Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Гатауллина Гульзада Ридвартовна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, УМК "Перспектива", 4 часа в неделю, 136 часов в год. Содержит планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, Содержание учебного предмета, учебно-тематический план

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

1.  Планируемые предметные результаты.

В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные знания и умения, предусмотренные программой

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать  текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения,

К концу обучения во втором классе обучающиеся должны знать:

—        названия и порядок букв русского алфавита;

—        признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки;  пары согласных звуков по звонкости-глухости;

—        правила переноса слов;

—        признаки предложения и текста;

—        правила речевого этикета.

К концу обучения во втором классе обучающиеся должны уметь:

—        использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

—        вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

—        различать устные и письменные формы общения;

—        каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40-50 слов без пропусков и искажений;

—        проверять написанное, сравнивая с образцом;

—        проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение,

находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

—        обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

—        писать заглавную букву в именах собственных;

—        писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30-40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

—        правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; слова с е проверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

—        различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

—        находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

—        проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

—        выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданнуютему;

—        находить в предложении главные члены;

—        определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

—        определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

—        письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2-3 предложения на заданную тему;

—        писать изложение текста в 40-55 слов с использованием вопросов.

Предметные результаты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающийся научится:

ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

различать устные и письменные формы общения;

составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

 называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

 писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

 поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику,

уважение к чужому мнению;

 понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

 составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

 составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

 иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

 понимать преимущества звуко-буквенного письма;

 осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

 понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

 систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

 находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

 передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость —с помощью букв а, о, э, у, ы);

 разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;

 делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

 находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

 понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

 понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных, непроверяемых ударением;

 верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк,  чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

 переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

 употреблять прописную букву;

 правильно писать слова с удвоенными согласными;

 правильно писать слова с непроиз  носимыми согласными;

 уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

 употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

 различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

 понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

 пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями, понимать их назначение;

 иметь представление о единообразном написании слова.

Лексика

Обучающийся научится:

 формировать ценностное отношение к слову;

 расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

 иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

 составлять двусторонние модели слов;

 формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

 понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

 научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

 научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

 углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

 углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

 расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

 понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

 называть части слова;

 выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

 разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

 выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

 различать предлоги и приставки;

 находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

 правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

 объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

 формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

 понимать принцип единообразного написания морфем;

 составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

 определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

 понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

 научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

 получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

 находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

  определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

 осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

 определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

 верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного  числа).

ГЛАГОЛ

Обучающийся научится:

 находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

 определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

 ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

 на практическом уровне изменять глаголы по временам.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

 находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;

 определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;

 классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

 редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

 образовывать имена прилагательные от других частей речи.

СИНТАКСИС

Предложение

Обучающийся научится:

 выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

 определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

 определять отношения между словами в предложении на  основе вопроса от слова к слову;

 составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

 озаглавливать текст;

 определять тему и главную мысль текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

 практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

 составлять план текста на основе памяток, образцов;

 составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

2. Содержание учебного предмета

Мир общения

Собеседники

Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык - самое удобное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы.

Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.

Слово, предложение и текст в речевом общении

Различия функции слова и предложения.

Типы предложений по цели высказывания и по интонации.

Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Главный помощник в общении - родной язык

Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.

Звуки и буквы. Слог. Ударение

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.

Роль гласных и согласных звуков в речи.

Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания.

Понятие орфограммы.

Звук «и» и буква «и»

Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.

Звук «э» и буква «э»

Слова с буквой э в начале и в середине слова.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм слов сданными буквосочетаниями.

Слог. Перенос слов

Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов.

Ударение. Ударный слог

Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическимсловарем.

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки  безударного гласного в слове.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Развитие навыков работы с орфографическим словарём.

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных  звуков. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов.

Слова с удвоенными согласными

Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Непроизносимые согласные

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака.

Слово и его значение

Что рассказало слово

Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (происхождение его значения).

