Конспект урока русского языка "Что такое монолог и диалог", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Что такое монолог и диалог».

Цели урока: познакомиться с видами текстов «монолог» и «диалог», научиться их различать и составлять.

Планируемые результаты

  • предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: целеполагание.

≈5

- Ребята, прежде чем приступить к новой теме давайте вспомним, что такое текст? (связанные по смыслу предложения).

- Какие стили вы можете различать? Какие стили текстов знаете?

- Вы уже знаете, что тексты хранят информацию.

- Помните про некоторые волшебные ключики, которые помогают "открыть”, понять текст.

- А как вы думаете, существуют ли ещё какие-нибудь виды текстов?

- Сегодня познакомимся с тем, какие ещё бывают тексты, как в них хранится информация.

- Определим цель урока (познакомиться с новыми видами текстов).

Отвечать на вопросы, актуализировать ранее полученные знания.

Определять цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: устный опрос.

Словесн.: определение темы.

Практич.: работа со словарём.

Практич.: устное упражнение.

Словесн.: работа над сходствами и различиями текстов.

Практич.: тематическая игра.

Словесн.: ответы на вопросы, рассуждение на тему.

Практич.: практическое задание, работа в парах, работа в группах.

≈25

- Ребята, как называется вид речи между двумя людьми? (диалог)

- Как называется вид речи одного человека? (монолог)

- Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этими видами речи (монолог- художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог-разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог)

- Исходя из этого определите тему урока.

- С этими понятиями мы познакомимся с помощью словарей.

- Прочитайте определение этих понятий.

- Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы (диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия; монолог – высказывание, рассказ).

- А теперь научимся различать эти виды текста.

- Сейчас я прочитаю вам два текста, а ваша задача будет определить, чем они похожи и чем отличаются.

(- Ваня, ты кем хочешь стать?

- Я хочу быть военным, как мой папа. А ты?

- А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?

- Конечно, сможешь. Главное верить в себя!)

(Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией)

- Чем похожи эти 2 текста? (они оба о профессиях)

- Чем различны эти 2 текста? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал)

Сколько человек говорило в первом тексте? (два)

 - Сколько человек говорило во втором тексте? (один)

- Какой вид речи был в первом тексте? (диалог)

- Какой вид речи был во втором тексте? (монолог)

- Теперь давайте поиграем в игру.

- Вам нужно дополнить мои предложения.

- Мы обмениваемся высказываниями, … .  Это - … (диалог).

 - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).

- Давайте немного порассуждаем на эту тему.

- В каких ситуациях обычно возникает диалог?

- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?

 - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?

- Теперь сделаем вывод.

- Что такое диалог и что такое монолог? (диалог - разговор нескольких людей; монолог – рассказ, повествование)

- Чем они отличаются?

- Теперь потренируемся.

- Составьте 1 монолог самостоятельно и 1 диалог вместе с соседом по парте, после чего мы выборочно послушаем ваши монологи и диалоги.

Отвечать на вопросы.

Определять тему урока.

Находить в словаре лексическое значение слов.

Работать над устным упражнением.

Определять сходства и различия текстов, их виды.

Играть в игру, дополнять предложения.

Высказывать свои предположения, отвечать на вопросы, формулировать свои мысли.

Самостоятельно составлять монолог, в парах составлять диалог.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

-  Что узнали нового на уроке?

- С какими видами текста познакомились?

- Чем монолог отличается от диалога?

- Какое задание вызвало наибольшие трудности?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....