РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

  • Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения.
  •  
  • Основные задачи предмета «письмо и развитие речи»

 

  • формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
  • развивать познавательную деятельность школьников, способствовать;
  • коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Коррекционно-развивающие:

  • -коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • - коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;
  • -развитие основных  мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • -коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;
  • -коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;
  • -развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления:  развитие словесно-логического мышления
  • - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx79.23 КБ

Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено на заседании учителей -дефектологов

Руководитель МО

__________ /Фахрединова Л.Ф./

                                  ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2015г

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР МОУ «СОШ №1  г.Ртищево»

_____________/Абдулаева Е.В/.

                                              ФИО

 «__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №1  г.Ртищево»

_____________/Васильева Г.Г./  

                                            ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2015г.

                         

                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     Сергеевой Галины Анатольевны 

учителя первой  квалификационной категории

        по  письму и развитию речи  для  3  класса

 обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

                                                                                                                         Рассмотрено на заседании

                                                                                                                         педагогического совета

                                                                                                                          протокол № ____

                                                                                                                           от «__»_______2015 г.

                                                                     2015- 2016 учебный год

                                               1.Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Приказа МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

       3.  Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, , 1-4классы под ред. В.В. Воронковой. -  М: «Просвещение», 2013.  

4.Учебного  плана для  обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области», учебный план составлен на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/ 2065 – п;

      5.Федерального перечня учебников 2015-2016 г, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе для специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Тематическое планирование разработано в связи с выбором школы письма и развития речи обязательным предметом для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей. На  реализацию  которого  отводится  по   программе 5 часов в неделю.   Предлагаемый курс не противоречит задачам школы.  

            В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего,  необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию

              Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшее объяснение должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

            Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения,  по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

       Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

                 Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях,  по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Изучение письма и развития речи в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

  • формировать, совершенствовать  знания, умения, навыки, владеть  языком в разных сферах речевого общения.
  • Основные задачи предмета «письмо и развитие речи»

  • формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
  • развивать познавательную деятельность школьников, способствовать;
  • коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Коррекционно-развивающие: 

  • -коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;
  • - коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;
  • -развитие основных  мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • -коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;
  • -коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;
  • -развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления:  развитие словесно-логического мышления
  • - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс : 1 «к»

Всего часов : 170 часов

Количество часов в неделю:  5 часов

Контрольных уроков-6                                                  

Контрольное списывание-3

Развитие речи-11

Административных контрольных работ-3

    Планирование составлено на основе:

1.Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  подготовительный, 1-4классы под ред. В.В. Воронковой. -  М:  «Просвещение», 2013 .  

2.Учебника. Аксёновой  А.К., Якубовской  Э.В. «Русский язык» 3класс. Учебник специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2011.



                                 

№п/п

Тема урока

Колич часов

дата

Тип урока

Использование ИКТ

Школа – ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию участников образовательного процесса

(направления:

  -духовно-нравственное,

патриотическое, -семейное,

-здоровый образ жизни)

Коррекционная работа

Повторение

12 ч

1

Техника безопасности.

Употребление простого предложения.

1

01.09

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

2

Правило написания предложения.

1

02.09

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

3

Упражнение в правописании предложений.

1

03.09

Закрепление изученного материала

презентация

Коррекция развития внимания

4

Составление и дополнение предложений.

1

04.09

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

5

Составление и запись предложений со словами из словаря.

1

07.09

Изучение нового материала.

Развитие словесно - логического мышления.

6

Составление предложений по схемам.

1

08.09

Изучение нового материала.

ЗОЖ

Коррекция развития внимания

7

Выделение предложений из речи и текста.

1

09.09

Изучение нового материала.

Расширение словарного запаса.

8

 Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок.

1

10.09

Комбинированный

Духовно-нравственное воспитание

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

9

Р.р Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

1

11.09

Урок развития связной речи

Коррекция развития внимания

10

Работа с деформированным текстом.

1

14.09

Урок развития связной речи

Фр.опрос

Патриотическое воспитание

Коррекция развития внимания

11

Контрольное списывание.

1

15.09

Урок проверки и оценки  и знаний

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

12

Работа над ошибками.

1

16.09

. Закрепление изученного материала

Развитие словесно - логического мышления.

Звуки и буквы.

77 ч

13

Звуки и буквы. Различие звуков и букв.

