Наименование занятия | Правописание И, А, У, после шипящих. |
Общая цель
| - Создать условия для эффективной работы на уроке.
- Обобщить и закрепить элементарные представления учащихся об орфограмме как «ошибкоопасном» месте (где написание расходится с произношением) на примере традиционного (исторического) правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, основанного на отступлении от слогового принципа русской графики.
- Способствовать развитию устной речи, произвольного внимания, орфографической зоркости, каллиграфических умений, умения творчески использовать полученные языковые знания в практической деятельности, выполнять самоанализ своей работы.
- Воспитывать культуру поведения при совместной работе (парной, групповой), активность, самостоятельность, креативность.
|
Цель урока (с позиции учащихся) | Учащиеся знают, что после шипящих пишутся буквы И, А, У, понимают, что правописание этих букв является орфограммой, умеют применять эти знания в самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности на уроке, анализируют возникшие затруднения при применении знаний на практике. |
Результаты обучения для учителей
| - Учащиеся знают, понимают, применяют правила правописания И, А, У после шипящих на основе традиционного принципа русской орфографии, анализируют возникшие затруднения при применении знаний на практике.
- Умеют сотрудничать в паре и группе, слушать и слышать друг друга.
- Оценивают свою работу и работу других членов группы.
- Умеют работать самостоятельно, анализируют результаты работы на уроке.
|
Основные идеи, отработанные на занятии | - Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ имеют традиционное написание на основе отступления от слогового принципа русской графики.
- Умение видеть орфограммы (орфографическая зоркость) – «ошибкоопасные» места в слове способствует формированию навыков грамотного письма.
- Формативное оценивание будет способствовать повышению активности учащихся, формированию умения видеть свои ошибки, чтобы улучшить обучение.
|
Источники, оснащение и оборудование: | Компьютер, проектор, экран, электронная обучающая презентация, электронная динамическая пауза, рабочие листы, цветные карандаши, ручка, простой карандаш, резинка, карточки для парной, индивидуальной и групповой работы, сигнальная карточка «Светофорик» (у каждого учащегося), смайлики для оценивания, дерево, листики, цветы, плоды (для рефлексии). |
Используемые модули | ПОВО, НП, ИКТ, ОдО и ОО, УиЛО, ОКМ, ТиО. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап. Мобилизация к учебной деятельности. 1 мин. | Позитивный настрой учащихся на урок: Прозвенел уже звонок Сядьте тихо и не слышно И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться. Ведь заданья нелегки, Нам друзья нельзя лениться, Так как мы – УЧЕНИКИ!
Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора.
- С каким настроением вы приступаете к уроку? | Слушают учителя, готовятся к изучению темы, сознательному восприятию учебного материала. Включаются в деловой ритм урока.
Показывают с помощью жеста рукой. |
2. Актуализация знаний (фронтальная работа) 5 мин. | Блиц-турнир
-слова делятся на слоги? -в русском языке 6 гласных звуков? -вы ученики 1 класса? -буквы е ,ё, ю, я выполняют двойную роль? - звуки [ ч*], [ щ*] всегда твёрдые? - написание словарных слов нужно запоминать? - сейчас урок математики? - звуки [ ж], [ ш] всегда мягкие? - чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной? - вы СПОСОБНЫЕ УЧЕНИКИ?
Оцените свою работу. | Предлагают в очень быстром темпе ответы на поставленные вопросы по стратегии ОКМ – «Да-нетка» с помощью «Светофорика»: зелёный сигнал – да, красный – нет.
Да. Да. Нет. Да. Нет. Да. Нет. Нет. Да.
Да.
Формативное оценивание: жесты рукой. |
3. Определение темы и задач урока. 7 мин. | - Послушайте логическое упражнение: В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
- Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. - Какие задачи стоят перед вами на уроке?
-Что необходимо, чтобы справиться с заданиями на уроке? | Дают ответ: Мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.
Определяют тему и задачи урока совместно с учителем. Тема: Правописание И, А, У после шипящих. Задачи: обобщить и закрепить элементарные представления учащихся об орфограмме как «ошибкоопасном» месте (где написание расходится с произношением) на примере традиционного (исторического) правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, основанного на отступлении от слогового принципа русской графики.
Отвечают: быть внимательными, активными, высказывать своё мнение, внимательно слушать и слышать не только учителя, но и своих одноклассников. |
4. Работа по теме. 25 мин. | Молодцы! А теперь приступим к выполнению наших заданий: - Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку правильно держу! Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. (образец выполнения каллиграфической минутки с целью подготовки к выполнению письменной работы)
-Как выдумаете, по каким критериям можно оценить выполненную работу?