Имена собственные и нарицательные

Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные).

Слова с несколькими значениями

Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

Омонимы, их роль в речи.

Слова, близкие по значению (синонимы)

Синонимы, их роль в речи.

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Роль антонимов в речи.

Устойчивые сочетания слов

Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.

Тематические группы слов

Распределение слов по тематическим группам.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Состав слова

Как собрать и разобрать слово

Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдение за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах.

Правописание безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.

Приставка

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову.

Правописание разделительного твёрдого знака.

Суффикс

Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т.п.).

Окончание

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.

Части речи

Что такое части речи

Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.

Имя существительное

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов - грамм).

Глагол

Глагол как часть речи, Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное        #

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Роль прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи.

Предлог

Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.

Предложение. Текст

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены

предложения - подлежащее и сказуемое.

Текст, определение текста, типы текстов. Записка как вид текста, её особенности, письмо как вид текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности.

Повторение изученного за год

Название разделов

Всего часов

Контрольные диктанты

Контрольное списывание

1

Мир общения  

14ч

1

2

Звуки и буквы. Слог. Ударение

58ч

1

3

3

Слово и его значение

28ч

1

1

4

Части речи, состав слова

28ч

1

5

Предложение. Текст

Всего

136

3

5

3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Формы урока:

 1. Структура урока усвоения новых знаний: (Освоения новых знаний ОНЗ)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

5. Структура урока контроля знаний и умений

 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 7. Структура комбинированного урока.

Основные виды учебной деятельности:  беседа, тестирование, коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Приме

чание

Календ.

Факт.

Раздел "Мир общения" (14 часов).

1

1

Мир общения. Собеседники.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ

4.09

2

1

Письменная речь.

Для чего нужна письменная речь? Правильно записывать имена собственные. Грамотно оформлять предложения на письме.

5.09; 6.9

3

1

Условия письменного сообщения.

Оформление  на письме предложения. Правильность написания парного согласного, безударного гласного в корне слова.

6.09; 7.9

4

1

Слово, предложение и текст в речевом общении  

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

5

1

Слова с непроверяемым написанием.

Понятие «слова с непроверяемым написанием».

7.09; 8.9

6

1

Слово и предложение.

 Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка .Как оформить предложение на письме? Оформление предложений на письме. Разграничивать слово и предложение.

8.09

7

1

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Какие бывают предложения? Различение предложений по цели высказывания и по интонации.

9.09

8

1

Восклицательные и невосклицателные предложения.

Что такое знаки препинания? Различение предложений по типу высказывания, осознание  постановки знаков препинания в конце предложении.

14.09

9

1

Основные свойства текста. Входная контрольная работа

  Зачем нужен заголовок? Понимать, что должен отражать заголовок текста, научиться  озаглавливать текст.

15.09

10

1

Последовательность предложений в тексте. Творческий диктант.

Для чего нужен текст? Показать смысловую связь  предложений в тексте.  Деление  текста на предложения.

16.09

11

1

Три вида текста.

Какие бывают тексты? Дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора.

19.09

12

1

Главный помощник в общении – родной язык.

Для чего нужно владеть речью? Создание  наглядно-образного  представления о структуре языка. Показать необходимость владения языком для успешного общения.

21.09

13

1

Богатства языка.

Функции языка – возможность выражать мысли, получать информацию, вызывать у людей добрые чувства.

22.09

14

1

Текст.  Контрольное списывание №1 «Грибы».

Правильно писать безударные гласные в корне слова, парные согласные,  знать, какой должна быть речь.

23.09

Раздел "Звуки и буквы. Слог. Ударение." (58 часов).

15

1

Гласные и согласные звуки.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

26.09

16

1

Алфавит. Роль алфавита.

Для чего нужен алфавит? Закрепление знаний об алфавите. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

28.09

17

1

Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.

Осознание разницы в работе органов речи при образовании гласных и согласных звуков.

29.09

18

1

Соотношения «звук-буква» в словах.

Сформирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и написании.

30.09

19

1

Правописание безударных гласных, парных согласных.

