Неопределенная форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
1. Мотивация
Учитель– какие части речи знаете?
учитель− однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.
(Заранее подготовленные ученики)
- что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- что вы больше всего не любите?
- не люблю предлоги и всем известную частицу.
учитель- как называется часть речи?
глагол |
пример
учитель- почему решили что это глагол?
А- обозначает действия - пример
Б- перед глаголами не бывает предлогов - пример
В – не с глаголами пишется отдельно - пример
2. Актуализация
учитель- что еще знаете о глаголе?
учитель- Уши на ширине плеч
На плечах голова
Начинается зарядка для ума
1. подберите к словам антонимы (что это такое).
Потеряет - … найдет
Откроет - … закроет
Даст - … возьмет
2. подберите синонимы (что это).
Охранял - … защищал
Фантазировал - … мечтал
Шумел - …кричал
3. замените словосочетание одним словом
Дает советы - … советует
Ведет наблюдение - … наблюдает
Очищает пол от сора - … подметает
4.замените фразеологизмы одним словом (пример: клевать носом – засыпать)
Держать язык за зубами - … молчать
Зарубить на носу - … запомнить
Наговорить с три короба - … наврать
Учитель - Кто отгадал все слова – на полях плюсик рисуем.
3. Постановка проблемы.
учитель- Поработаем с этими слова и составим таблицу.
Глагол | Вопрос | Форма времени глагола | Число |
Мечтал | Что делал? | Прошедшее | Единственное |
Подметает | Что делает? | Настоящее | Единственное |
Закроет | Что сделает? | Будущее | Единственное |
Молчать | Что делать? | ? | ? |
Запомнить | Что сделать? | ? | ? |
учитель- значит не у всех глаголов можно определить время и число.
учитель- известно ли кому-нибудь название формы глаголов, которые отвечают на вопрос Что делать? И Что сделать? И не имеют формы времени и числа?
учитель- определим тему урока
Тема: неопределенная форма глагола (слайд 1)
учитель- определим цели урока
- Цели: (слайд 2)
- узнать особенности глаголов неопределенной формы
- уметь находить глаголы неопределенной формы
учитель- дома вы работали со словарем Ожегова. Что обозначает это слово?
Неопределенный – точно не установленный.
- эта форма ещё называется начальная, инфинитив, от нее можно образовывать формы времени.
Кто выполнил – на полях плюсик рисуем.
учитель- поработайте в парах. Обведи номера столбиков, к которых записаны глаголы в неопределенной форме.
На слайде табличка (слайд 3)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Идет | Нести | Забежал | Беречь | Стемнеть |
Зовут | Идти | Придумал | Стеречь | Убегать |
Бежит | Ползти | Прошел | Лечь | Хранить |
Проверка по слайду 4
Кто выполнил – на полях плюсик рисуем.
учитель- чем похожи слова второго столбика? (заканчивается на -ти)
- четвертого столбика? (-чь)
- пятого столбика (-ть)
учитель- в глаголах неопределенной формы эта часть слова является суффиксом. Ученые-языковеды спорят: суффикс это или окончание.
учитель- дома вы прочитаете текст упражнения 235 на стр. 65 о глаголах неопределенной формы (Д/з)
- подведем итог: составим алгоритм как отличить глагол неопределенной формы
(Слайд 5)
-задать вопрос (что делать? Что сделать?)
-выделить суффикс (-ти, -ть, -чь)
Физминутка.
-читаю вслух. Глаголы начальной формы – подпрыгнули, другие формы – наклон вперед.
Я учу глаголы. В.Воскобойников.
Я пришел из школы.
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так.
Новый метод этот:
«кричать» - кричу,
«вертеть» - верчу,
«двигать» - двигаю,
«прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал, я и двигал!
Я и топал,
Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей,
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед…(он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
- прошу прощенья!
Это что, землетрясение?
Или может быть слоны
Надо мной поселены?
- уважаемый сосед.
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы.
Я учу глаголы.
Кто ни разу не ошибся – на полях плюсик рисуем.
Работа по учебнику. Упр. 236 стр 67, выпиши глаголы неопределенной формы, выдели суффикс.
Дополнительное задание: кто быстро выполнил задание, вставьте карандашиком пропущенные буквы в словах.
Взаимопроверка (у соседа по парте).
Кто выполнил верно – на полях плюсик рисуем.
Учитель – кто успел вставить пропущенные буквы – проверка (оценить).
- подводим итог урока. Какие были цели. (слайд 6 с целями)
Цели: (слайд 6)
- узнать особенности глаголов неопределенной формы
- учить находить глаголы неопределенной формы
рефлексия
- работа в группах (в конвертах)
- из карточек выберите те, которые подходят для нашей темы.
Слова на карточках: настоящее, прошедшее, будущее, начальная, инфинитив, неопределенная, -ть, -ти, -чь, -л, -сь, -ся.
- самопроверка по слайду
Домашнее задание творческое: найти и записать пословицы и поговорки с глаголами неопределенной формы
У кого 6 плюсов – зеленый цвет,
4-5 – желтый
Меньше 3 – красный
Упр 124 стр 64, д/м (кроссворд)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola.pptx | 57.91 КБ |
neopredelennaya_forma_glagola.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неопределенная форма глагола
Особенности глаголов н.ф . Уметь находить глаголы н.ф .
