Окончание как часть слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Цели урока: 1. Формирование представлений об окончании. 2. Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова, связывать слова в словосочетаниях и предложениях. 3. Способствовать привитию интереса к познанию нового. Развивать речь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 17.24 КБ |
tema_uroka.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Окончание – изменяемая часть слова.
Цели урока:
1. Формирование представлений об окончании.
2. Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова,
связывать слова в словосочетаниях и предложениях.
3. Способствовать привитию интереса к познанию нового. Развивать
речь учащихся.
4. Воспитывать любовь к предмету, уважение к друг другу.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться , а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний.
- Тогда за работу. Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Давайте найдем слово, с которым мы будем работать.
Чистописание.
- Загадка.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Это к нам пришла …… (зима)
- Какое время года приходит на смену осени?
-Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?
2. Минутка чистописания.
ма ме му мы
зима
Учитель открывает слово ОКОНЧАНИЕ.
- Я вам предлагаю записать мое слово окончание. ( Дети записывают)
III. Изучение нового материала.
а) Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
б) Есть на дереве дворец,
Во дворце сидит…. (Скворец)
в) Тук да тук, тук да тук -
Слышео из лесочка.
Кто там, кто там мастерит,
Но без молоточка?
(Дятел)
- Кто это?
- С наступлением холодов птицам становится труднее выживать.
- Некоторые птицы осенью улетают в теплые края.
- Кто знает, какие птицы осенью улетают на юг? Назовите.
2) Подведение к теме.
-Сколько предметов обозначают эти слова? (один)
- Слова употреблены в ед. числе.
- Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет,
а несколько. Поставьте их во мн. число.
Снегирь снегири
скворец скворцы
дятел дятлы
- Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы замели?
(После согласной на конце слова добавилась гласная.)
- Обведите эту гласную в рамочку.
3) - Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении:
Мы увидели ……… . ( Снегиря, скворца, дятла.)
- Запишите их в 3 столбик.
-Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными? (Изменили последнюю букву.)
- Выделите последние буквы словах 3-го столбика в рамочку.
- Как вы понимаете, что такое окончание?
1) – Давайте выясним, что такое окончание.
( слово ДОЖДИК )
- Давайте мы изменим по вопросам слово ДОЖДИК.
есть что? ДОЖДИК
нет чего? ДОЖДИКА
рад чему? ДОЖДИКУ
вижу что? ДОЖДИК
доволен чем? ДОЖДИКОМ
думаю о чем? О ДОЖДИКЕ
- Давайте в этом слове выделим окончание. (Показываю, как выделяется окончание)
- Изменилось окончание? Значит окончание – это? (часть слова, изменяемая часть слова)
- Для чего нужны окончания? (образуют формы слов)
Как выделить окончания в словах?
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
ФИЗМИНУТКА
5) Работа над предложением.
Верещунья, белобока,
А зовут её ……. (Сорока.)
- Поставьте ударение, выделите орфограмму.
- Измените слово по образцу и выделите окончания .
(сорока сороки сороку)
4) Составьте предложения со словом сорока из 1 ст. (2 ст., 3 ст.).
На дерево села сорока.
На дереве сидят сороки.
Мы увидели на дереве сороку.
- Можно употребить слово сорока во всех предложения, не изменив окончание?
- Почему меняется окончание в словах? (Для связи слов в предложении.)
IV. Подведение итогов:
- Что же мы исследовали сегодня на уроке?
-Какую работу выполняют окончания?
Какую работу выполняют окончания?
1. Образуют другие….
2. Связывают слова в ….
- Образуют другие формы слова.
- Связывают слова в предложениях, словосочетаниях.
Вывод:
Какую работу выполняют окончания?
1. Образуют другие формы слова
2. Связывают слова в словосочетаниях и предложениях
-Верно. Мы с вами завтра продолжим эту тему.
V. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Окончание как часть слова.
Цели урока:
1. Формирование представлений об окончании.
2. Научить выделять окончания, образовывать другие формы слова,
связывать слова в словосочетаниях и предложениях.
3. Способствовать привитию интереса к познанию нового. Развивать
речь учащихся.
4. Воспитывать любовь к предмету, уважение к друг другу.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться , а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация знаний.