Как писать безударную гласную? Развитие орфографической зоркости учащихся при определении «ошибкоопасных» мест: написание букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных звуков ( в конце слова).

3.10

20

1

Звук [й’] и буква Й.

Различие гласного звука [и] и согласного звука [ й’].

5.10

21

1

Перенос слов с буквой Й в середине слова.

Что такое перенос слова? Перенос  слов с буквой й.

6.10

22

1

Перенос слов. Закрепление.

Записывание  слов с буквой й, выполнение  деления для переноса.

7.10

23

1

Звук [э] и буква Э

Произношение и записывание слова с буквой э.

10.10

24

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Различие парных согласных звуков. Систематизация знаний детей о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

12.10

25

1

Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

Как на письме обозначать твердые и мягкие согласные? Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я.

13.10

26

1

Волшебный мягкий знак.

Для чего нужен мягкий знак? Навык  употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме

14.10

27

1

Перенос слов с мягким знаком. Предупредительный диктант.

Правила переноса слов с мягким знаком.

17.10

28

1

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё,Ю, Я, И.

Навык употребления гласных букв для обозначения твердости и мягкости предшествующих согласных.

19.10

29

1

Обозначение мягких согласных звуков на письме.

Навык употребления гласных букв для обозначения твердости и мягкости предшествующих согласных.

20.10

30

1

Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И.

Сопоставление двух  способов обозначения  мягкости согласных звуков на письме. Две функции букв Е, Ё, Ю , Я, И.

21.10

31

1

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

Навык обозначения мягкости согласных звуков на письме. Умение различать две функции букв Е, Ё, Я, И, Ю.

24.10

32.

1

Обозначение мягких согласных звуков на письме.

Навык орфоэпически верного произношения слов.

26.10

33

1

Повторение изученных орфограмм.

Навык классифицировать слова по заданному признаку.

Контрольное списывание №2

27.10

34

1

Работа над ошибками. Правописание жи-ши.

Что такое шипящие согласные? Вспомнить понятие «шипящие согласные звуки».

28.10

35

1

Правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

Навык правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ. Развитие речи учащихся при изменении слов – названий предметов по числам

7.11

36

1

Правописание буквосочетаний  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Навык правописания буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

9.11

37

1

Правописание буквосочетаний. Учимся писать изложение.

Развитие речи детей при подготовке к изложению текста и написании изложения.

10.11

38

1

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

Формирование умений орфографически верно записывать эти буквосочетания

11.11

39

1

Повторение изученных орфограмм:  буквосочетания с шипящими согласными звуками.

Навык написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

14.11

40

1

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЧН,ЧК, ЩН.

Навык написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН.

16.11

41

1

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН.

Навык написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН.

17.11

42

1

Слог. Перенос слов. Картинный диктант.

Для чего нужно делить слова на слоги? Правила деления слов на слоги.

18.11

43

1

Закрепление. Слог.

Навык деления слов на части для переноса. Развитие внимания детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, при нахождении еще не изученных  правил.

21.11

44

1

Ударение.

Что такое ударение? Показ смыслоразличительной функции ударения. Показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми.

23.11

45

1

Ударный слог. Контрольное списывание №3.

Навык нахождения ударного слога в словах. Показать особенность буквы Ё.

24.11

46

1

Работа над ошибками. Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е.

Умение находить в словах буквы безударных гласных звуков. Умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова.

25.11

47

1

Родственные слова.

Родственные слова – что это? Смысловая  связь родственных слов, развитие  речи учащихся при составлении текста на заданную тему.

1.12

48

1

Смысловая связь в родственных словах.

Обращение внимания  на смысловую связь родственных слов.

2.12

49

1

Правописание безударных гласных.

Развитие  умения  подбирать проверочные слова.

5.12

50

1

Безударные гласные, непроверяемые ударением.

Показ отличия алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением.

7.12

51

1

Написание непроверяемых безударных гласных.

Формирование  потребности в обращении к орфографическому словарю при написании слов с непроверяемым написанием.

8.12

52

1

Правописание слов с двумя безударными гласными. Зрительный диктант.

