КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Сулейманова Лемара Февзиевна

Дидактическая цель урока: развивать умение определять времена глаголов.

Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений, навыков.

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;

2. Упражняться в распознавании глаголов разного времени;

3. Формировать бережное отношение к слову, интерес к предмету, воспитывать активность и самоконтроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   УРОКА

РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  3  КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«ВРЕМЕНА  ГЛАГОЛА»

Сулейманова Лемара Февзиевна,

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Далековская средняя школа»

+7 978 854 94 61

lemara1969@mail.ru

Далекое, 2017 г.

Тема:  Времена глагола.

Дидактическая цель урока: развивать умение определять времена глаголов.

Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений, навыков.

Цели:

1. Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;

2. Упражняться в распознавании глаголов разного времени;

3. Формировать бережное отношение к слову, интерес к предмету, воспитывать активность и самоконтроль.

Предполагаемый образовательный продукт: умение выполнять пробное учебное действие, анализировать ситуацию, конструктивно устранять причины затруднения. Освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, использование приобретённых знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления о роли русского языка в системе знаний; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакиной, презентация, карточки для индивидуальной работы, работы в парах,  тесты..

Ход урока:

I. Организационный момент (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

- Начинаем урок.

- Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.  

- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

(цель: актуализировать представления о понятиях “ имя сущ.”, “имя прилаг.”, “местоимение”, «изменения частей речи»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний).

1. Минутка чистописания.

- Внимание  на доску. Рассмотрите образцы  букв для чистописания и повторите у себя в тетради.

 (г  го  л  ла)

- Из букв образца соберите слово. (Глагол)

- Составьте предложение со словом глагол.

- Спишите это предложение: Глагол –  это часть речи. 

- Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи.

- Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Например: поет, танцует, споет, станцует. (Слайд 1)

2. Формирование навыков грамотного письма.

-  Подберите к глаголам антонимы и запишите их.

Встречать, лежать, светлеть, начинать, кричать.

-  Подберите к глаголам синонимы и запишите их.

Бросать, хохотать, бежать, бранить, блестеть. (Слайд 2)

-  Спишите. Укажите число глаголов. (Слайд 3)

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви...

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.                    В. Кашин

3.  Задание на карточках  (5 учащихся).

Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

. бзац                                                 пр.рода

чем.дан                х.зяйка

во.зал        к.манда

лес.ница        л.мон

огоро.        д.льфин

пш.ница         пр.мер

4. Работа в парах. (Слайд 4)

1) какое слово является именем  существительным?

- морозная, заморозил, заморозок, за мной

2) какое слово является именем  прилагательным?  

- подвиг, под, подвинул, подвижная

3) какое слово является глаголом?  

- перед, передал, переход, передняя      

III. Самоопределение к деятельности (цель: согласовать тему и цель урока).

-  Прочитайте предложения. (Слайд 5)

Начался урок. Начинается урок. Начнётся урок.

-  Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?

-  Сформулируйте тему урока.

Физкультминутка для глаз.

Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

IV. Работа по теме урока (цель: формировать умение  определять время глаголов).

1. Наблюдения над изменением глаголов по временам.

-  Прочитайте отрывки из стихотворений. (Слайд 6)
-  Выпишите  глаголы, в скобках запишите вопрос.
-  Определите, когда относительно момента речи, происходит действие.

а)  Снег теперь уже не тот – 
Потемнел он в поле. 
На озерах треснул лед, 
Будто раскололи.

– Действие происходит до момента речи.

б)  Солнце ласково смеется, 
Светит ярче, горячей, 
А с пригорка звонко льется 
Разговорчивый ручей.

– Действие происходит в момент речи.

в)  Засвищут скоро соловьи, 
И лес оденется листвою.

– Действие происходит после момента речи.
Общий вывод делает учитель.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
– Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. 
– Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.

Памятка  (Слайд 7)

2. Работа по учебнику.

Упр. 195 (с. 111). (Коллективное устное выполнение.)