- Тогда за работу. Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Давайте найдем слово, с которым мы будем работать.
Чистописание.
- Загадка.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Это к нам пришла …… (зима)
- Какое время года приходит на смену осени?
-Какие изменения в природе происходят с приходом зимы?
2. Минутка чистописания.
ма ме му мы
зима
Учитель открывает слово ОКОНЧАНИЕ.
- Я вам предлагаю записать мое слово окончание. ( Дети записывают)
III. Изучение нового материала.
а) Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
б) Есть на дереве дворец,
Во дворце сидит…. (Скворец)
в) Тук да тук, тук да тук -
Слышео из лесочка.
Кто там, кто там мастерит,
Но без молоточка?
(Дятел)
- Кто это?
- С наступлением холодов птицам становится труднее выживать.
- Некоторые птицы осенью улетают в теплые края.
- Кто знает, какие птицы осенью улетают на юг? Назовите.
2) Подведение к теме.
-Сколько предметов обозначают эти слова? (один)
- Слова употреблены в ед. числе.
- Измените слова так, чтобы они обозначали не один предмет,
а несколько. Поставьте их во мн. число.
Снегирь снегири
скворец скворцы
дятел дятлы
- Как изменилось написание слов во 2 столбике? Что вы замели?
(После согласной на конце слова добавилась гласная.)
- Обведите эту гласную в рамочку.
3) - Измените эти слова 1 столбика так, чтобы правильно употребить их в данном предложении:
Мы увидели ……… . ( Снегиря, скворца, дятла.)
- Запишите их в 3 столбик.
-Как мы изменили слова, чтобы предложения были правильными? (Изменили последнюю букву.)
- Выделите последние буквы словах 3-го столбика в рамочку.
- Как вы понимаете, что такое окончание?
1) – Давайте выясним, что такое окончание.
( слово ДОЖДИК )
- Давайте мы изменим по вопросам слово ДОЖДИК.
есть что? ДОЖДИК
нет чего? ДОЖДИКА
рад чему? ДОЖДИКУ
вижу что? ДОЖДИК
доволен чем? ДОЖДИКОМ
думаю о чем? О ДОЖДИКЕ
- Давайте в этом слове выделим окончание. (Показываю, как выделяется окончание)
- Изменилось окончание? Значит окончание – это? (часть слова, изменяемая часть слова)
- Для чего нужны окончания? (образуют формы слов)
Как выделить окончания в словах?
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
ФИЗМИНУТКА
5) Работа над предложением.
Верещунья, белобока,
А зовут её ……. (Сорока.)
- Поставьте ударение, выделите орфограмму.
- Измените слово по образцу и выделите окончания .
(сорока сороки сороку)
4) Составьте предложения со словом сорока из 1 ст. (2 ст., 3 ст.).
На дерево села сорока.
На дереве сидят сороки.
Мы увидели на дереве сороку.
- Можно употребить слово сорока во всех предложения, не изменив окончание?
- Почему меняется окончание в словах? (Для связи слов в предложении.)
IV. Подведение итогов:
- Что же мы исследовали сегодня на уроке?
-Какую работу выполняют окончания?
Какую работу выполняют окончания?
1. Образуют другие….
2. Связывают слова в ….
- Образуют другие формы слова.
- Связывают слова в предложениях, словосочетаниях.
Вывод:
Какую работу выполняют окончания?
1. Образуют другие формы слова
2. Связывают слова в словосочетаниях и предложениях
-Верно. Мы с вами завтра продолжим эту тему.
V. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"
Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходи...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: "Окончание. Основа слова". УМК "Школа 2100"
Урок изучения нового материала. Цель: дать представление об окончании и основе слова. Задачи:Предметные:- формировать у учащихся умения находить окончание и основу слова;- закрепить и систем...
Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова"
Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова". 2-3 класс. Русский язык.Практико-ориентированные задания по математике для отработ...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...
Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?" УМК "Школа России"...
Лингвистические задачи. Формы слова. Окончание. Неизменяемые слова
Лингвистические задачиФормы слова. Окончание. Неизменяемые слова1.Девочка Аня нашла и выписала все слова, которые имеют окончания. Верно ли утверждение, что Аня правильно выписала все эти слова? Все л...