Конспект урока русского языка "Что такое монолог и диалог", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Что такое монолог и диалог».
Цели урока: познакомиться с видами текстов «монолог» и «диалог», научиться их различать и составлять.
Планируемые результаты
- предметные: знать понятия «монолог» и «диалог», уметь определять тему, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈3 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: устный опрос. Словесн.: целеполагание. | ≈5 | - Ребята, прежде чем приступить к новой теме давайте вспомним, что такое текст? (связанные по смыслу предложения). - Какие стили вы можете различать? Какие стили текстов знаете? - Вы уже знаете, что тексты хранят информацию. - Помните про некоторые волшебные ключики, которые помогают "открыть”, понять текст. - А как вы думаете, существуют ли ещё какие-нибудь виды текстов? - Сегодня познакомимся с тем, какие ещё бывают тексты, как в них хранится информация. - Определим цель урока (познакомиться с новыми видами текстов). | Отвечать на вопросы, актуализировать ранее полученные знания. Определять цель урока. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Р: целеполагание. |
Решение частных задач Словесн.: устный опрос. Словесн.: определение темы. Практич.: работа со словарём. Практич.: устное упражнение. Словесн.: работа над сходствами и различиями текстов. Практич.: тематическая игра. Словесн.: ответы на вопросы, рассуждение на тему. Практич.: практическое задание, работа в парах, работа в группах. | ≈25 | - Ребята, как называется вид речи между двумя людьми? (диалог) - Как называется вид речи одного человека? (монолог) - Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этими видами речи (монолог- художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог-разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог) - Исходя из этого определите тему урока. - С этими понятиями мы познакомимся с помощью словарей. - Прочитайте определение этих понятий. - Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы (диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия; монолог – высказывание, рассказ). - А теперь научимся различать эти виды текста. - Сейчас я прочитаю вам два текста, а ваша задача будет определить, чем они похожи и чем отличаются. (- Ваня, ты кем хочешь стать? - Я хочу быть военным, как мой папа. А ты? - А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу? - Конечно, сможешь. Главное верить в себя!) (Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть здоровым и любить море. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией) - Чем похожи эти 2 текста? (они оба о профессиях) - Чем различны эти 2 текста? (В первом случае разговаривали 2 человека, во втором - один человек рассказывал) Сколько человек говорило в первом тексте? (два) - Сколько человек говорило во втором тексте? (один) - Какой вид речи был в первом тексте? (диалог) - Какой вид речи был во втором тексте? (монолог) - Теперь давайте поиграем в игру. - Вам нужно дополнить мои предложения. - Мы обмениваемся высказываниями, … . Это - … (диалог). - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог). - Давайте немного порассуждаем на эту тему. - В каких ситуациях обычно возникает диалог? - С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы? - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень? - Теперь сделаем вывод. - Что такое диалог и что такое монолог? (диалог - разговор нескольких людей; монолог – рассказ, повествование) - Чем они отличаются? - Теперь потренируемся. - Составьте 1 монолог самостоятельно и 1 диалог вместе с соседом по парте, после чего мы выборочно послушаем ваши монологи и диалоги. | Отвечать на вопросы. Определять тему урока. Находить в словаре лексическое значение слов. Работать над устным упражнением. Определять сходства и различия текстов, их виды. Играть в игру, дополнять предложения. Высказывать свои предположения, отвечать на вопросы, формулировать свои мысли. Самостоятельно составлять монолог, в парах составлять диалог. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов. | ≈5 | - Что узнали нового на уроке? - С какими видами текста познакомились? - Чем монолог отличается от диалога? - Какое задание вызвало наибольшие трудности? - Какое задание понравилось больше всего? - Спасибо за урок! | Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")
Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка для детей-мигрантов 2 класс русский язык
2 класстема урока " Слова - антонимы "...