Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бобылева Софья Александровна

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:
1. Формировать знание о том, что такое окончание.
2.Научить отличать окончания от других морфем.

Предметные:
1. Учиться определять окончание.
2.Учиться распознавать однокоренные слова.
3.Учиться выполнять разбор слова по составу.

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.10.2022

Школа: №148

Класс: 4 «З» 

Урок: 4

Время: 15:50-16:30   Кабинет: 112

Студент: Бобылева С.А.

Группа: 46

Учитель: Ляпина О.В.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу.»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:
1.
 Формировать знание о том, что такое окончание.
2.Научить отличать окончания от других морфем.

Предметные:
1. Учиться определять окончание.
2.Учиться распознавать однокоренные слова.
3.Учиться выполнять разбор слова по составу.

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

УМК: учебник 4 класс часть 1, презентация к уроку, карточки с заданиями.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Софья Александровна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

 Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. На протяжении всего урока я предлагаю вам заполнять такую таблицу, где вы будете отмечать уровень успеха при выполнении некоторых заданий.


   1-5

Начало урока

Первое задание

Второе
задание

Сам-ая

работа

-Теперь мы можем начинать наше занятие.

 1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

К: включение в коллективное обсуждение проблемы; умение точно выражать свои мысли.

Презентация

Раздаточный материал

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».
-Откройте тетрадь, запишите число, «классная работа». (четырнадцатое октября, Классная работа

- слово октября следует запомнить, оно является словарным; удвоенная «с»; безударный гласный «а» в слове работа следует запомнить).

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте пары слов. Докажите, что это однокоренные слова. (Гриб, грибник,лесник,лес, горка, горный )

-Как образовались выделенные слова?

-Объясните правописание слов . (Два ученика выполняют на доске разбор слов)

- Сейчас возьмите оценочный лист, и поставьте себе оценку в столбике «Начало урока» от 1 до 5.

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

Высказывают свое мнение.

-эти слова однокоренные так как у них один корень:гриб, лес,гор..

- оценивают

 П: осознанное строение  речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем

К:формулиование ответа на вопросы.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение:

Знает наша детвора:
Прятки — лучшая... (игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы... (играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и... (игрун).
Мой котёнок шаловливый
Очень ласковый,... (игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная... (игрушка)

-Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называются?

 - С помощью каких значимых частей образовались  эти слова?

-Тема нашего урока зашифрована в данной записи, найдите спрятанное слово.

БТОРКЫОВДНКУЧЦЙАЩНЗИЗЕ

- Какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим?

 Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.







-Однокоренные

-суффикс.

- Роль окончаний в слове.

-Узнать, какова роль окончаний.

Повторить, что такое окончание.

П:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

Р: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

К:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя)

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

2. Организует        обсуждение различных        вариантов, предложенных учащимися.

- Сейчас к доске выйдут два ученика и помогут мне сделать разбор слова по составу.

Мышка, мышонок

-Спасибо, садитесь.

Работа с учебником.

- Давайте, откроем учебники на стр. 52 и выполним упр. 83.

Прочитайте.

- Что нужно сделать?

https://sun9-77.userapi.com/impg/Lm5pmVeQtardn-VIyoZsGXQVf3fSCJSl_vbIdA/hYpD82rizW8.jpg?size=777x533&quality=95&sign=63360dbda6902e5657d03c824843188c&type=album

- Прочитаем.

 

-Все ли слова, в которых выделена общая часть      –вод- является однокоренными?

-На сколько групп можно разделить эти слова?


- Назовите слова, образованные от слова вода.

-Молодцы. Сейчас поработаем в парах.  Выпишите сложные слова, выделите в них корни и подчеркните соединительную букву О.

-Давайте проверим.

-Какой вывод сделаем?


Как вы поработали и усвоили знания? Давайте оценим, как вы справились с первым заданием и поняли, что такое однокоренные слова. Поставьте себе оценку в столбике «Первое задание»

 -Продолжаем работу.
Посмотрите на упр. 83.

https://sun9-25.userapi.com/impg/oGm3XMWvFpEXh5C3dsTGxlRkzFq0RCFmRgSIag/lTEg6SGD3JU.jpg?size=757x389&quality=95&sign=b3b66c5b7b30c751b596e1117229eceb&type=album

- Прочитайте.
- Что нужно сделать?

-Найдите слова, которые употреблены в переносном значении.

-Как вы понимаете смысл данных словосочетаний?

-Найдите в предложениях грамматические основы.

-Спишите, вставляя пропущенные запятые, время выполнения задания 5 минут.
Закончили. Давайте проверим.

-Какое знание мы с вами усвоили? Оцените свою работу в таблице.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

https://sun9-5.userapi.com/impg/cQmodHJEF0KPnumzPyt95bY5xJG4QgpB8kXD4g/oQqUlY0fOeg.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=5a79440d089798229f139d9b614ca33e&type=album

Работа с учебником.

-читают задание.
-Прочитать стихотворение и рассмотреть рисунки.

- Читают стихотворение.

- Нет


-На две

-вода, водоворот, водопровод

Водопровод, небосвод, водоворот, хоровод.

-Не все слова с одним корнем могут быть однокоренными.

- Оценивают

-прочитать, списать, вставляя пропущенные запятые.

-Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.

-переносный смысл используется для яркой окраски .

