Урок русского языка . Тема:"Работа окончаний у слов, называющих действия в прошедшем времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по системе развивающего обучения. Программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Дополнительный материал подобран с учётом особенностей мышления ивосприятия учеников. На уроке происходит знакомство с храмами г.Фролово, Волгоградской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3klass_russkiy_yazyk.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока .
Русский язык. 3 «А» класс
Тема: «Работа окончаний у слов,
называющих действия, в прошедшем времени»
Работа учителя начальных классов
Скачковой Т.М.
п.Пригородный
2012г.
Цель урока: создать условия для формирования понимания УУД в процессе изучения работы окончаний слов, называющих действия в прошедшем времени.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение находить и указывать работу окончаний слов, называющих действия, учить обосновывать свой выбор.
Воспитательные: формировать у учащихся коммуникативные умения работать в паре, в группе, расширять знания по содержательной линии «Православная художественная культура».
Развивающие: продолжить формирование умения распознавать окончания у слов, называющие действия, извлекая информацию из схем, иллюстраций, текста.
Оборудование, оформление и техническое оснащение урока:
Доска, учебники, тетради, мультимедийное оборудование, карточки, компьютерная презентация, программа Power Point, схема-модель.
Методы: словесный, наглядный, метод решения учебной задачи.
Объём: 1час.
Тип урока: решение частных учебных задач.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться — этот урок для вас. Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем урок.
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания.
-Какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке?
(Выясняли, какую работу выполняют окончания слов, называющих действия.)
-Так какую же работу они выполняют?
(Указывают на число слова, а в единственном числе ещё и на род.)
Слайд 3.
Вывод о работе окончаний прошедшего времени.
Р. (ед.ч.)
пр. вр. Ч.
3.Решение конкретно-практической задачи с выходом на постановку учебной задачи.
Цель: учить детей разграничивать область своего знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные)
-Мы выяснили, какие окончания бывают в словах, называющие действия.
-А давайте разберёмся, какие орфограммы встречаются в этих окончаниях?
? - Учебная задача
Слайд 4.
а) Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени по закону письма.
-Запишите в столбик изменения прошедшего времени слова гулять и выделите в них окончания.
Гулял цвёл
гулял а цвел а
гулял о цвел о
гулял и цвел и
-Выделите в них окончания. В каких из этих окончаний есть орфограммы?
(Гуляла, гуляло, гуляли).
-Проверьте, не нарушают ли эти орфограммы закон письма (для этого рядом запишите изменение слова цвести.)
-Как же обозначаются фонемы в окончаниях прошедшего времени?
Вывод: гласные фонемы в окончаниях прошедшего времени обозначаются по закону письма.
4.Решение учебной задачи
Цель: добиться открытия детьми нового способа действия, выделять общую учебную задачу (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные ).
а) - А сейчас проверьте орфограммы в изменениях прошедшего времени в высказываниях. Запишите:
На безоблачном небе сиял_ солнце.
На безоблачном небе сиял_ луна.
-Можно ли для проверки каждой из этих орфограмм подставить в высказывание другое слово с тем же окончанием в сильной позиции (например, цвела или цвело)?
(Да.)
-Почему в первое высказывание вы подставили, изменение цвело, а не цвела? Какое другое слово помогло вам подставить нужное изменение?
(Оно).
-Какого рода это изменение в первом высказывании? (Среднего рода)
-А во втором? (Женского рода)
б.) «Сворачивание» действия проверки орфограмм в окончаниях прошедшего времени.
(Общеклассное обсуждение).
Сияло (оно) - средний род- солнце.
Сияла (она) - женский род- луна.
-Как вы думаете, если сумели определить род слова в прошедшем времени, стоит ли заменять его «проверочным» словом?
(Нет).
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: достаточно определить род слова, на который указывает слово, называющее действующее лицо или предмет.
-Что мы сейчас с вами сделали?
(Решили учебную задачу)
-Что выяснили из учебной задачи?
(Способ решения)
Физкультурная минутка.
5.Самостоятельная работа.
Цель: закрепить навык правописания окончаний у слов, называющих действия.
-Ребята! Вы узнали как проверять окончания у слов, называющих действия. А хотите проверить свои знания?
-( Да.)
Слайд 5.
-Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.
Блестит, заскрипели, лепил, катается, подморозило, метёт,
полетела, злится.
