Урок русского языка в 4 классе "Что такое монолог и диалог"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сокиркина Елена Николаевна
Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах. Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме. Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._chto_takoe_dialog_i_monolog.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ — средняя общеобразовательная школа 15 им. М.В.Гордеева г.Орла

УРОК   

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« ЧТО ТАКОЕ МОНОЛОГ И ДИАЛОГ »

ПНШ

4 «Б» КЛАСС

     

Учитель: Е.Н.Сокиркина

Тема: Что такое монолог и диалог  

Задачи урока

Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах.

Обратить внимание школьников на то, как оформляется диалог на письме.

Научить отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

Ход урока.

Нам надо разговаривать

И надо выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Так правильно, так внятно,

Что будет всем понятно!

Введение нового материала.
-Сейчас мы послушаем выступление наших мальчиков и сравним: чем похожи они и чем отличаются.
1  -Ваня, ты кем хочешь стать?
- Я хочу быть военным, как мой папа. А ты?
- А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?
- Конечно, сможешь. Главное верить в себя!

2  -Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.

-Чем похожи выступления ребят? (о профессиях) А чем отличаются? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал).

-Ребята беседовали, попеременно вступали в разговор. Мы слышали диалогическую речь. В словаре Ожегова сказано так: «Разговор между двумя лицами, обмен репликами – называется…
(ребята могут сказать сами, если нет – говорит учитель ) – диалог.  
Итак, если разговор двух человек называется диалог, то монолог – это….. (речь одного человека).
-Что такое диалог? Монолог? Какая  тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?
Мы сегодня познакомимся с двумя видами текстов: монологом и диалогом. Будем учиться их различать, поупражняемся в составлении диалогов, составим правила ведения диалога.
На доску вывешиваются таблички.(диалог, монолог).

Выполнение упр. 12. Прочитать последний абзац текста «Двадцать лет под кроватью» (упражнение 1):

«Сколько же я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в ми-

лицию. А  милиция придет с собакой-ищейкой…» и т. д.

Школьники выяснят, что в этом отрывке герой рассуждает сам с собой. После чего они узнают, что вопросы и ответы, которые человек задает сам себе и на которые сам же отвечает, – это МОНОЛОГ и что человек может произносить монолог ВСЛУХ перед кем-то или мысленно ПРО СЕБЯ.

Затем школьники выполняют упражнение 13. Они возвращаются к упр. 10, находят и читают в тексте Василия Пескова «Плес» разговор художника и капитана парохода:

 «Левитан побежал к капитану.

– Что за место?

– Городок Плес, – равнодушно сказал капитан, – точнее сказать, городишко…

Но художник уже не слушал. Он побежал в каюту за мольбертом и саквояжами».

Школьники узнают, что разговор между двумя людьми называется ДИАЛОГОМ.

А также то, что из диалога можно понять, что чувствуют и как ведут себя его участники.

Выполняя упражнение 14, дети выясняют, что в нем использован отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Ровно 25 кило», героями которого являются любимые герои писателя Дениска и Мишка. Система вопросов к этому упражнению подводит детей к мысли, что когда звучит живая речь героев, то нам легче себе их

представить.

Очень часто в разговоре принимают участие не двое, а несколько человек.

Работа в группах.

Дети зачитывают отрывки из различных произведений- остальные дети должны определить диалог это или монолог и доказать свой ответ)

1)Коля и Женя идут в школу.

-Мы с братом игру придумали,- говорит Женя.

-Какую?

-Очень простую. Я называю существительное, а он должен быстро образовать от него прилагательное.

-Давай играть!- предлагает Коля.

-Давай!- соглашается Женя.(это диалог)

2)Собрала лисичка всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе.

Навстречу ей идёт волк:

 -Здравствуй, кумушка!

 -Здравствуй, куманёк!

 -Дай мне рыбки!

 -Налови сам, да и ешь.(это диалог)

3)Лисичка села волку на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

-Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

-Что ты , кумушка, говоришь?

-Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.(это диалог)

4)Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

-Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться. Побежала курочка к речке.(это монолог)

5)Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький .

-Дочка, дочка! -говорила мать. Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.Старшие ушли, а дочка забыла, что ей старшие приказывали.(это монолог)

6)Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:

-Тепло ли тебе, девица?

А она ему в ответ:

 -Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко…(это диалог)

Работа в группах.

- Поработайте в группах и составьте правила ведения диалога.
(Каждой группе выдаётся листок с текстом, в котором пропущены слова. Нужно записать необходимые слова и получатся правила ведения диалога).

1. В разговоре старайся затронуть такую тему,
которая ………………………. и тебе, и собеседнику.
2. Поменьше говори о……………… .
Не подражай тем, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой:
"А вот я... ."
3. Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ.
4. Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно
тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее.
5. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить
перебившего, а …………………. . Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя, ни ты его не ……………….

Проверяем. Каждая группа читает по одному правилу. Если одинаковые - не повторяться. Молодцы, справились с заданием.

Закрепление. -Прослушайте два диалога.

1)  - Алло. Здравствуйте! Будьте  добры, позовите, пожалуйста, Лену.

- Сейчас.

- Алло. Я слушаю.

- Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?

- Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.

- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?

- Спасибо, но доктор пока не разрешает.

  • Выздоравливай. До свидания.

2)  - Алло. Позовите Катю.

     - Сейчас.

     - Я у телефона.

     - Пойдём на каток.

     - Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок.

    - Ладно! Пока!

  Анализ диалогов.

  Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:

      а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться.

     б)  Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова:  пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.

      в)  По окончании разговора не забудь попрощаться.

 Учитель :  А теперь  мы поиграем.

        Обыгрываются ситуации учащимися (ролевая игра):

а) в библиотеке,

б) в магазине,

в) разговор по телефону – отрабатывается умение составлять диалог на заданную тему.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс

Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...

Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...

Интегрированный урок русского языка во 2 классе по теме "Диалог и монолог", программа "Школа России"

На известных учащимся русских и зарубежных сказках  познакомить учащихся с понятиями диалога и монолога в устной и письменной речи; научить разыгрывать диалог; познакомит...