Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс (для детей с у/о) на дому
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащегося 4-го класса (у/о), обучающегося на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska_i_programma_po_russkomu_4_klass.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2013г.
Рабочая программа по
русскому (родному) языку
грамматике, правописанию и развитию речи
на 2013-2014 учебный год
для 4 класса
(VIII вид надомное обучение)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2013г. зам.директора по УВР_____________________
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 4)
(VIII вид надомное обучение)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык
Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на основе программы Воронковой В.В. программы для подготовительных 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета грамматика, правописание и развитие речи в классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год), на дому – 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 4 классе (на дому) отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, , а ее прохождение связано с уплотнением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки, использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса, учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Обучение русскому языку носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью учащегося и осуществляется в 4 классе в течение всего года. Учитывая психологические особенности и возможности мальчика, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались возможности Сергея по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта (ДЦП, осложнённая форма)
Используемый учебно-методический комплект: программы для подготовительных 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., Русский язык: учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова.– 5-е изд., испр. –М.: Просвещение, 2007., А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Читай, Думай, Пиши» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. М. 2006.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; задания графического и тестового характера, практические упражнения творческого; дидактические игры и др.
Программа адресована
обучающемуся на дому ученику 4 класса К. Сергею.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы ребёнка, его потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения мальчика как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен обучающемуся. Учитывая степень выраженности и структуры дефекта (ДЦП, осложнённая форма) необходимо отметить, что данный предмет сложен для изучения мальчику. В то же время данный учебный предмет для Сергея является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию умения общаться с окружающими людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия, программа предусматривает использование иллюстраций к упражнениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку такого ребёнка. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной (по возможности) форме. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной в программе теме на последующих годах обучения. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков по предмету;
- получить достаточно прочные навыки грамотной речи на основе изучения элементарного курса грамматики;
- выработать элементарные навыки письма отдельных слов и предложений способом «рука в руке»;
- повысить уровень общего и речевого развития мальчика;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме и письменно («печатание», письмо способом «рука в руке», выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение чужой письменной речи и пр. ) с помощью учителя и других участников образовательного процесса;
- развитие умения пользоваться речью как средством общения;
- формирование практически значимых орфографических навыков (обучение навыку грамотного «написания» слов на слух, умению контролировать свою и чужую устную и письменную речь, находить ошибки и исправлять их с помощью и самостоятельно);
- воспитание интереса к родному языку;
- формирование нравственных качеств личности;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
Чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), окружающий мир, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля:
контрольные задания, отдельные письменные работы (со специально разработанными заданиями), опросы, беседы по изученному материалу.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года мальчик должен получить достаточно прочные навыки грамотного «письма» на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом его потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме с помощью педагога и самостоятельно (по возможности). Владеть навыками контроля и самоконтроля при выполнении устных и письменных работ. Быть социально адаптированными.
Исходя из потенциальных возможностей мальчика основные требования к ЗУН будут несколько видоизменены и ослаблены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
- ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- читать рукописный текст целыми словами и словосочетаниями;
- печатать под диктовку слова и отдельные предложения.
Обучающийся должен знать:
алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (по авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | Повторение. | 0 | 5 |
2 | Звуки и буквы | 0 | 32 |
3 | Слово | 0 | 17 |
4 | Предложение. | 0 | 9 |
5 | Повторение | 0 | 5 |
итого | 5 тем | 0 | 68 часов |
В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Русский язык»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:приобретать практические навыки устной и письменной речи;формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать интерес к родному языку.Основные задачи п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса (обучение на дому).
Программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы/ под ред. И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 170 часов. Прилагается календарно- т...