Формирование  умений проверять слова с двумя безударными гласными.

9.12

53

1

Слова с двумя безударными гласными.

Активизация  навыков работы с орфографическим словарем. Развитие  мышления при прогнозировании содержания текста по его заглавию.

12.12

54

1

Самостоятельная работа. Безударные гласные звуки.

Проверка  уровня   усвоения темы «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»

14.12

55

1

Звонкие и глухие согласные звуки.  Обозначение их на письме.

Как отличить звонкие и глухие согласные? Различие между звонкими и глухими согласными звуками. Пояснение, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова – это орфограмма.

15.12

56

1

Парные согласные.

Продолжение  формирования представлений о единообразном написании слов. Показ важности орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи.

16.12

57

1

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

Показ  разных способов  подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой.

19.12

58

1

Непарные по звонкости-глухости согласные.

Выяснение , почему непарные по звонкости-глухости согласные проверять не надо.

21.12

59

1

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

Нахождение  и проверка  парных по звонкости-глухости согласных в середине слова.

22.12

60

1

Контрольный диктант. Мороз не страшен. №1

23.12

61.

1

Работа над ошибками. Способы проверки парных согласных в середине слова.

 Активизация  словарного  запас  при подборе проверочных слов.

9.01

62

1

Слова с удвоенными согласными.

Сформулирование представлений о словах с удвоенными согласными.

9.01

63

1

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

Закрепление умения правильно писать слова с удвоенными согласными. Развитие  речи  при составлении рассказа по рисунку.

11.01

64

1

Правописание слов с удвоенными согласными. Проверочная работа.

Определять слова, в которых есть удвоенная согласная.

 

12.01

65

1

Непроизносимые согласные.

Использование  словарных слов с непроизносимыми согласными.

13.01

66

1

Причины появления непроизносимых согласных в словах.

Причины появления непроизносимых согласных в словах. Умение распознавать изученную орфограмму.

16.01

67

1

Разделительный мягкий   знак.

Систематизация знаний учащихся об употреблении разделительного мягкого знака. Развитие  фонематического слуха детей при восприятии слов с разделительным мягким знаком и без него.

18.01

68

1

Две функции  мягкого знака в словах.

Две функции мягкого знака в словах. Умение использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных звуков.

19.01

69

1

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме.

Умение различать две функции ь: показатель мягкости согласного звука и разделительный.

20.01

70

1

Написание объявления.

Для чего нужны письма? Развитие речи учащихся при написании поздравительного письма. Показать, из каких частей должно состоять письмо.

23.01

 71

1

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Контрольное списывание №4

Проверка и систематизация основных знаний по изученному материалу.

25.01

72

1

Работа над ошибками. Звуки и буквы.

Корректировка орфографических навыков. Систематизация изученных орфограмм

26.01

Раздел "Слово и его значение" (28 часов).

73

1

Различие в функциях: называть ряд однородных предметов или единичный предмет.

Ценностное отношение детей к слову. Расширение словарного запаса учащихся словами разных тематических групп.

27.01

74

1

Правописание имён собственных.

Представление детей об основном назначении (функции) имен собственных.

30.01

75

1

Слова с несколькими значениями. Работа со словарями.

Определение многозначных слов и обосновывание  своего мнения. Прививать навыки работы с толковым словарем.

1.02

76

1

Многозначные слова. Работа со словарями. Письмо по памяти.

Определение конкретного значения многозначного слова в речевом употреблении.

2.02

77

1

Роль слов с переносным значением.

Понимание роли слов с переносным значением в речи.

3.02

78

1

Омонимы.

Углубление знаний о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению. Роль омонимов в речи.

6.02

79

1

Синонимы, их роль в речи.

Углубление знаний о словах, близких по значению. Различие слов-синонимов

8.02

80

1

Роль синонимов в речи.

Выработка навыка коммуникативно оправданного использования синонимов в речи. Знакомство с синонимами – словами речевого этикета.

9.02

81

1

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Расширение знаний об антонимах, обогащение речи  антонимами разных частей речи

10.02

82

1

Происхождение, употребление в речи фразеологических оборотов.