1

17.09

Изучение нового материала

презентация

Коррекция развития внимания

14

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком.

1

18.09

Закрепление изученного . материала

Расширение словарного запаса.

15

Сравнение пар слов.

1

21.09

Закрепление изученного. материала

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

16

Р.р Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка».

1

22.09

Урок развития связной речи

Коррекция развития внимания

17

Контрольное списывание.

1

23.09

Контрольное списывание

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

18

Р.р.Составление предложений по серии сюжетных картинок «Пёс Бобик».

1

24.09

Изучение нового

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

19

Алфавит.

1

25.09

Закрепление изученного материала

Презентация

ЦОР

ЗОЖ

Активизация  познавательной деятельности.

20

Порядок букв в русской азбуке.

1

28.09

Закрепление изученного материала

Духовно-нравственное

воспитание

Расширение словарного запаса.

21

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

29.09

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной

22

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

30.09

Закрепление изученного материала

презентация

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

23

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв.

1

01.10

Закрепление изученного.матер

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

24

Работа с деформированным текстом.

1

02.10

Изучение нового матер

Расширение словарного запаса.

25

Контрольный  диктант по теме «Гласные и согласные звуки и

буквы».

1

05.10

Урок проверки и оценки  и знаний

Активизация  познавательной деятельности.

26

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

06.10

Закрепление изученного матер

Коррекция и развитие связной произношения.

27

Гласные буквы И,Е,Ё,Ю,Я, Э. Место в слове.

1

07.10

Изучение нового материала

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

28

Гласные Ю,Я, Место в слове.

1

08.10

Закрепление изученного матер

Патриотическое воспитание

Активизация  познавательной деятельности.

29

Гласная Э. Место в слове.

1

09.10

Закрепление изученного .материала

ЗОЖ

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

30

Ударение.  Роль ударения в слове.  

1

12.10

Изучение нового материала.

Презентация

Расширение словарного запаса.

31

Ударные и безударные слоги.

1

13.10

Изучение нового материала.

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

32

Упражнения в выделении ударных гласных в словах.

1

14.10

Изучение нового материала.

Расширение словарного запаса.

33

Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах.

1

15.10

Закрепление изучен.матер

Расширение словарного запаса.

34

Выделение ударных и безударных гласных.

1

16.10

Изучение нового материала.

Духовно-нравственное воспитание

Развитие осязательных ощущений

35

Слог как часть слова.

1

19.10

Изучение нового материала.

презентация

Коррекция и развитие связной устной речи,

36

Составление слов по заданному слогу.

1

20.10

Закрепление изученного.материала

Активизация  познавательной деятельности.

37

Словообразующая роль гласных.

1

21.10

Изучение нового материала.

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи

38

Р.р.Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

1

22.10

Урок развития связной речи

ЗОЖ

Активизация  познавательной деятельности.

39

Перенос слов при письме.

1

23.10

Закрепление изученного. материала

Расширение словарного запаса.

40

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса.

1

26.10

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Расширение словарного запаса.

41

Р.р Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам.

1

27.10

Урок развития связной речи

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения

42

Контрольный диктант за первую четверть.

1

28.10

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

43

Работа над ошибками.

1

29.10

Урок проверки и оценки  и знаний

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

44

 Слог. Перенос слов при письме.

1

30.10

Закрепление изученного материала

презентация

Расширение словарного запаса.

45

Повторение по теме «Ударение и перенос слов при письме».

1

09.11

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

46

Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

1

10.11

Изучение нового материала.

презентация

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

47

Обозначение твёрдости – мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я,

1

11.11

Закрепление изученного материала

презентация

ЗОЖ

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

48

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

1

12.11

Закрепление изученного материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

49

Употребление гласных букв для обозначения твёрдости – мягкости согласных

1

13.11

Закрепление изученного материала

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

50

Р.р.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс»

1

16.11

Изучение нового материала.

Духовно-нравственное воспитание

Расширение словарного запаса.

51

Мягкий знак на конце  слова

1

17.11

Закрепление изученного материала

презентация

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

52

Правописание слов с мягким знаком на конце

1

18.11

Закрепление изученного материала

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

53

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

19.11

Закрепление изученного материала

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

54

Объяснение написания мягкого знака в словах

1

20.11

Проверочная работа

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

55

Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь

1

23.11

Изучен.нов.

матер.

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

56

Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными

1

24.11

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Расширение словарного запаса.

