Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
На уроках русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе, важную роль играет системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания самими учащимися.
Данный урок по русскому языку по теме «Написание букв –о и –е после ц и шипящих в окончаниях имён существительных» является связующим между уроками по темам «Окончания имён существительных в Творительном падеже» и «Окончания имён существительных во множестенном числе». На данном занятии создается проблемная ситуация для активизации познавательной деятельности учащихся. Они совершают самостоятельное открытие нового знания практически самостоятельно. Роль учителя - направляющая в учебной деятельности. На уроке предполается групповая работа, работа в парах и индивидуальная форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_anna_valerevna_konspekt_uroka.doc | 786 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования»
Тема «Правописание букв- О и –Е после Ц и шипящих в окончаниях имён существительных»
Категория работы: урок по русскому языку в 3 классе
Автор: Кузнецова Анна Валерьевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
п. Тулинский
2017 г
Аннотация работы
На уроках русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе, важную роль играет системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания самими учащимися.
Данный урок по русскому языку по теме «Написание букв –о и –е после ц и шипящих в окончаниях имён существительных» является связующим между уроками по темам «Окончания имён существительных в Творительном падеже» и «Окончания имён существительных во множестенном числе». На данном занятии создается проблемная ситуация для активизации познавательной деятельности учащихся. Они совершают самостоятельное открытие нового знания практически самостоятельно. Роль учителя - направляющая в учебной деятельности. На уроке предполается групповая работа, работа в парах и индивидуальная форма работы.
Благодаря этим формам работы у учащихся формируется умение оценивать свою работу и работу другого через взаимопроверку. Также на занятии более сильные учащиеся помогают объяснять задания учащимся, которые испытывают затруднения в понимании инструкции к заданию. Подобная форма работы предполагает положительные результаты: дети активно взаимодействуют и быстрее приступают к выполнению задания, создаётся ситуация успеха.
Технология организации и проведения урока
1.Подготовка к проведению урока. Учащимися повторяютя словарные слова, обговариваются правила работы с «Обратным словарём», работы в парах и в группах, заранее учителем готовятся разноуровневые задания, мультемидийная презентация, карточки для рефлексии.
2.Условия проведения урока. Условия проведения урока заключается в том, что учащиеся через постановку проблемного вопроса и раскрытие смысла устойчивых сочетаний, через наблюдение и анализ выводят правило правописания букв о и е после ц и шипящих в окончаниях имён существительных, составляют инструкцию для поиска и определения новой орфограммы.
3.Итоги проведения урока. Учащиеся через открытие нового знания и применения инструкции изученного правила достигают освоение новой темы.
Этапы урока:
I.Эмоциональный настрой.
II Актулизация знаний. Речевая разминка.
III. Осмысление учебной задачи.
IV. Открытие нового знания.
V. Итог
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание (по уровням)
Цель: создание условия для осознания правила правописания О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и Ц.
Задачи:
-познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]; освоить алгоритм правописания данной орфограммы;
-развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
-воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Формируемые УУД:
Личностные:
- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: -уметь сравнивать разные формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова; освоить правописание «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс авт. Н.А Чуракова, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и индивидуальной работы, карточки для рефлексии.
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой.
Психологический настрой.
-Посмотрите на смайлики и выберите тот, который соответствует вашему настроению вначале урока. (слайд-смайлики) ( слайд 8)
II.Актуализация знаний. Речевая разминка.
Запись числа, классная работа.
Минутка чистописания (слайд 9)
Щ,ш,ж,ч,ц.
Что объединяет эти буквы?
Какая буква лишняя и почему?
Словарная работа (слайд 10)
Вставьте пропущенные буквы. Запишите.
Бага…., за…ц, ово…, …гурец, б…гач.
III. Осмысление учебной задачи (слайд 11).
Показать товар лиц…м.
Сидеть сыч…м.
Работа в парах: объясните, как понимаете значение данных устойчивых выражений.
