Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Архипова Наталья Анатольевна

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx645.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».

I.Орг. момент.

II.Урок, как обычно, начнём  с минутки чистописания. С какими буквами мы будем сегодня работать- узнаете, отгадав загадки.

Палочка и палочка,

     Между ними галочка.

      И понятно сразу всем:

        Получилась буква…(М).

(Прописываем букву Мм с различными элементами.)

-Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (согласный, непарный звонкий, сонорный, может быть твёрдым, может быть мягким)

Учитель зачитывает двустишие.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

-Какой звук повторяется в двустишии?[Д]

-На письме этот звук обозначается буквой «Д».

(Дети прописывают букву Дд с различными элементами)

-Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (согласный, парный звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким).

-Запишем несколько слов, в которых встречаются эти звуки.

1)Ёжик вырос в десять раз,

Получился…(дикобраз).

   2)У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

    Потому что –кто пройдёт,

   Тот и ручку мне пожмёт.

Людям рада я, поверь,

    Я- приветливая…(дверь).

3)Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку…(мячик).

4)Без работы, хоть убей,

       Жить не может…(муравей).

Дети записывают в тетрадь слова    Дикобраз, дверь, мячик, муравей.

(В словах надо поставить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть, где есть, орфограммы.)

-Что общего во всех словах?(имена существительные, начинаются на согласный звук, употреблены в ед. числе)

-Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.(слово «дверь»-ж.р., заканчивается на ь, а остальные слова -на согласный звук, в этом слове звуков меньше, чем букв;

 слово «мячик»-есть суффикс, а в других словах нет;

слово «дикобраз»-имеет 2 корня)

III.Посмотрите на доску. Перед вами на слайде 2 текста, прочитайте их.

Ученик смотрел в окно:

-Вот так чудо! Вот кино!

Если по небу плывёт-

Мелкий дождичек идёт.

Если букву поменять,

Можно ею написать.                                          Говорил Серёжа Вере:

                                                                                 -Я поймал средь ночи зверя.

                                                                                  Этот злобный чёрный зверь

                                                                                  В кладовой сидит теперь.-

                                                                                  Вера молвила Серёже:

                                                                                 - Будь со зверем осторожней.

                                                                                  Наш домашний крокодил

                                                                                  Мебель в спальне проглотил.

-Что можно сказать о первом тексте?(говорит один человек)

-Что  можно сказать о втором тексте?(разговаривают двое людей)

-Как называется речь одного человека?(монолог)

-Как называется речь двух   людей?(диалог)

-Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.(слайд 2)

Монолог и диалог

Монолог-это речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Диалог-это разговор между двумя лицами.

-Сегодня на уроке мы будем упражняться в умении отличать диалог от монолога, читать тексты с правильной интонацией, вспомним разбор слов по составу, синтаксический разбор предложений.

-Прочитаем со слайда определение этих понятий- монолог и диалог. Приведите пример диалога и монолога на уроках.(Монолог-пересказ текста, рассказ  стихотворения наизусть; диалог- я задаю вопросы, а дети отвечают)

IV.Откройте учебник на с.48. Найдите упр. 79. (списывают слова, выделяют корни, во 2 предложении выполняют синтаксический разбор. Проверка по слайдам 3-4)

Физминутка «Гуси».

-В этой физминутке использован монолог или диалог?(диалог)

Учитель предлагает детям игру «Угадайка». (Подготовленные заранее дети зачитывают отрывки из различных произведений- остальные дети должны определить диалог это или монолог и доказать свой ответ)

1)Коля и Женя идут в школу.

-Мы с братом игру придумали,- говорит Женя.

-Какую?

-Очень простую. Я называю существительное, а он должен быстро образовать от него прилагательное.

-Давай играть!- предлагает Коля.

-Давай!- соглашается Женя.(это диалог)

2)Собрала лисичка всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе.

                   Навстречу ей идёт волк:

                  -Здравствуй, кумушка!

                  -Здравствуй, куманёк!

                  -Дай мне рыбки!

                  -Налови сам, да  и ешь. (это диалог)

3)Лисичка села волку на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

-Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

-Что ты , кумушка, говоришь?

-Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.(это диалог)

4)Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

                                 -Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться. Побежала курочка к речке.(это монолог)

5)Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький .

-Дочка, дочка! -говорила мать. Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей старшие приказывали.(это монолог)

6)Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает,

                                  пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:

                                 -Тепло ли тебе, девица?

                                 А она ему в ответ:

                                -Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко…(это диалог)

-При выполнении этого задания тексты вы слышали , а теперь задание посложнее: надо по иллюстрации определить- монолог это или диалог.(вывожу на доску слайды)

(Дети по иллюстрациям дают ответы).

V.-Молодцы! Давайте ещё раз вспомним определения.

Монолог- это…(речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе).

Диалог- это…(разговор между двумя лицами).

VI.Д/з. Выписать отрывок из любой  сказки:

1 вар.- где есть монолог,

2 вар.- где есть диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка 1 класс по теме "Диалог"

Конспект урока русского языка 1 класс по теме "Диалог".Цели и задачи урока.Образовательная: формировать первичное представление о том, что такое диалог и правилах его оформления на письме.Ра...


 

Комментарии

Насифуллина Флюра Муллаяновна

Прекрасный материал для работы-советую

Куадже Ася Шумафовна

Наталья Анатольевна! Мне понравились слайды с картинками к уроку. Голосую. Удачи!

Архипова Наталья Анатольевна

Спасибо за оценку моей работы!