57

 Контрольное списывание

1

25.11

Урок проверки и оценки  и знаний

Расширение словарного запаса.

58

 Работа над ошибками

1

26.11

Проверочная работа

Активизация  познавательной деятельности.

59

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши

1

27.11

Изучение нового материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

60

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши

1

30.11

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи,

61

Правописание ча-ща

1

01.12

Комбинированный

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

62

Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща

1

02.12

Комбинированный

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

63

Правописание чу-щу

1

03.12

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

64

Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща

1

04.12

Закрепление изученного материала

ЦОР

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

65

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

07.12

Изучение нового материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса

66

 Контрольный диктант по теме. «Гласные после шипящих»

1

08.12

Урок проверки и оценки  и знаний

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

67

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

1

09.12

Изучение нового материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

68

Парные звонкие - глухие согласные

1

10.12

Закрепление изученного материала

презентация

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

69

Различие парных согласных

1

11.12

Проверочная работа

Патриотическое воспитание

Расширение словарного запаса.

70

Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных

1

14.12

Урок развития связной речи

ЗОЖ

Коррекция и развитие связной устной речи,

71

 Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова

1

15.12

Закрепление изученного материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

72

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

16.12

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

73

Подбор проверочных слов

1

17.12

Изучение нового материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

74

Изменение слова для проверки

1

18.12

Закрепление изученного материала

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

75

Контрольный диктант за вторую четверть

1

21.12

Изучение нового материала

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

76

 Работа над ошибками

1

22.12

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

77

Составление предложений из разрозненных слов

1

23.12

Закрепление изученного материала

Духовно-нравственное воспитание

Расширение словарного запаса.

78

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова

1

24.12

Урок проверки и оценки  и знаний

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

79

Упражнения в подборе проверочных слов

1

25.12

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

80

 

Дифференциация изученных орфограмм

1

28.12

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

81

 

Разделительный ь знак

1

29.12

Закрепление изученного материала

презентация

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

82

Техника безопасности .Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком

1

11.01

Изучение нового материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

83

Упражнения в правописании слов с ь знаком

1

12.01

Изучение нового материала

ЗОЖ

Коррекция и развитие связной устной речи,

84

Дифференциация изученных орфограмм

1

13.01

Закрепление изученного материала

Активизация  познавательной деятельности.

85

Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков

1

14.01

Комбинированный

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

86

Дифференциация изученных орфограмм

1

15.01

Комбинированный

Расширение словарного запаса.

87

Р.р Составление рассказа по сюжетным картинкам

 «Зима», «Семья»

1

18.01

Урок развития связной речи

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

88

Контрольный диктант по теме «Разделительный ь»

1

19.01

Урок проверки и оценки  и знаний

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

89

Работа над ошибками

1

20.01

Закрепление изученного материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Слово

41 ч

90

Слова, обозначающие предметы

1

21.01

Закрепление изученного материала

ЦОР

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

91

 Упражнения в различении слов по вопросам кто? Что?

1

22.01

Комбинированный

презентация

Духовно-нравственное воспитание

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

92

Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны.

1

25.01

Изучение нового материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

93

 Употребление названий предметов в различных формах

1

26.01

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

94

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам

1

27.01

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

95

Упражнения в изменении слов по вопросам

1

28.01

Закрепление изученного материала

ЗОЖ

Расширение словарного запаса.

96

Большая буква в именах собственных

1

29.01

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи,

97

 Дифференциация слов типа  

«белка-белка»

1

01.02

Закрепление изученного материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

98

Большая буква в названиях населённых пунктов

1

02.02

Комбинированный

Расширение словарного запаса.

99

Слова  на изученные орфограммы

1

03.02

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

100

Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы»

1

04.02

Урок проверки и оценки  и знаний

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

101

Работа над ошибками

1

05.02

Закрепление изученного материала

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

102

Слова, которые обозначают действия предметов

1

08.02

Закрепление изученного материала

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

103

 Слова, отвечающие на вопросы что делал? что будет делать? что делает?

1

09.02

Закрепление изученного материала

презентация

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

104

Нахождение предметов по их действиям

1

10.02

Закрепление изученного материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

105

Подбор слов-действий по вопросу

1

11.02

Закрепление изученного материала

Расширение словарного запаса.