-Оцените работу соседа по парте: если написано правильно и очень красиво – подарите зелёный листик, правильно, но не везде красиво – жёлтый листик; написано некрасиво, небрежно – красный листик.
-Для чего выполняли каллиграфическую минутку по рабочим листам?
ФИЗМИНУТКА с использованием электронной динамической паузы.
Групповая работа:
- Работать на уроке мы будем в группах: 1 группа: жи – ши; 2 группа: ча – ща; 3 группа: чу – щу.
- Каждая группа получает карточки со слогами. Что нужно сделать с этими слогами?
Первая группа: ды-Лан-ши, раф – жи, ка - мыш, шин-кув. Вторая группа: чат-Пер-ки, ща-про–ние, га - кни, вель-ща. Третья группа: дак - Чу, ка - руч, лок – чу, ка-щу.
- Написание каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?
- Что вы знаете про буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу? - Какая буква пишется в сочетании жи – ши? в сочетании ча – ща? в сочетании чу – щу? Давным – давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж,], [ш,], [ч,] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи – ши употреблялась буква и.
Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими вы их видите на страницах учебника. Запомните, как они пишутся.
Игра «Лови ошибку». Парная работа. Найти ошибки в словах и исправить.
1 группа: карандашы, лыжи, вершына, ёжык, жызнь.
2 группа: чясы, щявель, чяйник, чящя, пищять.
3 группа: чюдак, щюпальца, чюдо, щюпать, чюдеса.
|
|
ФИЗМИНУТКА. Индивидуальная работа:
Припиши слева или справа сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чтобы получились слова. Зада__, лы__, __вёт, ро__, __вель, __раф, __повник, __сы, ту__, __до, __вотик.
| Выполняют каллиграфическую минутку на рабочих листах с целью подготовки рук к выполнению письменной работы.
Предлагают критерии оценивания.
Выполняют формативное взаимооценивание.
-Чтобы подготовить руку к выполнению письменных заданий.
Выполняют движения за сказочным героем, глядя на экран.
Распределяют обязанности между членами группы. Обсуждают задание, договариваются, как будут его выполнять. Выполняют задание. Проверяют выполненную работу по эталону, предложенному учителем. Анализируют результат своей работы. Оценивают работу членов группы (смайлик получает самый активный участник). Представляют результаты совместной работы.
Нужно превратить их в слова.
Выполняют работу в соответствие с заданием, оценивает работу партнёра по критериям, предложенным учителем. Правильно выполненная работа демонстрируется на доске. Комментируют выполнение парной работы. Делают выводы о том, правописание каких орфограмм отработано. Критерии оценивания работы: 0 ошибок – 1-2 ошибки – 3- ошибки -
Более 4 ошибок - ?
Выполняют работу самостоятельно. Проверяют выполнение работы, сравнивая с эталоном, предложенным учителем. Выполняют самооценку работы. При желании комментируют выполнение индивидуальной работы.
Критерии оценивания работы:
Правильно -
С ошибками -
|
5. Рефлексия учебной деятельности. 7 мин. | Обеспечивает положительную обратную связь, чтобы ученики осознали свои действия и способы их реализации для улучшения своего обучения. - Знания по какой теме мы сегодня обощали и систематизировали?
- С чем вы справились сегодня легко?
- Что необходимо отработать ещё?
Объясняет выполнение рефлексивной методики «Продолжи фразу...»
Рефлексия деятельности на уроке «Дерево творчества»
| Анализируют работу на уроке, отвечают на вопросы учителя, предлагают способы улучшения своего обучения. Заранее подготовленные дети читают стихи по теме урока: 1 учащийся: Мыши, ёжики, ужи, Лыжи, лужи и моржи, Крыши, чижики, стрижи, Жирафы и карандаши Их с буквой И всегда пиши!
2 учащийся: Чайка, чаща, каланча. Роща, гуща и свеча, Пища, чайник, чашки, чай – Как напишешь? Отвечай!
3 учащийся: Чулок, верчу, чуть-чуть грущу. Все слова пишу я с У.
Рефлексируют свою деятельность на уроке в соответствие с указанием учителя, опираясь на вокабуляры: «Я своей работой на уроке........(доволен, не доволен, не совсем доволен)» «Я знаю, что буквосочетания......... пишутся.........» «На уроке мне понравилось.......» « В работе меня поддерживали.......» «Я хочу похвалить........за.........»
По итогам урока дети с помощью «Дерево творчества» проводят рефлексию своей деятельности. |