-  Прочитайте сведения о языке на с. 112.

-  Назовите времена глаголов. (Прошедшее, настоящее и будущее.)

-  На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

-  Что обозначают глаголы в настоящем времени?

-  Приведите примеры.

-  На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

-  Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-  Приведите примеры.

-  На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

-  Что обозначают глаголы в будущем времени?

-  Приведите примеры.

Упр. 196 (с. 112). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

-  Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы они отвечают?

-  Назовите глаголы в прошедшем времени. На какие вопросы они отвечают?

-  Назовите глаголы в будущем времени. На какие вопросы они отвечают?

 Физкультминутка.

– Я назову вам глаголы, если это:

– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.

V. Закрепление изученного материала (цель: развивать умение  определять время глаголов). 

1. Работа по учебнику. Упр. 197 (с. 112).

-  Прочитайте предложения.

—  Найдите глаголы, которые употреблены в переносном значении.

—  Назовите время и число глаголов в каждом предложении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Упр. 198 (с. 113).

—  Прочитайте стихотворения.

—  Назовите тему этих стихотворений. (Весна.)

—  Найдите глаголы. Определите их время.

—  В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Докажите.

—  Подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Взаимопроверка.)

2. Тест « Изменение глаголов по временам». 

- Теперь предлагаю показать свои знания по теме.

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;

 Б. признаки предметов;

 В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.

 Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?

 Б. что сделает? что будет делать?

 В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;

 Б. действие произошло или происходило ранее;

 В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?

 Б. что делает? что делают?

 В. что делал? что сделал?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке  (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

- Оцените свою работу на уроке смайликом на полях тетради.

VII. Подведение итогов урока. (Слайд 8)

-   Как изменяются глаголы?

-  Что обозначают глаголы в настоящем времени, в прошедшем времени,  в будущем времени?

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо, активно работали на уроке. Я хочу поставить отметки наиболее активным из вас.

Домашнее задание (Слайд 9)

Упр. 199 (с. 113).

Список использованной литературы:

1. Русский язык, 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г. Издательство: Просвещение, 2013 г.

3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику “Русский язык” 3 класс - М.: Баласс, 2001.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Времена глагола.

Слайд 2

- Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Например: поет, танцует, споет, станцует.

Слайд 3

- Подберите к глаголам антонимы и запишите их. Встречать, лежать, светлеть, начинать, кричать. - Подберите к глаголам синонимы и запишите их. Бросать, хохотать, бежать, бранить, блестеть.

Слайд 4

- Спишите. Укажите число глаголов. Сосенка отошла к дороге, А мать — высокая сосна – Следит за дочкою с тревогой, Не заплуталась бы она. Зовёт — протягивает ветви... А ей соседки шелестят: — И любопытны ж эти детки, Увидеть сами всё хотят. В. Кашин

Слайд 5

1) какое слово является именем существительным? - морозная, заморозил, заморозок, за мной 2) какое слово является именем прилагательным? - подвиг, под, подвинул, подвижная 3) какое слово является глаголом? - перед, передал, переход, передняя

Слайд 6

Начался урок. Начинается урок. Начнётся урок.

Слайд 7

а) Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. б ) Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. в) Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.

Слайд 8

ПАМЯТКА Прошедшее время вчера Что делал? Что сделал? Настоящее время сегодня Что делает? Что делают? Будущее время завтра Что будет делать? Что сделает?

Слайд 9

Подведение итогов урока: Как изменяются глаголы? Что обозначают глаголы в настоящем времени, в прошедшем времени, в будущем времени?

Слайд 10

МОЛОДЦЫ ! Домашнее задание Упр. 199 (с. 113).

Слайд 11

Русский язык, 3 класс, В.П. Канакина , В.Г. Горецкий, Москва, « Просвещение», 2014 г. 2 . Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. 3 . Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику “Русский язык” 3 класс - М.: Баласс , 2001 . 4. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого («Школа России») , 3 класс, Москва, «ВАКО», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...