Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать у обучающихся умения определять значимые части в слове. 2. Формировать навык морфемного разбора слова. 3. Учить представлению об окончании и его роли в слове. | Предметные: 1. Учиться определять значимые части слова. 2. Учиться выполнять разбор слова по составу по алгоритму. 3. Учиться выделять окончания и их роль. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей. 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы. 2. Формировать ценностное отношение к своей Родине – России на учебном материале урока русского языка. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах. 2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_okonchaniy_v_slove._razbor_slova_po_sostavu.docx | 181.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14.10.2022 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 4н Урок: 2 Время: 14:25 - 15:00 Кабинет: 224 | Студент: Латмарина М.А. Группа: 46 Учитель: Васильева Н.А. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать у обучающихся умения определять значимые части в слове. 2. Формировать навык морфемного разбора слова. 3. Учить представлению об окончании и его роли в слове. | Предметные: 1. Учиться определять значимые части слова. 2. Учиться выполнять разбор слова по составу по алгоритму. 3. Учиться выделять окончания и их роль. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей. 2. Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1. Проявлять интерес к изучению новой темы. 2. Формировать ценностное отношение к своей Родине – России на учебном материале урока русского языка. |
Воспитательные: 1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах. 2. Пробудить чувство сопричастности и ответственности обучающихся. |
УМК: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: Дрофа/ Учебник, 2018. – Ч.1.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающихся | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Форма: фронтальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Меня зовут Марина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал. А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту. Организует внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом. - В течение всего урока вы будете оценивать свою работу с помощью листов, которые я вам раздала. Вам нужны будут зелёный, красный и желтый фломастеры или карандаши. Ваша задача нарисовать кружочек определённого цвета в нужный столбик. В ходе работы объясню вам подробнее. | Организуют своё рабочее место. | УУКД: планировать учебное сотрудничество УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей. | Учебная презентация Слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Форма контроля: взаимоконтроль, самоконтроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - На доске представлены понятия и определения частей слова. Ваша задача соотнести их правильно. Кто пойдет к доске? -Ребята, кто не согласен, поднимите руку? Почему вы не согласны? Давайте сверим то, что получилось у нас с вами на доске с таблицей в учебнике. Все верно? -Что мы с вами повторили? Какое знание? -Оцените свою работу на листе. -Молодцы! | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Выполняют работу на доске. Работают с учебником. Вспоминают и обобщают учебный материал. Актуализируют знания. | УУПД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
УУРД: составлять план действий; делать выбор и брать ответственность за решение. | Учебная презентация Слайд №2 Учебная презентация Слайд №3 |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Форма контроля: самоконтроль | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Прочитав данные понятия, вы, наверное, уже определили тему урока. Какая она? - Отлично. - Какую цель мы с вами поставим? Повторить… Узнать… Учиться… - Молодцы, ребята! | Выдвигают варианты формулировок цели и задач урока, участвуют в их обсуждении. Состав слова. Значимые части слова. Вспомнить и закрепить знания о частях слова. Повторить знания о частях слова. Узнать роль окончания в словах. Учиться выполнять разбор слова по составу. | УУКД: уметь выражать свои мысли. УУРД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Учебная презентация Слайд №4 |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация в учебнике Форма контроля: внешний | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Откройте стр. 55, упр. 87. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? - Определим тему текста. Придумаем заголовок. -Сколько частей можно выделить в тексте? - Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок. - Выделите приставки в глаголах. -Назовите мне еще раз все значимые части слова. -С помощью, каких образуются новые слова? -Посмотрите на экран. Здесь вы видите слова. Выделите у них окончания. -Как вы думаете, какую роль в данных словах играет окончание? -Молодцы! Образуется ли новое слово? -Верно. Окончание меняет форму слова (его число, род, падеж), но не образовывает новое слово. -Что нового вы сейчас узнали? - Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам. Составьте новые формы слова, с помощью изменения окончаний. -Оцените свою работу на листах. - Поработаем с упражнением. