Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"
методическая разработка по русскому языку на тему

Чистякова Светлана Юрьевна

Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка  на правописание парной согласной

1. Игра «Только минус».

На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.

Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные только в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком « - ».

Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, берёзка, палатка, пень, травка, пароход, клён, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.

В следующий раз можно поиграть, отмечая слабые позиции « +», а сильные «-».

2. Игра «Сильный-слабый»

Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды – это же слово в сильной. Затем команды меняются ролями.

3. Игра « Скажи наоборот» ( 2 человека или 2 команды)

На доске записаны 2 столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.

Куль   ( люк)                           куб ( бук)

Ноль ( лён)                              короб ( порок)

Лещ ( щель)                             муж ( шум)

Ель ( лей)                                 брак ( карп)

Краб  (брак)                             яр  ( рай)

Год ( тог)                                 ешь  ( шей)

4. Игра « Сколько звуков ш?»

На доске записано стихотворение В.Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до Деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щёлкали орешки-

От деревушки Пешки до Деревушки Ложки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути- отчего не подвезти.

5. В первом классе нужно постоянно обращаться к звуковой схеме слова.

Разберём фрагмент урока.

-Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы вы знаете? Прочитайте стихотворение, будем писать его по памяти.

А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко,

И за ним ещё штук пять.

Это грузди! Надо взять.

- О каких грибах идёт речь? Сколько грибов положили в кузовок? ( Шесть)

- Где нашли грибы? (Во мху)

- Что это значит? ( Грибы любят сырые места.)

- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.

- Если вы найдёте только один гриб, как вы скажите? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.

- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит грустить.

- Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. ( Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться).

- Составьте звуковую схему слова грусть. Ч то вы заметили?

6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ – проверка последующим сонорным – иногда надолго остаётся закрытым для учащихся.

Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.

Огород, огородник, огороды.

Везла, везёт, повезёт, вёз.

7. Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа.

- Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.

- На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос.

- Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам поможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.

Запись:   один                           много

              ягода                          ягоды, ягод

8. Имена прилагательные  в речи младших школьников встречаются редко,

Особенно у первоклассников. Их обязательно надо включать в систему упражнений.

- Прочитайте слова парами. Правильно поставьте ударение.

дорог – дорога                               свеж – свежа

молод – молода                            хорош – хороша

глуп – глупа                                  прав – права

- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, поставьте ударение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс"Парные согласные"

Не секрет, что детям очень нравится играть. Поэтому на своих уроках я часто использую игровую технологию, подкрепленную презентацией. Это очень активизирует деятельность учащихся и помогает в усвоении...

Урок Русского языка, тема "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 2класс ФГОС

Разработка урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"...

Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.

Игры и упражнения на правописание парной согласной; безударной гласной в корне слова....

Тренировочные упражнения по русскому языку . Тема: "Правописание парных согласных в корне слова".

Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: "Парные согласные в корнях слов"...