Занимательные упражнения на уроках русского языка
статья по русскому языку
В статье названы причины, по которым необходимо использовать на уроках русского языка занимательные упражнения, перечислены задачи, которые решаются при использовании занимательных упражнений, приведены примеры упражнений для запоминания в стихотворной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_uprazhneniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные упражнения на уроках русского языка.
Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Для него школа – это мир красок, звуков, света, фантазии, творчества, сказки. Часто ожидание этого действа перерастает у детей в скучное и утомительное времяпрепровождение. Необходимо удержать у учеников чувство радостного перед школой, перед тайнами, которые его там ждут, укрепить устойчивое внимание к уроку, использовать различные средства и методы для того, чтобы сделать обучение увлекательным. Ребёнка необходимо заинтересовать, приглашая к системе учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Занимательность на уроке – это не синоним развлекательности, а напряжённый труд и постоянный поиск.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Но муштровка заученных слово в слово правил не помогает выработать лингвистическое чутьё, стать грамотным, так как часто у детей низок словарный запас. Работа над пониманием смысла слов, над их лексическим значением помогает детям овладеть секретами русского языка.
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности речи зависит качество общения и понимания сказанного. Поэтому необходимо изучать знания значение, историю и происхождение слов начиная с первого класса. Включение слов в лексическую, грамматическую, орфографическую работу, в работу по развитию речи на различных уровнях обеспечивает неоднократность предъявления слов, без которой невозможно надёжное усвоение норм литературного ударения.
Этимология – один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке, который сможет помочь учителю добиться лучшего усвоения учащимися значения слов, а также сознательного овладения навыками правописания трудных орфограмм. Порой этимологическая справка становиться незаменимым средством предупреждения различных орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами. Она очень важна как вспомогательный материал при словообразовательном анализе. При этом учащимся совсем не обязательно заучивать этимологические данные. Необходимо вводить на уроках элементы занимательной фразеологии, давать толкование отдельных слов и фраз. Очень важны игры словом и со словом, так как эти игры помогают воспитывать у детей их природное языковое чутьё, подготавливая к восприятию сложных поэтических форм, изучаемых в средней школе. Полезно использовать рассказы о языке, возникновению букв и азбуки.
Большое внимание надо уделять развитию связной речи детей. Этому способствуют загадки, которые активируют мышление ребёнка и помогают успешно решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. В работе с детьми можно использовать шарады, ребусы, кроссворды. Весь этот материал помогает в усвоении материала, тренируют внимание и память, развивают логическое мышление, учить наблюдать за окружающим миром, развивает любознательность.
Примерные задания.
Весёлые рифмы:
- Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать6
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
Но не буду ненавидеть.
- Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая только брить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е спрягать нельзя.
- Иван (именительный падеж)
Родил (родительный падеж)
Девчонку (дательный падеж),
Велел (винительный падеж)
Тащит (творительный падеж)
Пелёнку (предложный падеж).
- Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол
Вы, конечно, угадали?
- Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
- У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежала точка.
Точка – одиночка.
- Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал к урокам русского языка
Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....
занимательные минутки на уроках русского языка
В материале представлены анимированные кроссворды для организации занимательных минуток на уроках русского языка. Работа со словарными словами организованная таким образом привлечет внимание детей и п...
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова....
Занимательные упражнения для уроков русского языка и внеурочной деятельности
Уважаемые коллеги! Предлагаю интересный, занимательнй материал для уроков русского языка и внеурочной деятельности. Надеюсь, что мои наработки помогут вам в вашей работе!Успехов!...
Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"
Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции....