Урок русского языка по теме" Правописание мягкого знака у существительных после шипящих."
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта занятия «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык. 3 класс. Разработала и провела учитель начальных классов Бугай Надежда Петровна
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Базовый учебник: «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2022г.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, командах, учебный диалог.
Средства обучения – учебник, презентация.
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Планируемые результаты | Личностные: - развитие мотивации к получению новых знаний; - способность к самооценке; - развитие навыков сотрудничества; - формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения. | |||
Метапредметные | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Познавательные: - выделять значимую информацию; - извлекать информацию из графических схем; - анализировать, обобщать и использовать при выполнении заданий; | Коммуникативные:- вступать в диалог; -ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. | |
Предметные: - познакомиться с новой грамматической функцией мягкого знака в слове; классифицировать имена существительные по родам. | ||||
Цель урока | Усвоить правописание имён существительных женского рода с мягким знаком после шипящих. | |||
Задачи: | 1. Назвать изученные грамматические признаки имен существительных. 2. Вспомнить, как распознавать имена существительные мужского и женского рода. 3. Научиться определять правильность употребления мягкого знака в слове. | |||
Проблема: | Как определить правильность написания мягкого знака у имён существительных после шипящих? | |||
Педагогические технологии: | Проблемно-диалогическая технология; Технология сотрудничества. |
Структура и содержание занятия
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык. 3 класс. Разработала и провела учитель начальных классов Бугай Надежда Петровна
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Базовый учебник: «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение» 2022г.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, командах, учебный диалог.
Средства обучения – учебник, презентация.
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Планируемые результаты | Личностные: - развитие мотивации к получению новых знаний; - способность к самооценке; - развитие навыков сотрудничества; - формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения. | |||
Метапредметные | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Познавательные: - выделять значимую информацию; - извлекать информацию из графических схем; - анализировать, обобщать и использовать при выполнении заданий; | Коммуникативные:- вступать в диалог; -ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. | |
Предметные: - познакомиться с новой грамматической функцией мягкого знака в слове; классифицировать имена существительные по родам. | ||||
Цель урока | Усвоить правописание имён существительных женского рода с мягким знаком после шипящих. | |||
Задачи: | 1. Назвать изученные грамматические признаки имен существительных. 2. Вспомнить, как распознавать имена существительные мужского и женского рода. 3. Научиться определять правильность употребления мягкого знака в слове. | |||
Проблема: | Как определить правильность написания мягкого знака у имён существительных после шипящих? | |||
Педагогические технологии: | Проблемно-диалогическая технология; Технология сотрудничества. |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности | |||
I этап: мотивационно -целевой. Цель: помочь ребенку понять, зачем ему это знание. | Предлагает актуализировать знания Предлагает задание не похожее на предыдущие. Уточняет затруднения в выполнении учебного действия. В учебном диалоге с учащимися определяет тему урока. | Актуализируют знания. Классифицируют знания, с опорой на графический рисунок. Соотносят слова в таблицу в соответствии с заданием. Определяют и называют проблемную ситуацию. Определяют совместно с учителем тему занятия, задачи урока. | 1.Наш язык и скромен, и богат В каждом слове скрыт чудесный клад. А все слова разделены на большие группы- части речи. Признаки какой части речи изучаем? «Наполните» «корзину Знаний» своими знаниями об имени существительном. Охарактеризуйте часть речи по плану: 1. Отвечает на вопросы? 2. Обозначает …. 3. Может быть: 4. Изменяется по…. Все знания собраны в «Корзину»? 2. Сегодня на уроке нам нужно потрудиться, чтобы дополнить корзину Знаний. Поможет это сделать пословица Ученье – путь к уменью. Запишите в тетрадь. Поясните её смысл. - Посмотрите на все слова пословицы. Что общего в их написании? - Какую работу выполняет ь в словах? показатель мягкости ь разделительный 3.Распределить слова в таблицу. Семья, лось, деревья, календарь, дочь, мышь.
- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль, которую мы должны определить. -Посмотрите, что общего в словах третьего столбика? На какие согласные звуки оканчиваются эти слова? | Приём «Корзина знаний» Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий диалог. Отсроченная отгадка | Фронтальная. Учебный диалог. Парная Фронтальная. | |||
II этап: Содержательно-деятельностный Цель: через практическую деятельность и работу с информацией решить проблему урока | 1.Предлагает прочитать пословицу, найти слово «товарищ» в орфографическом словаре. Провести исследование этого слова по плану. Сделать вывод. 2.Предлагает сравнить свой вывод с информацией в учебнике. 3.Сталкивает разные мнения учеников. 4.Предлагает выполнить разноуровневые задания с опорой на новые знания: | 1.Проверяют написание слова «товарищ». 2.Проводят исследование слова. 3.Делают вывод о «нужности» или нет ь 4.Коллективно формулируют вывод. 5.Применяют новые знания, определяют место ь в слове. 6.Осуществляют самоконтроль. 7.Аргументируют свою позицию. | Умный т.варищ?- половина дороги. Найдите слово из орфографического словарика. Вспомните, как пишется слово товарищ и запишите пословицу. Исследуем слово товарищ: -Часть речи? -Оканчивается на звук? -Пишется ь? Почему? Решите орфографическую задачу: Малыш. Доч. +, - ( Ь) Самостоятельная письменная работа Разноуровневое задание. 1.Выполнить упр.151 в учебнике 2.На картине найти предметы и записать слова -имена существительные , в которых есть изученная орфограмма.(мяч, дочь, луч, врач, грач) | 1.Сталкивание противоречий. 2.Цепочка признаков. 3.Я беру тебя с собой. | Индивидуальная Фронтальная. Индивидуальная | |||
III этап: рефлексивно- координирующий. Цель: соотнести цели урока и его результат. Рефлексия. | Предугадывает вывод учеников. Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. Объясняет домашнее задание. | 1.Создают кластер. Подводят итог под руководством учителя. Выбирают вариант домашнего задания. | 1.Составление алгоритма. Возьмите листы и дополните рассуждение. 1)Если это существительное с шипящим на конце слова, то _______ 2)Если существительное мужского рода, то__________________________ 3)Если существительное женского рода, то___________________________ (определяем род, мягкий знак пишется, мягкий знак не пишем) 2.Проверим, как работает алгоритм. Поиграем в антонимы. Я называю слово, вы записываете антоним. День, правда, смех. (Ночь, ложь, плач) Вернёмся к первой таблице о роли ь в слове. Разделительный ь Показатель мягкости Сущ. Ж.р. после шипящих. Назовите все его роли. Запишите новую роль кратко в таблицу. Какие новое учебное открытие мы с вами сделали? (познакомились с новой орфограммой, научились писать слова с этой орфограммой, составили алгоритм, узнали о новой работе мягкого знака.) Вариативность в выполнении домашнего задания
| Неоконченное Предложение Подводящий диалог | Командная Самостоятельная работа. Рефлексирующая работа в парах. Фронтальная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47600.jpg)
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156961-1354540474.jpg)
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Презентация по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак в существительных после шипящих"
Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как сделать урок интере...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30492.jpg)
Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.
Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146631-1353265541.jpg)
Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"
Запоминалочка "Мягкий знак у существительных после шипящих"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-479835-1581843078.jpg)
Презентация "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"
Презентация урока по теме "Правописание мягкого знака у существительных после шипящих"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/03/picture-651759-1438596054.jpg)
Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...