106

 Согласование слов-предметов и слов-действий

1

12.02

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

107

Дополнение предложений.  Дифференциация изученных орфограмм

1

15.02

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

108

Слова, обозначающие действия

1

16.02

Урок развития связной речи

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

109

Выделение в предложениях названий предметов и действий

1

17.02

Комбинированный

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

110

 Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов»

1

18.02

Урок проверки и оценки  и знаний

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

111

Работа над ошибками

1

19.02

Комбинированный

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

112

Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов

1

22.02

Комбинированный

презентация

Расширение словарного запаса.

113

Определение предметов по цвету, вкусу и форме

1

24.02

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

114

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны

1

25.02

Комбинированный

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

115

Подбор названий признаков предметов по смыслу

1

26.02

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

116

Сравнение предметов по признакам

1

29.02

Проверочная работа

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

117

Подбор названия признаков предметов по смыслу.

1

01.03

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

118

Составление предложений по картинке и схеме

1

02.03

Изучение нового материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

119

Р.р.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

03.03

Урок развития связной речи

Духовно-нравственное воспитание

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

120

Дополнение предложений словами-признаками

1

04.03

Изучение нового материала

Расширение словарного запаса.

121

 Слова,  обозначающие  признаки предметов

1

07.03

Изучение нового материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

122

Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов

1

09.03

Закрепление изученного материала

ЗОЖ

Расширение словарного запаса.

123

Предлоги. Предлог как отдельное слово

1

10.03

Контрольное списывание

презентация

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

124

Раздельное написание предлогов со словами

1

11.03

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

125

Выделение предлогов в тексте

1

14.03

Изучение нового материала

Разврительного восприятия и узнавания.

126

Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов

1

15.03

Закрепление изученного материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

127

Подбор предлогов к словам

1

16.03

Комбинированный

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

128

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

17.03

Закрепление изученного материала

Расширение словарного запаса.

129

Контрольный диктант за третью четверть

1

18.03

Урок проверки и оценки  и знаний

Расширение словарного запаса.

130

Работа над ошибками

1

21.03

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

Предложение

26ч

131

Предложение. Повторение

1

22.03

Закрепление изученного материала

Презентация

ЦОР

Патриотическое воспитание

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

132

Дополнение предложений

1

23.03

Закрепление изученного материала

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

133

Работа с деформированным предложением

1

24.03

Комбинированный

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

134

Согласование слов в предложении

1

25.03

Комбинированный

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

135

Определение порядка слов в предложении

1

04.04

Комбинированный

Патриотическое воспитание

Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений    

136

Предложение как часть текста. Деление текста на предложения

1

05.04

Изучение нового материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

137

Составление письменных ответов на вопросы текста

1

06.04

Изучение нового материала

Духовно-нравственное воспитание

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

138

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа

1

07.04

Изучение нового материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

139

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

1

08.04

Закрепление изученного материала

презентация

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

140

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа

1

11.04

Изучение нового

материала.

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

141

Слова, отвечающие на вопрос кого? чего?

1

12.04

Закрепление изученного материала

презентация

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

142

Составление предложения с употреблением формы дательного падежа

1

13.04

Комбинированный

презентация

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

143

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

1

14.04

Урок развития связной речи

презентация

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

144

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу

1

15.04

Закрепление изученного материала

ЗОЖ

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

145

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа

1

18.04

Комбинированный

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

146

Слова, отвечающие на вопрос кем? чем?

1

19.04

Закрепление изученного материала

презентация

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

147

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей

1

20.04

Закрепление изученного материала

Духовно-нравственное воспитание

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

148

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа

1

21.04

Комбинированный

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

149

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

1

22.04

Комбинированный

Расширение словарного запаса.

150

Составление предложений по картинам, схемам и вопросам

1

25.04

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

151

Составление письменных ответов на вопросы к тексту

1

26.04

Закрепление изученного материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

152

Работа с деформированными предложениями

1

27.04

Закрепление изученного материала

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

153

Р.р Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

28.04

Урок развития связной речи

ЗОЖ

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений

154

Составление письменных ответов на вопросы

1

29.04

Закрепление изученного материала

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

155

Контрольный диктант по теме

 «Предложение»

1

03.05

Урок проверки и оценки  и знаний

Расширение словарного запаса.

156

Работа над ошибками

1

04.05

Изучение нового материала

Коррекция и развитие связной устной речи,.

Повторение

19ч

157

Повторение. Предложение

1

05.05

Комбинированный

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

158

Предложение. Составление ответов на вопросы

1

06.05

Закрепление изученного материала

Патриотическое воспитание

Расширение словарного запаса.