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Водяной2, вода, водичка, подводник, водитель. Гора, горка, горный3, горевать, пригорок, горец. Река, речной, речь, речушка, речник. - Прочитайте задание. Что нужно выполнить в упражнении? Что обозначают цифры над словами водяной и горный? Каким алгоритмом будем пользоваться? - Первый ряд работает со словами под цифрой 1, второй ряд со словами под цифрой 2, а третий ряд со словами под цифрой 3. Можете приступать к работе, время 5 минут. Два человека будут выполнять морфемный разбор у доски. Скажите, какая роль окончания в данных словах? - Давайте проверим. Объясни, как ты сделал разбор? Молодцы, садитесь. - Ребята, почему не все слова в данных строчках однокоренные? Да, потому что эти слова имеют разное лексическое значение. -Ребята, какое умение мы с вами отработали? Оцените свою деятельность на наших листах. ФИЗМИНУТКА - Поработаем над упражнением. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите. Почему слова каждой пары однокоренные? - Горизонт – горизонтальный. Какой корень? При помощи какой значимой части слова образовалось слово горизонтальный. Напомните, как мы выделяем суффикс? - Журнал – журнальный, октябрь – октябрьский, рисовать – нарисовать. - При помощи каких значимых частей слова образуются новые слова? - На столах у вас находится вот такой листочек с текстом. Ваша задача прочитать его и выписать слова с корнем –ел- (-лес-). Во всех однокоренных словах вам нужно подумать над лексическим значением слов, выделить корень и указать роль окончания. Приступайте к работе. Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Дождь смочил их пашню. Кто же начнёт сев? Вокруг поляны стоят ели. Раскрыли они свои еловые шишки. Поднялся ветер. Полетели вниз лёгкие семена. Многие попадали на лесную землю. И появились на этих местах ёлочки. Теперь войдёшь в лесок и не увидишь там свободного места. Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А поляны украшаются деревьями. - Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и проверьте с эталоном на доске. Поставьте нужную оценку. - Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Кто больше». За 1 минуту вам нужно записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок. 1 ряд: у, при, по, вы, за, с, пере, от, про и слова «ход»; 2 ряд: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»; 3 ряд: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать». - С помощью какой части слова образованы все слова? - Сейчас мы с вами проверим, как вы помните определения частей слова. На доске у нас есть вот такая ромашка. На каждом лепестке написано название части слова и ваша задача дать его определение. Кто пойдет к доске? | Выполняют предложенные задания. Тетёрка и её тетеревята. 1. Тетёрка с птенцами вышла на прогулку. Заботливая мама На полянку вы/шла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябенькие и пушистые. Они раз/бежались по поляне. Тетёрка нашла муравьиную кучу, раз/рыла её лапами и за/квохтала. С/бежались тетеревята и стали клевать вкусные муравьиные яйца. Тетёрка стояла в сторонке — по/глядывала, не летит ли ястреб, не крадётся ли лисица. Корень, приставка, суффикс, окончание. Приставка, суффикс. окно весеннее окна весенний окном весенняя У существительных меняет число, падеж. А у прилагательных меняет род. Нет. Окончание меняет форму слова. Записать однокоренные слова, выделить корень. Алгоритм: «Морфемный разбор слова» 1. Прочитай слово. Определи часть речи. Изменяется оно или нет. 2. Найди окончание, для этого измени форму слова. 3. Выдели основу. 4. Выдели корень. 5.Найди в слове приставку, если она имеется, и выдели ее. 6. Найди в слове суффикс (если есть), выдели его. 7. Назови все части слова. Выполняют упражнения Работают над упражнением. Разбор слова по составу. Горизонт. При помощи суффикса. С помощью приставки. | УУКД: Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. УУРД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Учебная презентация Слайд №8 Учебная презентация Слайд №9 |
Рефлексия деятельности (2-3 минут) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации Практический метод: ответы на вопросы учителя Форма контроля: самоконтроль | Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке. - Какое открытие вы сделали для себя на уроке? - С чем было трудно справиться на уроке? - Чему вы научились на уроке? - О чём хотите рассказать родителям? Подводит итоги урока. - Сегодня вы работали замечательно. Это была дружная совместная деятельность. Спасибо за урок, до свидания! | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. | УУПД: осуществлять анализ объектов.
УУКД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. УУРД: адекватно воспринимать оценку учителя. | Учебная презентация Слайд №10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...
Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)
Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...
Технологическая карта урока русского языка "Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой,- ая, -яя)" (3 класс)
Цель урока: умение употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактические:уметь изменять имена прилагательные по родам;формировать навыки правописания...
Технологическая карта урока русского языка «Роль суффикса в слове» (2 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок открытия «нового» знания.Цель урока: формирование представления о суффиксе и о его роли в слове.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «суффи...