1 2 3 4 5 Идет Нести Забежал Беречь Стемнеть Зовут Идти Придумал Стеречь Убегать Бежит Ползти Прошел Лечь Хранить
1 2 3 4 5 Идет Нести Забежал Беречь Стемнеть Зовут Идти Придумал Стеречь Убегать Бежит Ползти Прошел Лечь Хранить
Задать вопрос Выделить суффикс: - ти , - ть , - чь
Особенности глаголов н.ф . Уметь находить глаголы н.ф .
Самопроверка: н ачальная и нфинитив н еопределенная - ти , - ть , - чь
Предварительный просмотр:
Неопределенная форма глагола.
1. Мотивация
Учитель– какие части речи знаете?
учитель− однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.
(Заранее подготовленные ученики)
- что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- что вы больше всего не любите?
- не люблю предлоги и всем известную частицу.
учитель- как называется часть речи?
пример
учитель- почему решили что это глагол?
А- обозначает действия - пример
Б- перед глаголами не бывает предлогов - пример
В – не с глаголами пишется отдельно - пример
2. Актуализация
учитель- что еще знаете о глаголе?
учитель- Уши на ширине плеч
На плечах голова
Начинается зарядка для ума
1. подберите к словам антонимы (что это такое).
Потеряет - … найдет
Откроет - … закроет
Даст - … возьмет
2. подберите синонимы (что это).
Охранял - … защищал
Фантазировал - … мечтал
Шумел - …кричал
3. замените словосочетание одним словом
Дает советы - … советует
Ведет наблюдение - … наблюдает
Очищает пол от сора - … подметает
4.замените фразеологизмы одним словом (пример: клевать носом – засыпать)
Держать язык за зубами - … молчать
Зарубить на носу - … запомнить
Наговорить с три короба - … наврать
Учитель - Кто отгадал все слова – на полях плюсик рисуем.
3. Постановка проблемы.
учитель- Поработаем с этими слова и составим таблицу.
Глагол | Вопрос | Форма времени глагола | Число |
Мечтал | Что делал? | Прошедшее | Единственное |
Подметает | Что делает? | Настоящее | Единственное |
Закроет | Что сделает? | Будущее | Единственное |
Молчать | Что делать? | ? | ? |
Запомнить | Что сделать? | ? | ? |
учитель- значит не у всех глаголов можно определить время и число.
учитель- известно ли кому-нибудь название формы глаголов, которые отвечают на вопрос Что делать? И Что сделать? И не имеют формы времени и числа?
учитель- определим тему урока
Тема: неопределенная форма глагола (слайд 1)
учитель- определим цели урока
- Цели: (слайд 2)
- узнать особенности глаголов неопределенной формы
- уметь находить глаголы неопределенной формы
учитель- дома вы работали со словарем Ожегова. Что обозначает это слово?
Неопределенный – точно не установленный.
- эта форма ещё называется начальная, инфинитив, от нее можно образовывать формы времени.
Кто выполнил – на полях плюсик рисуем.
учитель- поработайте в парах. Обведи номера столбиков, к которых записаны глаголы в неопределенной форме.
На слайде табличка (слайд 3)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Идет | Нести | Забежал | Беречь | Стемнеть |
Зовут | Идти | Придумал | Стеречь | Убегать |
Бежит | Ползти | Прошел | Лечь | Хранить |
Проверка по слайду 4
Кто выполнил – на полях плюсик рисуем.
учитель- чем похожи слова второго столбика? (заканчивается на -ти)
- четвертого столбика? (-чь)
- пятого столбика (-ть)
учитель- в глаголах неопределенной формы эта часть слова является суффиксом. Ученые-языковеды спорят: суффикс это или окончание.
учитель- дома вы прочитаете текст упражнения 235 на стр. 65 о глаголах неопределенной формы (Д/з)
- подведем итог: составим алгоритм как отличить глагол неопределенной формы
(Слайд 5)
-задать вопрос (что делать? Что сделать?)
-выделить суффикс (-ти, -ть, -чь)
Физминутка.
-читаю вслух. Глаголы начальной формы – подпрыгнули, другие формы – наклон вперед.
Я учу глаголы. В.Воскобойников.
Я пришел из школы.
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так.
Новый метод этот:
«кричать» - кричу,
«вертеть» - верчу,
«двигать» - двигаю,
«прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал, я и двигал!
Я и топал,
Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей,
Вдруг звонок не зазвенел.
Открываю: наш сосед…(он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
- прошу прощенья!
Это что, землетрясение?
Или может быть слоны
Надо мной поселены?
- уважаемый сосед.
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы.
Я учу глаголы.
Кто ни разу не ошибся – на полях плюсик рисуем.
Работа по учебнику. Упр. 236 стр 67, выпиши глаголы неопределенной формы, выдели суффикс.
Дополнительное задание: кто быстро выполнил задание, вставьте карандашиком пропущенные буквы в словах.
Взаимопроверка (у соседа по парте).
Кто выполнил верно – на полях плюсик рисуем.
Учитель – кто успел вставить пропущенные буквы – проверка (оценить).
- подводим итог урока. Какие были цели. (слайд 6 с целями)
Цели: (слайд 6)
- узнать особенности глаголов неопределенной формы
- учить находить глаголы неопределенной формы
рефлексия
- работа в группах (в конвертах)
- из карточек выберите те, которые подходят для нашей темы.
Слова на карточках: настоящее, прошедшее, будущее, начальная, инфинитив, неопределенная, -ть, -ти, -чь, -л, -сь, -ся.
- самопроверка по слайду
Домашнее задание творческое: найти и записать пословицы и поговорки с глаголами неопределенной формы
У кого 6 плюсов – зеленый цвет,
4-5 – желтый
Меньше 3 – красный
Упр 124 стр 64, д/м (кроссворд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...