яблоко  (какое?)  спелое.

- Какое  слово  поясняет  сказуемое?  (вопрос) Упало  (откуда?)  с  яблони.

 Словарная работа.  

- Отгадайте загадку:

Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
Ответ: 
Яблоня

 

                                

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

Ответ: Яблоко  

- Какое лексическое значение имеет слово «ЯБЛОНЯ»?

ЯБЛОНЯ     Фруктовое дерево  с бело-Розовыми  пахучими цветами   весной,  а  осенью  с  очень  вкусными  и  полезными    плодами  

ЯБЛОКО.   Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок.

* «Яблоку негде упасть» - о большой тесноте.

 «Яблоко   от яблони недалеко падает» (о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).

- Составьте предложение со словом «ЯБЛОКО».

- Какие предложения вы составили?

- Запишем предложение под диктовку?

VI. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VΙI. Первичное закрепление:

  Игра «Составь   и   докажи».

  (работа  в  парах)

- Придвиньте к себе листочки с №1.

- Один – читает  слова,  второй  записывает  предложение  правильно,  находим  о его  основу.

  1. в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.
  2. в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.
  3. в, извилистая, уводит, тропинка, лес
  4. на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах
  5. дрожат, под, солнечные, деревьями, зайчики
  6. пестрит, в, от, глазах, цветов
  7. над, звенят, лесом, веселые, песни
  8. поспела,  в,  лесу, черника,  хвойном
  9. девочки,  по,  дороге,  домой,  шли
  10. много,  осенью,  в,  грибов,  лесу
  11. посадили,  дубки, мы,  лужайке,  на,  зелёной
  12. берлоги,  медведь,  из,  вылез
  13. окном,  за,  месяц,  сияет

- Из данных слов составьте предложения.

- Как мы будем писать каждое новое предложение?

- Что будем ставить, когда предложение закончится?

- Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

- 1 вариант, установите связь между словами третьего предложения (алгоритм на доске)

Проверка.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Кто допустил одну ошибку?

- Кому было легко выполнять это задание?

VIΙI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

- Что нового вы узнали на уроке?

- У вас на партах лежит маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, закрасьте его зеленым. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте его синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

IX. Домашняя работа.

С. 38 Упр. 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь слов в словосочетании.

Тема урока "Связь слов в словосочетании". Дать представление о соглосовании прилагательных с именами существительными....

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

Урок Обучение грамоте. 1 класс. Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов в высказывании.

Урок-закрепление для 1 класса по теме: "Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов  в высказывании"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Русский язык 2 класс Тема: Как установить связь слов в предложении.

Тема: Как установить связь слов в предложении....