159

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях

1

10.05

Комбинированный

презентация

Духовно-нравственное воспитание

Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения.

160

Расположение слов в алфавитном порядке

1

11.05

Изучение нового материала

презентация

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

161

Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что?

1

12.05

Изучение нового материала

Духовно-нравственное воспитание

Расширение словарного запаса.

162

Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов, и слов-действий

1

13.05

Комбинированный

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

163

Подготовка к годовому  контрольному диктанту

1

16.05

Комбинированный

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

164

Годовой контрольный диктант

1

17.05

Урок проверки и оценки  и знаний

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

165

Работа над ошибками

1

18.05

Закрепление изученного материала

Коррекция и развитие связной устной речи,

166

Изменение слов по образцу слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков

1

19.05

Закрепление изученного материала

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

167

Составление и запись письменных ответов на вопросы

1

20.05

Закрепление изученного материала

Духовно-нравственное воспитание

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

168

Р.р Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

23.05

Урок развития связной речи

Расширение словарного запаса.

169

Р.р Составление рассказа по серии сюжетных картинок и вопросов к ним

1

24.05

Комбинированный

Расширение словарного запаса.

170

Правописание слов с непроверяемыми орфограммами

1

25.05

Комбинированный

Расширение словарного запаса.


 3.Содержание тем  учебного предмета по  письму и развитию речи в 3 «к»  классе

               Повторение-12 часов

3.Содержание тем  учебного предмета по  письму и развитию речи в 3 «к»  классе

               

Повторение-12 ч

Употребление простого предложения

Правило написания предложения

Упражнение в правописании предложений

Составление и дополнение предложений

Составление и запись предложений со словами из словаря

Составление предложений по схемам

Выделение предложений из речи и текста

 Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок

Р.р Составление и запись предложений по сюжетным картинкам

Работа с деформированным текстом

Контрольное списывание

Работа над ошибками

Звуки и буквы -77ч

Звуки и буквы. Различие звуков и букв

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком

Сравнение пар слов

Р.р Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка»

Контрольное списывание

Р.р.Составление предложений по серии сюжетных картинок « Пёс Бобик»

Алфавит

Порядок букв в русской азбуке

Расположение слов в алфавитном порядке

Гласные и согласные звуки и буквы

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

Работа с деформированным текстом

Контрольный  диктант по теме «Гласные и согласные звуки и

буквы»

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Гласные буквы И,Е,Ё,Ю,Я, Э Место в слове

Гласные Ю,Я, Место в слове

Гласная Э. место в слове

Ударение . Роль ударения в слове.  

Ударные и безударные слоги

Упражнения в выделении ударных гласных в словах

Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах

Выделение ударных и безударных гласных.

Слог как часть слова

Составление слов по заданному слогу

Словообразующая роль гласных

Р.р.Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок

Перенос слов при письме

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса

Р.р Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам

Контрольный диктант за первую четверть

Работа над ошибками

 Слог. Перенос слов при письме.

Повторение по теме «Ударение и перенос слов при письме»

Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные

Обозначение твёрдости – мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я,

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Р.р.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс»

Мягкий знак на конце  слова

Правописание слов с мягким знаком на конце

Мягкий знак на конце и в середине слова

Объяснение написания мягкого знака в словах

Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь

Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными

 Контрольное списывание

 Работа над ошибками

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши

Правописание ча-ща

Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща

Правописание чу-щу

Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу

 Контрольный диктант по теме. «Гласные после шипящих»

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Парные звонкие - глухие согласные

Различие парных согласных

Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных

 Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Подбор проверочных слов

Изменение слова для проверки

Контрольный диктант за вторую четверть

 Работа над ошибками

Составление предложений из разрозненных слов

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова

Упражнения в подборе проверочных слов

 

Дифференциация изученных орфограмм

 

Разделительный ь знак

Техника безопасности .Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком

Упражнения в правописании слов с ь знаком

Дифференциация изученных орфограмм

Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков

Дифференциация изученных орфограмм

Р.р Составление рассказа по сюжетным картинкам

 «Зима», «Семья»

Контрольный диктант по теме «Разделительный ь»

Работа над ошибками

Слово -41 ч

Слова, обозначающие предметы

 Упражнения в различении слов по вопросам кто? Что?

Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны.