Выразительные возможности фразеологических оборотов. Обогащение речи детей фразеологизмами.

13.02

83

1

Тематические группы слов

Объединение слов в группы. Определение признака  для объединения слов в тематическую группу и  обосновывание  своего  мнения.

15.02

84

1

Обобщение. «Слово и его значение»

Активизация  словарного запаса и обогащение его словами разных тематических групп.

16.02

85

1

Слово как объединение морфем.

Общее представление о морфемном составе слова и о единообразном написании морфем

17.02

86

1

Морфемный состав слова

Выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

20.02

87

1

Семантическая значимость корня слова

Умение выделять корень в родственных словах. Научить разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

22.02

88

1

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Развитие  навыка правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного нахождения корня, верного подбора однокоренных слов.

24.02

89

1

Сопоставление однокоренных слов по написанию.

Формирование умения подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова.

27.02

90

1

Безударные гласные в корне слова» Контрольное списывание №5

Определение уровня усвоения детьми орфограммы «Безударные гласные в корне слова»

1.03

91

1

Безударные гласные в корне слова. Работа над ошибками.

Выполнение работы над ошибками допущенные в проверочной работе.

1.03

92

1

Правописание слов с изученными орфограммами.

Повторение правил  проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные звуки в конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

2.03

93

1

Приставка, её роль в слове.

Представления о приставке как значимой части слова. Работа над «Копилкой приставок».

3.03

94

1

Правописание разделительного твёрдого знака.

Правила употребления разделительного твердого знака.

6.03

95

1

Правописание разделительных Ъ и Ь. Объяснительный диктант.

Случаи употребления разделительных твердого и мягкого знаков. Научить школьников конструировать слова из данных морфем.

9.03

96

1

Значение некоторых суффиксов. Роль суффиксов в речи.

Представление о суффиксе как значимой части слова. Показ роли суффикса в передаче оттенков значения слова и образования новых слов.

10.03

97

1

Окончание, его основная функция, отличие от других частей слова.

Представление об окончании как изменяемой части слова, показ роли окончания при связи слов в предложении. Выработка правильного употребления окончаний в устной и письменной речи.

13.03

98

1

Состав слова (обобщение знаний).

Обобщение знаний о частях слова. Закрепление умений  проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем.

15.03

99

1

Контрольный диктант №2  по разделу «Состав слова»

Определение уровня  усвоения темы, уровня  сформированности   умений выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова в выражении его значения.

16.03

100

1

Состав слова. Работа над ошибками.

Анализ ошибок, допущенные в контрольной работе, определение орфограмм. Повторение правил разбора слова по составу. Подбор однокоренных слов  к данным.

17.03

Раздел "Части речи" (28 часов).

101

1

Части речи как группы слов, объединённых общим значением.

Представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи. Образное представление о языке как о четко организованной структуре.

29.03

102

1

Создание представления о грамматическом значении частей речи.

Показ роли слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Развитие  речи учащихся при составлении предложений по опорным словам разных частей речи.

30.03

103

1

Имя существительное как часть речи.

Введение понятия «имя существительное». Показ различия между одушевленными и неодушевленными существительными.

31.03

104

1

Существительные на вопросы кто?, что?

Расширение  представлений о категории одушевленности-неодушевленности имен существительных.

3.04

105

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

Закрепление навыка  употребления заглавной буквы в именах собственных.

3.04

106

1

Собственные имена существительные. Проверочная работа.

Проверка умений различать мотивированные и немотивированные имена существительные. Развитие   речи при образовании разных вариантов личных имен.

5.04

107

1

Основные семантические группы собственных имён существительных.

Формирование навыков  речевого этикета при использовании личных имен.

6.04

108

1

Изменение имён существительных по числам.

Знакомство   с категорией числа имени существительного.

7.04

109

1

Варианты окончаний имён существительных во множественном числе.

Работа над верным употреблением имен существительных, имеющих вариативные формы окончаний.

