Урок русского языка в 4 классе "Что такое монолог и диалог"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._chto_takoe_dialog_i_monolog.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ — средняя общеобразовательная школа №15 им. М.В.Гордеева г.Орла
УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
« ЧТО ТАКОЕ МОНОЛОГ И ДИАЛОГ »
ПНШ
4 «Б» КЛАСС
Учитель: Е.Н.Сокиркина
Тема: Что такое монолог и диалог
Задачи урока
Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.
Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.
Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.
Ход урока.
Нам надо разговаривать
И надо выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно, так внятно,
Что будет всем понятно!
Введение нового материала.
-Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются.
1 -Ваня, ты кем хочешь стать?
- Я хочу быть военным, как мой папа. А ты?
- А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?
- Конечно, сможешь. Главное верить в себя!
2 -Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.
-Чем похожи выступления ребят? (о профессиях) А чем отличаются? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал).
-Ребята беседовали, попеременно вступали в разговор. Мы слышали диалогическую речь. В словаре Ожегова сказано так: «Разговор между двумя лицами, обмен репликами – называется…
(ребята могут сказать сами, если нет – говорит учитель ) – диалог.
Итак, если разговор двух человек называется диалог, то монолог – это….. (речь одного человека).
-Что такое диалог? Монолог? Какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?
Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся в составлении диалогов, составим правила ведения диалога.
На доску вывешиваются таблички.(диалог, монолог).
Выполнение упр. 12. Прочитать последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью» (упражнение 1):
«Сколько же я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в ми-
лицию. А милиция придет с собакой-ищейкой…» и т. д.
Школьники выяснят, что в этом отрывке герой рассуждает сам с собой. После чего они узнают, что вопросы и ответы, которые человек задает сам себе и на которые сам же отвечает, – это МОНОЛОГ и что человек может произносить монолог ВСЛУХ перед кем-то или мысленно ПРО СЕБЯ.
Затем школьники выполняют упражнение 13. Они возвращаются к упр. 10, находят и читают в тексте Василия Пескова «Плес» разговор художника и капитана парохода:
«Левитан побежал к капитану.
– Что за место?
– Городок Плес, – равнодушно сказал капитан, – точнее сказать, городишко…
Но художник уже не слушал. Он побежал в каюту за мольбертом и саквояжами».
Школьники узнают, что разговор между двумя людьми называется ДИАЛОГОМ.
А также то, что из диалога можно понять, что чувствуют и как ведут себя его участники.
Выполняя упражнение 14, дети выясняют, что в нем использован отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Ровно 25 кило», героями которого являются любимые герои писателя Дениска и Мишка. Система вопросов к этому упражнению подводит детей к мысли, что когда звучит живая речь героев, то нам легче себе их
представить.
Очень часто в разговоре принимают участие не двое, а несколько человек.
Работа в группах.
Дети зачитывают отрывки из различных произведений- остальные дети должны определить диалог это или монолог и доказать свой ответ)
1)Коля и Женя идут в школу.
-Мы с братом игру придумали,- говорит Женя.
-Какую?
-Очень простую. Я называю существительное, а он должен быстро образовать от него прилагательное.
-Давай играть!- предлагает Коля.
-Давай!- соглашается Женя.(это диалог)
2)Собрала лисичка всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе.
Навстречу ей идёт волк:
-Здравствуй, кумушка!
-Здравствуй, куманёк!
-Дай мне рыбки!
-Налови сам, да и ешь.(это диалог)
3)Лисичка села волку на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
-Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
-Что ты , кумушка, говоришь?
-Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.(это диалог)
4)Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
-Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться. Побежала курочка к речке.(это монолог)
5)Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький .
-Дочка, дочка! -говорила мать. Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.Старшие ушли, а дочка забыла, что ей старшие приказывали.(это монолог)
6)Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:
-Тепло ли тебе, девица?
А она ему в ответ:
-Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко…(это диалог)
Работа в группах.
- Поработайте в группах и составьте правила ведения диалога.
(Каждой группе выдаётся листок с текстом, в котором пропущены слова. Нужно записать необходимые слова и получатся правила ведения диалога).
1. В разговоре старайся затронуть такую тему,
которая ………………………. и тебе, и собеседнику.
2. Поменьше говори о……………… .
Не подражай тем, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой:
"А вот я... ."
3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ.
4. Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно
тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить
перебившего, а …………………. . Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя, ни ты его не ……………….
Проверяем. Каждая группа читает по одному правилу. Если одинаковые - не повторяться. Молодцы, справились с заданием.
Закрепление. -Прослушайте два диалога.
1) - Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.
- Сейчас.
- Алло. Я слушаю.
- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?
- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.
- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?
- Спасибо, но доктор пока не разрешает.
- Выздоравливай. До свидания.
2) - Алло. Позовите Катю.
- Сейчас.
- Я у телефона.
- Пойдём на каток.
- Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок.
- Ладно! Пока!
Анализ диалогов.
Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:
а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться.
б) Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
в) По окончании разговора не забудь попрощаться.
Учитель : А теперь мы поиграем.
Обыгрываются ситуации учащимися (ролевая игра):
а) в библиотеке,
б) в магазине,
в) разговор по телефону – отрабатывается умение составлять диалог на заданную тему.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс
Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...
Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».
В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....
Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"
Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...
Интегрированный урок русского языка во 2 классе по теме "Диалог и монолог", программа "Школа России"
На известных учащимся русских и зарубежных сказках познакомить учащихся с понятиями диалога и монолога в устной и письменной речи; научить разыгрывать диалог; познакомит...