- Запишите слова, которые имеют следующие части:
¬ ͡ ˄˄ , ¬ ͡ ^^ , ¬ ͡ ^˄ , ͡ ^^
-Как будете работать? - Сделаем сами.
-Укажите работу окончаний у данных слов.
Проводится взаимопроверка.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга. Оцените. Уважительно относитесь к мнению соседа.
6. Работа с учебником.
Цель: закрепить способ проверки орфограмм в окончаниях прошедшего времени.
-Выполняя работу дома, вы узнали о чуде, которое сотворили безвестные талантливые мастера. Что же это за чудо?
Храм, церковь, колокольня.
-Трудно представить старинную деревню без деревянной церкви. Жизнь православных христиан на Руси была тесно связана с жизнью храма. Прочитайте, где и как строили храмы на Руси.
а) - Откройте учебник, (3класс, ч.2., стр.69)
-Договариваясь с мастерами о постройке храма, люди говорили им, какую именно церковь они должны построить?
(Нет. Сама природа подсказывала строителям эту форму).
Слайд 5,6.
-Какие слова помогли вам понять, где и как строили храмы на Руси?
(Слова, называющие действия в прошедшем времени)
-Какое задание вы предлагаете выполнить?
(Записать слова, называющие действия прошедшего времени и указать работу окончаний.)
-Как будете работать?
(В паре.)
-Помните о контроле, оценке действия своего партнёра.
Проверка выполненной работы.
б)- А сейчас прочитайте последний абзац текста и задание .
(Дети читают последний абзац текста и задание .)
-Итак, заданий три. Первое и второе по изученному материалу, а вот третье посложнее.
-Как будете работать?
Групповая дифференцированная работа.
(Дети делятся на группы.)
-Работая в группе, помните об умении слушать, принимать точку зрения партнёров, отстаивать свою.
-Какое задание выбрала первая группа? - Выписать слова в инфинитиве.
-Какое задание выбрала вторая группа? - Выписать слова с личными
окончаниями.
-А третья группа? - Выписать слова с окончаниями
прошедшего времени. Выделить
окончания.
Каждая группа защищает свою работу. (Выдвигают и обосновывают гипотезы.)
Оценка работы каждой группы.
-Ребята! В тексте есть словосочетание рубить храм . Какое значение имеет в этом словосочетании слово рубить?
(Рубить, значит строить).
Слайд 7,8.
Строительство храмов продолжается и сейчас. В 1983году в нашем городе был построен Храм Рождества Богородицы, а в 2001году напротив железнодорожного вокзала был построен небольшой храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона. Величина его была недостаточна, чтобы вместить всех желающих, поэтому в 2006-2008г. рядом с храмом был построен Новый Богоявленский собор с детской площадкой вокруг него. Освящён собор в 2009 году.
Слайд 9,10.
А в 2006 году близь квартала «Заречный» Был открыт третий в мире Бронзовый монумент «Ангел Мира». Рядом построена часовня святых Петра и Февронии. Очень оригинальна архитектура — два купола в виде венчальных венцов.
-Посещая храм, помните!
Прежде, чем зайти в собор
Головной сними убор
Злые мысли отгони
Не нужны тебе они.
Там дух Божий обитает
Благодатью нас питает.
-Ребята! Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная благодатью и добром. Осторожно перелейте часть своей благодати, доброты нашим гостям.
Подарите окружающим добро!
5.Итог урока.
Цель: способствовать формированию рефлексии (УДД — регулятивные, коммуникативные)
-Итак, какую учебную задачу мы сегодня решали на уроке?
-Кому было трудно? Кому легко?
-Чем будем заниматься на следующем уроке?
( Выделять окончания у слов, называющих действия и указывать их работу.)
Домашнее задание: с.72, упр.220.
-Оцените себя, как работали на уроке.
(Сигнальные карточки. +, ?, -.)
Спасибо за урок!
Ø
и
о
a
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.
"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...
Конспект урока русского языка "Написание частицы НЕ со словами, называющими действия" (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять схемы образования новых слов; формирование умения подбирать родственные слова; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.Планируемые р...
Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение по родам глаголов прошедшего времени"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени".Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся об из...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание личных окончаний в слове брить» (УМК системы Эльконина - Давыдова, 3 класс)
Цель урока: формирование представления о правописании личных окончаний в слове брить. Задачи урока:Дидактические:Вспомнить особенности глаголов второго спряжения;Установить правило правописания ...
Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"
Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...