10.04

110

1

Имя существительное. Проверочная работа.

Систематизация  знаний об имени существительном. Определение уровня усвоения темы.

12.04

111

1

Глагол как часть речи.

Представление о глаголе как части речи.

13.04

112

1

Группы глаголов.

Представление о тематических группах глаголов.

14.04

113

1

Изменение глаголов по числам.

Наблюдение за изменением глаголов по числам. Развитие грамматической  верной  речи  при трансформации предложений, связанной с изменением формы числа глагола.

17.04

114

1

Роль глаголов в речи.

Формирование  представлений  о коммуникативной важности грамотного сочетания слов в предложении.  Развитие  умения руководствоваться нормами речевого этикета: вежливого обращения к взрослому.

19.04

115

1

Наблюдение за изменением глаголов по временам без введения термина.

Наблюдение за изменением глаголов по временам. Формирование  умений свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов.

20.04

116

1

Роль глагола  в речи .Объяснительный диктант.

Показ организующей  роли глагола в образовании предложений. Обобщение  имеющихся знаний о глаголе. Закрепление умения находить глаголы в речи.

21.04

117

1

Изменение  глаголов по числам и по временам. Обобщающий урок.

Систематизация  знаний о глаголе.

24.04

118

1

Имя прилагательное как часть речи.

Представления об имени прилагательном как части речи.

26.04

119

1

Роль имён прилагательных в речи.

Роль имён  прилагательных в предложении

27.04

120

1

Изменение имён прилагательных по числам.

Определение особенности согласования имен существительных и прилагательных по числам. Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам.

28.04

121

1

Распределение имён прилагательных по тематическим группам.

Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи. Обогащение речи именами прилагательными разных тематических групп, прилагательными с синонимическими и антонимическими значениями.

3.05

122

1

Употребление имён прилагательных в речи.

Наблюдение за ролью имен прилагательных в речи.

3.05

123

1

Словесные средства создания художественного образа.

Развитие образного  мышления и речи детей. Показ возможностей использования слов разных частей речи в тексте. Наблюдение за словесными средствами создания художественного образа. Развитие  речи при составлении загадок, рассказа по рисунку.

4.05

124

1

Предлог, его роль в речи.

Показ необходимости использования предлогов для связи в предложении и словосочетании.

5.05

125

1

Правописание предлогов.

Показ необходимости  использования предлогов для связи в предложении и словосочетании.

8.05

126

1

Различие написания приставок и предлогов.

Знакомство с правилом написания предлогов с другими словами. Развитие  умения использовать предлоги в речи при составлении словосочетаний, редактировании текста.

10.05

127

1

Итоговый контрольный диктант.

Систематизация  знаний учащихся об изученных частях речи

11.05

128

1

Работа над ошибками. Части речи.

Выяснение  причин, по которым допустили ошибки, определение необходимых действий для того, чтобы не повторить их.

12.05

Раздел "Предложение. Текст" (8 часов).

129

1

Предложение.

Наглядно-образное представление о предложении как о цепочке связанных между собой слов.

15.0

130

1

Главные члены предложения.

Понятие о главных членах предложения как  смысловой основе предложения. Выделение подлежащего  и сказуемого в двусоставных предложениях на основе вопросов.

15.05

131

1

Связь слов в предложении.

Определение связи между предложениями в тексте, задавая вопросы от одного предложения к другому.

17.05

132

1

Текст.

Активизация  известных сведений о тексте. Развитие  логического  мышления при восстановлении последовательности предложений в тексте.

18.05

133

1

Типы текста.

Активизация знаний о трех типах текстов: описание, повествование, рассуждение. Показ обусловленности выбора типа текста целью высказывания.

19.05

134

1

Закрепление пройденного. Предложение. Текст.

Проверка уровня  усвоения знаний по изученным в разделе темам.

22.05

135

1

Виды текстов. Записка, письмо, приглашение.

. Особенности построения записки,  письма, приглашения.

24.05

136

1

Итоговый урок. Повторение орфограмм.

Создание положительного отношения  к изученному на уроках материалу, показ его важности  в повседневной жизни

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...