Показать товар лиц…м. (демонстрировать одни лишь достоинства чего-либо)
Сидеть сыч…м. (быть угрюмым, мрачным, иметь мрачный вид)
-Можете определить, какие буквы нужно написать в окончаниях имён существительных? (учащиеся предлагают варианты).
IV. Открытие нового знания
Наблюдение за словами (слайд 12)
за братцем со свечой
над тучей с огурцом
Посмотрите внимательно на эти слова
Что их объединяет? (слова в Т.п.- он особый)
По какому принципу они записаны в 2 столбика.
Давайте поставим ударение. Что вы заметили? ( под ударением –о, без ударения-е)
Возврат к фразеологизмам (слайд 13)
Какую гласную мы должны написать в окончании?
Учитель читает ребятам стихотворение про новую орфограмму.
Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву о.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву е. (слайд 14)
Формулирование учащимися темы урока и цели (слайд 15)
Физическая минутка для глаз (слайд 16)
Работа в группах (слайд 17)
Вспомним правила работы в группах (слайд18)
Выполнение задания в учебнике. Работа со словами в «Обратном словаре».
Формулирование правила и чтение в учебнике (слайд 19)
Составление алгоритма действий « Маршрут знаний» (слайд 20-21)
- Выдели окончание.
- Посмотри, если шипящий звук или ц перед окончанием
- Поставь ударение
- Выбери нужную гласную (слайд 21).
Первичное закрепление
А теперь вернёмся к словарным словам. Вам необходимо записать их в творительном падеже.
Работа в парах. ( слайд 22)
Карточка-правило (заполняется учащимися)
В окончаниях имён существительных после букв __________________________
под ударением пишем ___,
без ударения ______.
Физкультминутка 2 минуты.
Вторичное закрепление (разноуровневые задания) (слайд 23-24)
по выбору
1 группа – работа по учебнику (с. 58 упр. 61)
2 группа – работа по карточкам
с меч…м
камыш..м
над рощ…й
лещ…м
с птиц…й
молодц…м
3 группа – выборочный диктант.
Собака за зайц..м, а заяц за волей. Я калач…м, а он меня в спину кирпич…м. Двор кольц..м: три жерди, конец с конц..м. День кольц..м, ночь молодц..м. Как нож..м по сердцу.
Включение нового знания в систему знаний.
Выполнение упражнения в учебнике. ( с. 59.Упр. 64 ) (слайд 25)
Взаимопроверка и оценивание работы.
V. Итог урока. (слайд 26 )
-С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- В каких случае пишем –е , -о после шипящих и ц в окончаниях имён существительных?
VI. Рефлексия деятельности. (слайд 27-28 )
«Светофор»
Цель: определить уровень усвоения новой темы
Красный кружок- не понял новую тему.
Жёлтый кружок- понял, но делал ошибки.
Зелёный кружок- понял и могу применить новое знание.
Цель: определить свою активность на уроке.
«Лестница активности»
Поставить себя на одну из ступеней лестницы(нарисовать человечка)
Верхняя ступень - был активен весь урок,
Средняя ступень - активен был не всегда,
Нижняя ступень - хотелось бы быть активнее.
VII Домашнее задание.
Выучить правило, выполнить упр.67 на основе использования «Обратного словаря» (слайд 29).
Используемая методическая литература
1.Барковская Н.Ф. Русский язык. Развитие грамматических навыков»/ Н.Ф Барковская.- Минск. ООО «Кузьма», 2015.
2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя / Г. А. Бакулина. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
3.Нефедова Е. А. 350 правил и упражнений по русскому языку:1 – 5 кл. /Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013.
4. Н.А Чуракова. Методические рекомендации по русскому языку: для 3 кл/.Н.А Чуракова, -М.: Академкнига/Учебник.-2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...
Конспект урока по русскому языку Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять её на письме...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс (Перспективная начальная школа)
«Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»...
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание Ё (Е) после шипящих в личных окончаниях глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, автор Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения писать Ё (...
Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)
Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...
Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс
Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование навыка правописания букв О и Е в окончаниях существительныхТип ...