 Употребление названий предметов в различных формах

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам

Упражнения в изменении слов по вопросам

Большая буква в именах собственных

 Дифференциация слов типа  

«белка-белка»

Большая буква в названиях населённых пунктов

Слова  на изученные орфограммы

Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы»

Работа над ошибками

Слова, которые обозначают действия предметов

 Слова, отвечающие на вопросы что делал? что будет делать? что делает?

Нахождение предметов по их действиям

Подбор слов-действий по вопросу

 Согласование слов-предметов и слов-действий

Дополнение предложений.  Дифференциация изученных орфограмм

Слова, обозначающие действия

Выделение в предложениях названий предметов и действий

 Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов»

Работа над ошибками

Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов

Определение предметов по цвету, вкусу и форме

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны

Подбор названий признаков предметов по смыслу

Сравнение предметов по признакам

Подбор названия признаков предметов по смыслу.

Составление предложений по картинке и схеме

Р.р.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Дополнение предложений словами-признаками

 Слова,  обозначающие  признаки предметов

Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов

Предлоги. Предлог как отдельное слово

Раздельное написание предлогов со словами

Выделение предлогов в тексте

Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов

Подбор предлогов к словам

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

Контрольный диктант за третью четверть

Работа над ошибками

Предложение -26 ч

Предложение. Повторение

Дополнение предложений

Работа с деформированным предложением

Согласование слов в предложении

Определение порядка слов в предложении

Предложение как часть текста. Деление текста на предложения

Составление письменных ответов на вопросы текста

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа

Слова, отвечающие на вопрос кого? чего?

Составление предложения с употреблением формы дательного падежа

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа

Слова, отвечающие на вопрос кем? чем?

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

Составление предложений по картинам, схемам и вопросам

Составление письменных ответов на вопросы к тексту

Работа с деформированными предложениями

Р.р Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Составление письменных ответов на вопросы

Контрольный диктант по теме

 «Предложение»

Работа над ошибками

Повторение -19 ч

Повторение. Предложение

Предложение. Составление ответов на вопросы

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях

Расположение слов в алфавитном порядке

Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что?

Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов, и слов-действий

Подготовка к годовому  контрольному диктанту

Годовой контрольный диктант

Работа над ошибками

Изменение слов по образцу слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков

Составление и запись письменных ответов на вопросы

Р.р Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Р.р Составление рассказа по серии сюжетных картинок и вопросов к ним

Правописание слов с непроверяемыми орфограммами

4.Требования к уровню подготовки, обучающихся по данному предмету

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

Обучающиеся должны знать:

  • Алфавит.

5.Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  подготовительный, 1-4классы под ред. В.В. Воронковой. -  М:  «Просвещение», 2013 .  

2.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Русский язык» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 20112.

3.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Москва «Просвещение» 1998 .

4..Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва -  2005 .

.5.Зикеев А.Г. «Работа над лексикой в начальных классах специальных  (коррекционных) школ.-М. «Асадема» 2006 .

6.Зубарева  Л.В.Коррекция письма на уроках 1-2 классы Волгоград. Учитель

7.Матасова Н.В. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка. Волгоград – 2005 .

8.Тарасова В.Н.Уроки русского языка 1-4 классы М. «Илекса»2011 .

6. Список литературы

1.Толковый словарь для школьников под ред. М.П. Стерлигова

Издательство Дом «Литера», Санкт-Петербург 2000.

2.Орфографический словарик. Учебное пособие для учащихся начальной школы  Москва «Просвещение»1991..

 Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001

3.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.

4.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, Кобзарева Л.Г 2006.

5.Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980

6. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003

7.Электронное обеспечение

1.http://www.gramota.ru/slovari/      Словари русского языка на портале

«Грамота.ру»

2.http://nachalka.info/Сборник уроков начальной школы с1 по 4 класс по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте.

3.http://shkola7elabuga.ucos.ru3.Электронное учебно-методическое пособие для работы с детьми1-2 классов специальной (коррекционной) школы  «Учимся читать» (Гарнаева Е.И.Егорова Е.А.) «Педагогические инновации-2010» .

4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk (Социальная сеть работников образования – начальная школа)

5.http://www.uchportal.ru (Учительский портал)

6.http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)


                                                                               Лист корректировки учебного материала

№п/п

Тема урока

Дата проведения

 по плану

Причина

изменения

Фактическая дата проведения

Согласовано с зам. директора по УВР



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (Вариант 8.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (Вариант 8.1)...