Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Янгулова Виктория Георгиевна

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?"  УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО автора: Янгулова Виктория Георгиевна

Название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерная средняя школа № 9.

Редактор, среда, в которой выполнена разработка: среда текстового редактора WORD, авторская презентация, созданная в среде POWER POINT

Тема занятия: «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Полное название разработки: сценарий урока по теме  «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Область применения разработки: урок.

Возрастная группа обучающихся: 9-10 лет.

Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Учитель: Янгулова Виктория Георгиевна

Предмет:  Русский язык     

Класс: 3

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока:  «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

УМК:   «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тема

«Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Цель

Задачи  

Познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, формировать умение находить окончания в словах.

Задачи:

Дидактические:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. научить способам нахождения окончания;
  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:  

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  2. формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД  

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Предметные

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, окончание, лексическое значение слова.

 

План проведения урока:

Этапы урока

Время реализации

I. Организационный этап

II. по теме Этап актуализации знаний по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?» 

III. Целеполагания, мотивация учебной деятельности

IV.Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного материала.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

2 мин

7 мин

3 мин

20 мин

8 мин

I. Организационный этап

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

УУД

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 1.

Цель – настройка на активную работу.

Пословица на слайде «Без хорошего труда нет плода»

- Как вы понимаете слова пословицы?

-Для получения какого-то результата, требуется большая работа, упорный труд.

- Давайте сегодня мы с вами хорошо потрудимся, приложим усилия, преодолеем все трудности и получим хороший результат.

Цель – включение в работу на уроке.

II. Этап актуализации знаний по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

 Цель этапа: выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений.

УУД

Познавательные: применять полученные знания на практике

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: самоконтроль на организация своей деятельности.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 2. Цель: проверка знаний обучающихся.

Проверка домашнего задания:

- Прочитайте слова в порядке указанных значений.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

Цель – повторение пройденного материала.

Ребята выполняют задания.

Затем обсуждают ответы.

III. Этап целеполагания, мотивация учебной деятельности

Цель этапа: подвести учащихся к формулировке темы и основной цели урока.

УУД

Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. 

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 3. Цель - постановка познавательной задачи.

Постановка проблемы.

Прочитайте слова на слайде:

Улица, на улице, улицей, улицу.

 - Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

- Это однокоренные слова?

- Почему?

- Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?

- Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.          

Цель – формулировка задачи урока.

Дети отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят задачи перед уроком.

IV. Изучение нового материала.

Цель этапа: изучение нового материала.

УУ

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог.  

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. 

Личностные: формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивации учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сформировать знания у обучающихся по теме:

При помощи карточек с использованием презентации донести до обучающихся информацию по теме урока.

Слайд 4. Работа в парах по карточкам:

Карточка 1. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

- Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

Текст с измененными формами слова «дача»

Вводим термин «окончание»

-Что мы изменили у слов в скобках?

- А почему нужно было изменить окончание в слове «дача»?

- Для чего же служит окончание?

- Выпишите словосочетания, в которые входит слово «дача». Выделите окончания.

Индивидуальная работа:

Работа по учебнику: упр. 142 (с. 79).

Выполнить взаимопроверку.

Физкультминутка:

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).

Работают в парах, отвечают на вопросы, меняют форму слова «дача».

Ответы детей:

- Изменить форму слова «дача».

- Окончание.

- Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.

- Для связи слов в предложении.

Выписывают словосочетания, выделяют окончания.

Выполняют задания из учебника, осуществляют взаимопроверку.

Выполняют упражнения.

V. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления учащимися новой информации.

УУД

Познавательные: осуществлять актуализацию учебного материала, основываясь на ранее изученную информацию.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачи.  

Коммуникативные: слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений, поддержания учебной беседы.

Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель – активизировать познавательную деятельность.

Слайд 5. Групповая работа: (команды по 4 человека, работа с карточками)

Наблюдаем! Что изменяется?(1) Наблюдаем! Что изменяется?(2)

Вставь основу (1)   У ___________а   К ___________у   У _____________ы Перед ___________ом Без ___________а К _____________е На ____________е К ____________у Перед ___________ой С ____________ом   О ____________е   На ____________е     Вставь основу (2)   У ___________я   У _____________ы   К ___________ю Без ___________а Перед ___________ем К _____________е Перед ___________ой На ____________е К ____________у С ____________ом О ____________е   В ____________е      

Работа в парах:

-Прочитайте ниже сведения о языке.

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Прочитайте правило еще раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Цель – закрепляют знания полученные на уроке.

Работают в группах, оценивают работу команд.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

УУД

Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности.  

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: выделять и формулировать, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение полученных знаний.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель – подведение итогов изученного материала урока, установление соответствия полученного результата поставленной цели.

C:\Users\PC\Downloads\9.jpg 

 

Цель – обучающиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 81 упр. 146


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Что такое окончание? Как найти окончание в слове ?» 3 класс УМК Школа России ФИО автора : Янгулова Виктория Георгиевна Название учебного учреждения : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерная средняя школа № 9

Слайд 2

Прочитайте пословицу «Без хорошего труда нет плода»

Слайд 3

Проверка домашнего задания : Прочитайте слова в порядке указанных значений. Прочитайте предложения, которые вы составили.

Слайд 4

Прочитайте слова на слайде Улица , на улице, улицей, улицу . Улица, на улице, улицей, улицу. Улиц а , на улиц е , улиц ей , улиц у . Окончание Тема урока: « Что такое окончание ? Как найти окончание в слове?»

Слайд 5

Карточка 1. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача). Наша дач а находится за городом. Каждое лето мы ездим на дач у . За дач ей раскинулся пруд. Хорошо летом на дач е .

Слайд 6

Физкультминутка Ча , ча , ча Ча , ча , ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи , чи , чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).

Слайд 7

Работаем в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...