Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 645.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка для 3 класса на тему: «Монолог и диалог».
I.Орг. момент.
II.Урок, как обычно, начнём с минутки чистописания. С какими буквами мы будем сегодня работать- узнаете, отгадав загадки.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква…(М).
(Прописываем букву Мм с различными элементами.)
-Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (согласный, непарный звонкий, сонорный, может быть твёрдым, может быть мягким)
Учитель зачитывает двустишие.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
-Какой звук повторяется в двустишии?[Д]
-На письме этот звук обозначается буквой «Д».
(Дети прописывают букву Дд с различными элементами)
-Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (согласный, парный звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким).
-Запишем несколько слов, в которых встречаются эти звуки.
1)Ёжик вырос в десять раз,
Получился…(дикобраз).
2)У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что –кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,
Я- приветливая…(дверь).
3)Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку…(мячик).
4)Без работы, хоть убей,
Жить не может…(муравей).
Дети записывают в тетрадь слова Дикобраз, дверь, мячик, муравей.
(В словах надо поставить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть, где есть, орфограммы.)
-Что общего во всех словах?(имена существительные, начинаются на согласный звук, употреблены в ед. числе)
-Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.(слово «дверь»-ж.р., заканчивается на ь, а остальные слова -на согласный звук, в этом слове звуков меньше, чем букв;
слово «мячик»-есть суффикс, а в других словах нет;
слово «дикобраз»-имеет 2 корня)
III.Посмотрите на доску. Перед вами на слайде 2 текста, прочитайте их.
Ученик смотрел в окно:
-Вот так чудо! Вот кино!
Если по небу плывёт-
Мелкий дождичек идёт.
Если букву поменять,
Можно ею написать. Говорил Серёжа Вере:
-Я поймал средь ночи зверя.
Этот злобный чёрный зверь
В кладовой сидит теперь.-
Вера молвила Серёже:
- Будь со зверем осторожней.
Наш домашний крокодил
Мебель в спальне проглотил.
-Что можно сказать о первом тексте?(говорит один человек)
-Что можно сказать о втором тексте?(разговаривают двое людей)
-Как называется речь одного человека?(монолог)
-Как называется речь двух людей?(диалог)
-Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.(слайд 2)
Монолог и диалог Монолог-это речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Диалог-это разговор между двумя лицами. |
-Сегодня на уроке мы будем упражняться в умении отличать диалог от монолога, читать тексты с правильной интонацией, вспомним разбор слов по составу, синтаксический разбор предложений.
-Прочитаем со слайда определение этих понятий- монолог и диалог. Приведите пример диалога и монолога на уроках.(Монолог-пересказ текста, рассказ стихотворения наизусть; диалог- я задаю вопросы, а дети отвечают)
IV.Откройте учебник на с.48. Найдите упр. 79. (списывают слова, выделяют корни, во 2 предложении выполняют синтаксический разбор. Проверка по слайдам 3-4)
Физминутка «Гуси».
-В этой физминутке использован монолог или диалог?(диалог)
Учитель предлагает детям игру «Угадайка». (Подготовленные заранее дети зачитывают отрывки из различных произведений- остальные дети должны определить диалог это или монолог и доказать свой ответ)
1)Коля и Женя идут в школу.
-Мы с братом игру придумали,- говорит Женя.
-Какую?
-Очень простую. Я называю существительное, а он должен быстро образовать от него прилагательное.
-Давай играть!- предлагает Коля.
-Давай!- соглашается Женя.(это диалог)
2)Собрала лисичка всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе.
Навстречу ей идёт волк:
-Здравствуй, кумушка!
-Здравствуй, куманёк!
-Дай мне рыбки!
-Налови сам, да и ешь. (это диалог)
3)Лисичка села волку на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
-Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
-Что ты , кумушка, говоришь?
-Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.(это диалог)
4)Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
-Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться. Побежала курочка к речке.(это монолог)
5)Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький .
-Дочка, дочка! -говорила мать. Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей старшие приказывали.(это монолог)
6)Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает,
пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:
-Тепло ли тебе, девица?
А она ему в ответ:
-Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко…(это диалог)
-При выполнении этого задания тексты вы слышали , а теперь задание посложнее: надо по иллюстрации определить- монолог это или диалог.(вывожу на доску слайды)
(Дети по иллюстрациям дают ответы).
V.-Молодцы! Давайте ещё раз вспомним определения.
Монолог- это…(речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе).
Диалог- это…(разговор между двумя лицами).
VI.Д/з. Выписать отрывок из любой сказки:
1 вар.- где есть монолог,
2 вар.- где есть диалог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".
Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...
Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Урок русского языка 1 класс по теме "Диалог"
Конспект урока русского языка 1 класс по теме "Диалог".Цели и задачи урока.Образовательная: формировать первичное представление о том, что такое диалог и правилах его оформления на письме.Ра...
Комментарии
Прекрасный материал для
Прекрасный материал для работы-советую
Наталья Анатольевна! Мне
Наталья Анатольевна! Мне понравились слайды с картинками к уроку. Голосую. Удачи!
Спасибо за оценку моей работы
Спасибо за оценку моей работы!