Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку
Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_priyomy_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка
Игры и занимательные упражнения на правописание парной согласной.
- Игра «Только минус». На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.
Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком «-».
Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, березка, палатка, пень, травка, пароход, клен, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.
В следующий раз можно поиграть с «+», отмечая слабые позиции «-», а сильные- «+».
- Игра «Сильный- слабый». Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды- это же слово в сильной . затем они меняются ролями.
- Игра «Скажи наоборот». (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.
можно провести игру со словами: раб, торг, дог, пыж, горб, лед, куб, лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб.
В игре может участвовать весь класс .Детям дается аналогичное задание на 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишут наибольшее количество слов.
- Игра «Сколько звуков ш?». На доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути- отчего не подвезти.
- В 1 классе рекомендую постоянно обращаться к звуковой схеме слова. Разберем фрагмент урока.
- Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы знаете? Прочитайте стихотворение. Будете писать его по памяти.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
И за ним еще штук пять.
Это грузди! Надо взять.
- О каких грибах идет речь? Сколько грибов положили в кузовок? (Шесть.)
-Где нашли грибы? (Во мху.)
- Что это значит? (Грибы любят сырые места.)
- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.
- Если вы найдете только один гриб, как вы скажете? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.
- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит, грустить. Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. (Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться.)
- Составьте звуковую схему слова грусть. Что вы заметили?.
6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ- проверка последующим сонорным- иногда надолго остается закрытым для учащихся.
Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.
Огород, огородник, огороды.
Везла, везет, повезет, вез.
7.Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа. Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.
На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос. Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам поможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.
Запись: один много
ягода ягод
8.Имена прилагательные в речи детей младшего школьного возраста встречаются редко, особенно у первоклассников. Однако это не является серьезным аргументом для исключения прилагательных из системы упражнений - Прочитайте слова парами. Правильно ставьте ударение.
дорог- дорога
молод- молода
глуп-глупа
- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, проставляя ударение.
Игры и занимательные упражнения на правописание безударной гласной.
Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.
Стол сад пол лист мост винт глаз снег шип рог
Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:
Дома, дожди, зима, трава, река ,носы, нога, змея, возы, ходить, коты, мосты.
- Игра «Чей ряд лучше?» У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.
Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Например: з_мя, б_рец, скр_ пит, р_ гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_ шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_ снеть и др.
- Игра «Кто быстрее» ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне
Игрокам нужно вставить пропущенные гласные и записать по два проверочных слова.
К_л_сок- д_р_вянный
Г_л_ва- з_л_неет
В л сок- в_с_литься
Д_р_гой- в_ч_рок
- Игра «Кто больше?» Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.
Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.
Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.
Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.
Мама простыни стирала И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок Развевает ветерок.
К старости на дедушка Очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел.
- Игра «Спрашивай - ответим». (2 ком. по 4 чел.)
Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями.
- Игра «Е и Е» (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.
Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.
Сестра- | бревно- |
Пчела- | стекло- |
Слеза- | весло- |
Весна- | зерно- |
Черта- | гнездо- |
Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной.
9. Игра «Эстафета»
Команды получают карточки со словами.
Гр_за | р_ды | М_чты |
М_ста | в_рить | Кр_чать |
Сл_ны | т_шина | б_жать |
Сл_ва | д_ла | д_ревья |
Х_лмы | з_мля | Р_ка |
М_ря | Ст_на | С_лач |
Ч_сы | К_са | п_ля |
Ст_лбы | кр_ты | д_жди |
По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.
Игровые приемы.
1.Измени слова:
а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;
б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;
в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;
г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.
Или можно использовать четверостишия:
С «Ч» я над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю. (чайка- гайка)
С «М» меня ты надеваешь,
С «Л» собаку называешь. (майка- чайка)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас я не таю- В каждом классе в ряд стою, (карта- парта)
С «Б» смертельной я бываю,
С «М» меха я пожираю,
С «Р» актеру я нужна,
С «С» для повара важна, (боль - моль-роль-соль).
- Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)
- От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз...
- Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
- Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.
- Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:
луна- стол л
кино- игла и
лампа- мышь м окна- дом о
нос- Анна н.
- Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).
Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал к урокам русского языка
Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....
занимательные минутки на уроках русского языка
В материале представлены анимированные кроссворды для организации занимательных минуток на уроках русского языка. Работа со словарными словами организованная таким образом привлечет внимание детей и п...
Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности
Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...
Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"
Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции....
Занимательные упражнения на уроках русского языка
В статье названы причины, по которым необходимо использовать на уроках русского языка занимательные упражнения, перечислены задачи, которые решаются при использовании занимательных упражнений, приведе...
Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка.
Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка....
«Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »
laquo;Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »...