Интегрированный урок русского языка во 2 классе по теме "Диалог и монолог", программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Стебакова Ольга Ивановна

На известных учащимся русских и зарубежных сказках  познакомить учащихся с понятиями диалога и монолога в устной и письменной речи; научить разыгрывать диалог; познакомить  с правописанием словарного слова прощай; создать условия для развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

учителя начальных классов Стебаковой О.И.

Предметы: русский язык и развитие речи; литературное чтение

Класс: 2

Тема: «Диалог и монолог».

Программа: «Школа России»

Педагогические цели

На известных учащимся русских и зарубежных сказках  познакомить учащихся с понятиями диалога и монолога в устной и письменной речи; научить разыгрывать диалог; познакомить  
с правописанием словарного слова
прощай; создать условия для развития речи.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научатся отличать диалог от монолога, вспомнят русские народные сказки, а также литературные сказки нашего и зарубежного происхождения; научатся строить несложные монологические высказывания и составлять диалог, научатся высказываться относительно морали сказок; ознакомятся с правописанием словарного слова «прощай».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД). 

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы организации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

I. Организацион-ный момент. (Мотивирование к учебной
деятельности)

Фронтальная.

Приветствие учащихся.

Девиз нашего урока записан на доске:

– Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Что он обозначает?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Ща ща Ща

прощай

-Задумайтесь о наличии «опасных мест» в чистописании. Можно ли их проверить? Если нет, что мы тогда со словом делаем?

Выполняют письмо

по образцу;

Заносят слово прощай в словарик.

Вырабатывают каллиграфический почерк;

Запоминают новое словарное слово.

III. Актуализация знаний.

Требования
к речи

Фронтальная.

– Ребята, напомните прошлую тему урока. Что можно узнать о человеке
по его речи?

– Какой должна быть речь?

Ответы учащихся (речь должна быть вежливой, уважительной).

Воспроизводят полученную информацию, формулируют речевое высказывание.

IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10)

Фронтальная.

– Прочитайте вопрос, который напечатан синим шрифтом в самом верху с.10.

– Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Читают вопрос (Как отличить диалог от монолога?)

Формулируют цель.

Принимают учебную
задачу.

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Диалог, монолог (учебник,
с. 10)

Фронтальная.

– Прочитайте задание к упр.6 . Назовите сказку и ее героев.

Читают отрывок из сказки.

Овладевают навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

2. Диалог
в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11)

Фронтальная.

Парная.

Индивидуальная.

Фронтальная

-Сколько героев ведут разговор?

-Как в языке называется разговор двух и более героев, лиц?

-Найдите в учебнике правило о том, что такое диалог?

– Докажите, что вы прочитали
диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?

– Прочитайте диалог по ролям в паре.

-Для того чтобы списать данное упражнение, необходимо выяснить, какую «работу» выполняет знак тире (реплика)?

-Посмотрим, кто самый любознательный и уже отыскал ответ на страницах учебника.

– Спишите. Проверьте написанное.

Знакомит со знаком «тире» (–), репликой

-Помните девиз нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, какой урок можно извлечь из русской народной сказки «Теремок»?

Распознают героев сказки.

Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог.

Читают правило в учебнике.

Выразительно читают диалог по ролям. Списывают правильно диалог, соблюдая знаки препинания. Осуществляют самопроверку.

Высказываются на тему морали

 Овладевают умением работать в парах. Осуществляют контроль за ходом своей деятельности и результатом выполнения задания.

Признают  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.

3. Разыгрывание диалога из сказки «Колобок»
(упр. 7)

Парная.
Инсценировка.

Отправимся за следующим жизненным уроком в русскую народную сказку, где главным героем был шарик теста, который при этом разговаривал и любил путешествовать?

-Какую сказку я имею в виду? Почему?

Предлагает разыграть диалог
из сказки «Колобок» между
Колобком и Медведем, между
Колобком и Лисой.

-Вспомним, что такое диалог?

Чему учит эта сказка?

Разыгрывают диалоги.

Высказываются на тему морали

Овладевают умениями работать в паре, эмоционально «переживают» текст сказки. Инсценируют диалог, вживаясь в роль.

Аргументируют на тему морали

Физкультминутка

Коллективная.

На физкультминутку к нам заглянул деревянный человечек. А он из какой сказки? А кто её написал?


Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

Выполняют движения под руководством
учителя.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. Активно участвуют
в физкультминутке.

4. Страничка
для любозна-
тельных. О про-исхождении слов (учебник, с. 11)

Фронтальная.

- Буратино был очень любопытным. И мы сейчас с вами проявим любопытство и заглянем на страничку для любознательных.

-Предлагаю  прочитать текст
и рассказать, что нового
узнали для себя.

Читают, рассказывают.

Осмысленно читают текст, анализируют, извлекают из него новую информацию.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

5. Монолог
в сказке (упр. 12)

Фронтальная.

Индивидуальная.

– Читаю отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».

-Из какой сказки отрывок? Её написал русский народ?

– Отрывок из сказки – это диалог? Кто произносит речь, к кому она обращена?

- Как в языке называется речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе?

– Найдите слово прощание,
подберите слово, близкое
по значению.

 – Спишите 1-е предложение.

Читают отрывок из сказки. Распознают монолог, приводят доказательства.

Подбирают к заданному слову близкое по значению.

Списывают предложение.

Учатся выразительно читать строки из сказки, соблюдая интонацию и знаки препинания. Анализируют прочитанный текст. Учатся излагать свою точку зрения, аргументируют её.

Грамотно списывают предложение.

6. Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте)

Фронтальная.

Индивидуальная.

– Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай?
Когда мы употребляем слово
прощай, а когда – прощайте?

Спишите, запомните написание.

Читают, отвечают на вопросы, записывают словарные слова.

Запоминают правописание.

Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов (учатся строить речевое высказывание).

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Диалог. Монолог (упр. 9, 10).

Фронтальная, индивидуальная.

Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь при необходимости

Читают и отвечают на вопросы (упр. 9). Читают по ролям. Списывают последнюю реплику. Рассматривают рисунок и отвечают на вопросы (упр. 10). Составляют диалог по рисунку.

Учатся отличать диалог от монолога, выразительно читать, объяснять смысл прочитанного, высказывать свое мнение, составлять диалог по рисунку.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

– На какой вопрос нужно было ответить в самом начале урока?

- Какой урок вы извлекли из сказок, используемых на уроке?

-Похлопайте в ладоши, кто знает, чем диалог отличается от монолога?

-Поднимите высоко руку, кому ещё надо разобраться с темой урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VIII. Домашнее задание

Всем: С. 10, правило, словарное слово «прощай»

По выбору: мораль сказок «Дюймовочка» и «Буратино»

Фронтальная.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное
задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс "Звуки и буквы" УМК "Школа России.

Разработка урока русского языка для 1 класс  "Звуки и буквы"Звук на письме обозначается буквой.  Буква имеет своё название....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Текст-рассуждение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием  "текст-рассуждение", его отличительных признаках; знакомство со структурой текста-рассуждения; развитие умения отвечать на вопросы.План...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Обучающее изложение" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования у учащихся умения передавать содержание текста по кол­лективно составленному плану, писать слова с изученными ор­фограммами. П...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи;  Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Составление письма другу», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Составление письма другу»Цели деятельности учителя: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Планируемы...