Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Познакомить с понятием лексическое значение слова. Учащиеся научатся определять лексическое значение слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема:Лексическое значение слова.

 Тип: Изучение нового материала.

Задачи:

  •  познакомить с понятием лексическое значение слова 
  • учащиеся научатся определять лексическое значение слов
  •  аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать; строить сообщения в устной и письменной форме

Основное содержание темы, слова и понятия:  лексическое значение, словарь иностранных слов.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»:

• находить в предложении слова иностранного происхождения , объяснять их значение;

• работать со словарём иностранных слов, знать, где можно находить нужную информацию о слове;

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока;

 • находить информацию в словаре;

 • вести диалог в процессе решения поставленных задач;

 • оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• осознавать богатство и образность русского языка;

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Чтение (обогащение словарного запаса)

Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная.

Учебник Русский язык. 2 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014;

Большой фразеологический словарь для детей.Автор Татьяна Розе. – ОЛМА Медиа Групп, 2010;

Слайды презентации с фразеологизмами для оценки своей деятельности на уроке (этапVI.2, проектор, ноутбук)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I этап. Организация на работу.

II этап. Актуализация знаний.

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

О чем это стихотворение? Какова тема стихотворения?

Кто может сформулировать тему нашего урока?

-Какова главная цель урока? ( Понять, что такое лексическое значение слова)

-Какова задача урока? ( Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.

Давайте спланируем нашу деятельность.

Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга.

Организует деятельность учащихся в тетрадях

Словарная работа

— Отгадайте слово.

—  Первый слог — первый слог в слове яма. (Я.)

—  Второй слог — первый слог в слове город. (ГО.)

' Третий слог — четвертый слог в слове огороды. (ДЫ.)

(Ягоды.)

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

— Как можно запомнить букву О? (Она как ягодка)

 Просит ответить на вопросы:

Объясните лексическое значение  слова.

Записывают слово, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы.

III этап. Мотивация познавательной деятельности

Проблемная ситуация.

 (На доске запись.)

Флора саванн приспособлена к сухому климату.

— Кто понял, о чем говорится в предложении?

— Почему вы не поняли?

 (Мы не знаем значения всех слов.)

Что такое флора? (  Фло́ра (в ботанике, лат. floraРастительность.)

— Кто знает, что такое саванны? (Обширные пространства, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками.) 

Саванна - испанское. (Есть река и город в Америке)

Слушают чтение учащегося.

Находят тему урока в учебнике, проверяют высказанное предположение.

Читают название темы, ставят учебную задачу:  что такое ЛЗ слов, определяют  цели урока: учиться находить значение слова, объяснять их значение и употреблять в речи.

После проведения  беседы.

Какая информация вам была знакома?

Какие новые сведения вы для себя отметили?

Все ли понятно ? Какие появились вопросы?

Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Эту информацию я знаю

Эта новая для меня информация

Эта информация для меня понятна

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

Упр. 54 (с. 45).

Прочитайте слово. Что представили, прочитав это слово? Почему получились разные представления? (Ягоды бывают разные.)

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что такое ягода? (Общее название плодов многих растений.)

Скажите общие названия для слов тарелка, автомобиль, акула. (Посуда, транспорт, рыба.)

Составьте предложение со словом ягода.

— Запишите предложение со словом ягода.

 Самостоятельно читают задание.

Отвечают на вопросы учителя.

   

Учащиеся предлагают свои варианты.

Проявляют творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания

Физкультминутка.

Упр. 56 (с. 46).

(Самостоятельная работа. Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

Ответ. Насекомые: жук. бабочка, комар. Птицы: голубь, скворец, дрозд. Звери: заяц, носорог, медведь. Рыбы: ерш, карась.

Уметь организовывать мыслительную деятельность и оценивать результаты деятельности , умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Упр. 55 (с. 46).( Работа в парах.)

— Прочитайте слова. Значение какого слова вам непонятно?

— Будут ли все рисунки к ним одинаковыми? (Нет, у этих слов разное значение.)

— Самостоятельно составьте предложение. Подчеркните основу.

— Прочитайте предложение соседа.

Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.

   Рассматривают рисунок.

Уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем)

Сообщают о завершении работы в парах и возникших затруднениях.

VI этап. Подведение итогов.

Лексическое значение - это... (главный смысл слова).

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это

Проводим рефлексию «Незаконченное предложение.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным…

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения. 

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Выполнить упр. 57 (с. 46).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России» по теме: "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка по теме: "Простые и сложные предложения" в 3 классе УМК "Школа России"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 1 класс (программа «Школа России»)

Данная разработка поможет в создании урока по русскому языку....