Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"
методическая разработка по русскому языку на тему
Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парной согласной
1. Игра «Только минус».
На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.
Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные только в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком « - ».
Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, берёзка, палатка, пень, травка, пароход, клён, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.
В следующий раз можно поиграть, отмечая слабые позиции « +», а сильные «-».
2. Игра «Сильный-слабый»
Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды – это же слово в сильной. Затем команды меняются ролями.
3. Игра « Скажи наоборот» ( 2 человека или 2 команды)
На доске записаны 2 столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.
Куль ( люк) куб ( бук)
Ноль ( лён) короб ( порок)
Лещ ( щель) муж ( шум)
Ель ( лей) брак ( карп)
Краб (брак) яр ( рай)
Год ( тог) ешь ( шей)
4. Игра « Сколько звуков ш?»
На доске записано стихотворение В.Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до Деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щёлкали орешки-
От деревушки Пешки до Деревушки Ложки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути- отчего не подвезти.
5. В первом классе нужно постоянно обращаться к звуковой схеме слова.
Разберём фрагмент урока.
-Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы вы знаете? Прочитайте стихотворение, будем писать его по памяти.
А во мху, как на подушке,
Чьё-то беленькое ушко,
И за ним ещё штук пять.
Это грузди! Надо взять.
- О каких грибах идёт речь? Сколько грибов положили в кузовок? ( Шесть)
- Где нашли грибы? (Во мху)
- Что это значит? ( Грибы любят сырые места.)
- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.
- Если вы найдёте только один гриб, как вы скажите? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.
- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит грустить.
- Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. ( Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться).
- Составьте звуковую схему слова грусть. Ч то вы заметили?
6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ – проверка последующим сонорным – иногда надолго остаётся закрытым для учащихся.
Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.
Огород, огородник, огороды.
Везла, везёт, повезёт, вёз.
7. Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа.
- Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.
- На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос.
- Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам поможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.
Запись: один много
ягода ягоды, ягод
8. Имена прилагательные в речи младших школьников встречаются редко,
Особенно у первоклассников. Их обязательно надо включать в систему упражнений.
- Прочитайте слова парами. Правильно поставьте ударение.
дорог – дорога свеж – свежа
молод – молода хорош – хороша
глуп – глупа прав – права
- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, поставьте ударение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс"Парные согласные"
Не секрет, что детям очень нравится играть. Поэтому на своих уроках я часто использую игровую технологию, подкрепленную презентацией. Это очень активизирует деятельность учащихся и помогает в усвоении...
Урок Русского языка, тема "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 2класс ФГОС
Разработка урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"...
Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова....
Тренировочные упражнения по русскому языку . Тема: "Правописание парных согласных в корне слова".
Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: "Парные согласные в корнях слов"...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Парные согласные по звонкости и глухости. Способ проверки"
Урок построен в соответствии с ФГОС , УМК Школа России....
Разработка урока русского языка 3 класс " Парная согласная"
Разработка урока русского языка...