-осень ходит, развешивает, листья запестрели

- Выполняют задание

(несколько человек прочитают то, что они записали)

П:нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и  синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Р: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.

К :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Презентация, слайд 9

Презентация, слайд 10

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод (парная работа)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, это упражнение 84.

https://sun9-37.userapi.com/impg/kMeAvRDnH7E5apRCsxWljwp12OdbC68-w2pH8g/IV4TdLK73hs.jpg?size=736x263&quality=95&sign=e6c6062df297801edbcc7917737c69d1&type=album

-Прочитайте. Что нужно сделать?

- Какая значимая часть слова служит для связи слов в словосочетании?

- Как проверить окончание имени прилагательного?

-Для чего служит окончание?  Измените: поздняя, позднее, поздний. Как изменились слова?

-Давайте сформулируем вывод.

-Верно. Выполните задание.

-Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имен прилагательных.

-Как вы поняли роль окончаний? Оцените свою работу в таблице.

 1.  Отвечают на вопросы учителя.

2. Работают в парах.

-Прочитать, записать словосочетания, выделить окончания.

- окончание

-по имени существительному

-слова изменили форму

Окончание не образует новые слова, служит для связи слов.

Выполняют.

Яркое солнце, дальнее поле, ненастная погода, поздняя осень, Серая мышь, следы зайца, легкие облака, поля пшеницы, тетрадь ученика.

-оценивают

П : обобщение, вывод, анализ и  синтез.

К: построение монологической речи и диалогических высказываний.

Учебник

Раздаточный материал

Презентация, слайд 11

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (групповая работа)

Взаимоконтроль

  1. Организует групповую работу.
  2. Контролирует выполнение работы.
  3. Организует проверку обучающимися своих решений по эталону.

- Сейчас вам нужно будет выполнить задание. Я выдам вам карточки со стихотворением. Вам нужно прочитать стихотворение и выписать однокоренные слова, выделить в них корень.

- Кто выполнил задание сядьте ровно, для того чтобы я видела вашу готовность.

звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

 В лес позвал друзей Антон,
 Там лесник построил дом.
 На лесной в цветах опушке
 Новая с резьбой избушка.
 Лесоруб спилил для дома
 Крепких лиственничных брёвен.
 Лесовоз доставил к месту.
 Мы смотрели с интересом.
 Показал лесник лесок,
 Что подходит для досок,
 Где растут тетрадки, книжки
 Да игрушки ребятишкам.
 Под травинкой пел сверчок,
 Прыгал с ним лесовичок.
 Подружились с ним мы в чаще.
 Пригласил ходить почаще.
 Возвращались перелеском.
 Лес будили песен всплеском.

 - Время выполнения 5 минут.
Можете приступать.
-Время вышло. Сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и посмотрите на экран. Выполните проверку ваших работ. Правильные ответы вы отмечаете «+», неправильные ответы отмечайте «-».

-Теперь посчитайте эти минусы и поставьте оценку. Если нет ошибок, ставьте оценку «5», если есть одна ошибка, ставьте «4» и если было допущено две ошибки, то вы ставите оценку «3».

 

-Сейчас снова возьмите в руки карточку с таблицей и отметьте уровень успеха при выполнении самостоятельной работы.

Работают в группах, проверяют правильность выполнения задания.

лес, лесник, лесной, лесоруб, лесовоз,
 лесовичок, перелесок.

Оценивают работу

П: выделение правдивых высказываний; К: построение монологической и диалогических высказываний;

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 12

(ответы)

Презентация, слайд 13

(критерий оценивания)

Раздаточный материал

Презентация, слайд 14

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Из каких значимых частей состоят слова?

- По каким признакам можно определить однокоренные слова?

- Какова роль окончаний в слове?

-Какая тема сегодняшнего урока ?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли ли мы ее?

-Всё верно. Запишите домашнее задание.

У., с. 54 у. 85.

1.Анализируют, где и когда могут применить полученные знания.

2. Записывают домашнее задание в дневники.

- корень, суффикс, окончание.

-если у слов одинаковый корень

-от окончания зависит значение слово, его смысл

-Роль окончаний в слове.

-Да

Записывают домашнее здание.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Презентация, слайд 15

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Сейчас глядя в свои карточки с таблицей скажите мне, кто в начале урока не испытывал никаких трудностей при повторении? А кому было немного трудно, кто не всё вспомнил? Так, а были такие, кто совсем ничего не вспомнил?

-Теперь поднимите руки те, кто успешно справился с  первым заданием  и не допустил ни одной ошибки. А у кого были трудности? Есть такие у кого совсем ничего не получилось?

-Поднимите руки те, кто успешно справился с самостоятельной работой и не допустил ни одной ошибки. А кто допустил только 1 ошибку? Кому было очень трудно и непонятно?

-Отлично, вы все большие молодцы!

-Оценки за урок получили следующие:

Ф.И.

Ответы  на вопросы

Работа у доски

-Спасибо за работу, урок окончен.

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

Отмечают уровень успеха карточкой.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка "Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой,- ая, -яя)" (3 класс)

Цель урока: умение употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактические:уметь изменять имена прилагательные по родам;формировать навыки правописания...

Технологическая карта урока русского языка «Роль суффикса в слове» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок открытия «нового» знания.Цель урока: формирование представления о суффиксе и о его роли в слове.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «суффи...