Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка открытого урока-соревнования  по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Ульканская основная общеобразовательная школа № 1»

Предмет:   русский язык

Урок-соревнование,

посвященный Дню защитника Отечества

«Закрепление знаний об имени существительном»

3 класс

        

        Составила и провела

учитель 1 категории

Семёнова Г. А.

Улькан – 2016 г.

Тема урока: Закрепление полученных знаний об  имени существительном.

Тип урока:  Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:  Урок-соревнование.

Цель урока:

Образовательные:  

- закрепить знания о частях речи и членах предложения;

- формировать умение определять род и число имени существительного.

Воспитательные:

 - воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам Отечества, солдатам и воинам, отдавшим жизнь за Родину;                                          

- воспитывать и отрабатывать правила  межличностных отношений, умение работать в группе.

Развивающие:

 - развивать  орфографическую зоркость и речь обучающихся;

 - развивать в детях дух соперничества и соревнования с целью победы.

Метапредметные:

- связь с литературой, историей, риторикой;

Оборудование: «Русское поле», наглядно-дидактический материал, учебник, компьютерная презентация, интерактивная доска;

Обучающиеся – 3 команды – рода войск: летчики, десантники, артиллеристы. Каждый род войск имеет свою форму одежды и рассредоточен по рядам.

ХОД УРОКА.

1) Организационный момент:

- Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-соревнование.

- Я задаю вам первый вопрос:  какой праздник будет отмечать наша страна 23 Февраля?  (День защитника Отечества) (слайд 1)

- Сегодня на уроке русского языка вы будете не просто учениками, а теми, кто несет службу в рядах Российской Армии.

Итак, вы сегодня летчики, десантники, артиллеристы. (слайд 2, 3, 4)

Я ваш командир!

      И мы должны показать, что умеем, закрепить наши позиции-знания   об имени существительном.

И в результате учебных манёвров на русском полигоне определить лучшие рода войск.

- Запишите в тетради число, классная работа.

       2) Проверка домашнего задания

1задание – домашнее задание – приветствие, где вы должны показать свое ораторское мастерство.

- Здравствуйте, юные летчики!

- Здравие желаем, товарищ командир!

- Здравствуйте, юные десантники!

- Здравие желаем, товарищ командир!

- Здравствуйте, юные артиллеристы!

      - Здравие желаем, товарищ командир!

-Молодцы, каждый род войск получает звезду!

     

       3) Основная часть. Работа по теме урока.

2 задание на русском полигоне:

- Отгадать слово, определить его как часть речи и записать в нужный столбик, выделяя известные орфограммы.

1столбик – существительные,   2 столбик – прилагательные,   3 столбик – глаголы

- Они служат в Армии, охраняют страну и нас с вами.  (солдат)

- Запишите в нужный столбик 2 слова-синонима, которые обозначают главное качество наших солдат. (смелые, храбрые)

- Образовать однокоренное слово от корня – щит- , которое обозначает главное действие нашего солдата. (защищает)

- Вопрос летчикам: прочитать слово-существительное и рассказать все, что о нём знаете.

- Вопрос десантникам: прочитать, главные качества солдата. В  какой столбик записали? Докажите, что это синонимы.

- Вопрос артиллеристам: проанализируйте последнее слово, разберите по составу.

- Молодцы! Все получаете по звезде!

3 задание:

- Используя эти и другие слова, придумать предложение.

Запишем: Храбрые солдаты защищают Родину от врагов.

- Как  написали слово Родина?

- Какие еще орфограммы увидели?

- Подчеркните главные члены предложения и задайте вопросы к второстепенным.

(отвечают по очереди и получают звезды).

- В годы Великой Отечественной войны советские солдаты освободили страну от врага. Немногие остались живы, и мы говорим им:

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть победившие,

Доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет! (приложение №1)

- Ребята, какие чувства испытывали вы, когда слушали эти стихи?

- (гордости, жалости, чувство ответственности).

- Я предлагаю провести минутку чистописания, записав эти прекрасные стихи  в тетрадь.

( у каждого на парте лежит напечатанное стихотворение)

- Лётчики, назовите любое имя существительное из этого стихотворения.

- Десантники, определите род этого существительного.

- Артиллеристы, определите падеж этого существительного.

- Приготовьте сигнальные карточки и покажите орфограммы в слове народ.

- Молодцы! Вы все достойны звезды.

4 задание:

- Я попрошу выйти ко мне по одному представителю от каждого рода войск для проведения следующих манёвров.

Пришла важная шифровка.

Ваша задача ее разгадать,

на доске записать и,

конечно, прочитать.  (получают конверты со словами, из которых составляют пословицу; в первой карточке задание: определить род и падеж существительного смелость, во второй –  за дело, в третьей – в бою;) (Приложение №2)

(Смелость  города берет.  За правое дело стой смело.  Тяжело в учении – легко в бою.)

- К какому жанру относятся написанные предложения?  (Пословицы)

- Звёзды находят своих героев.

Задание 5.

- На экране проектируется кроссворд, составленный из названий боевой техники. Каждой команде нужно принять участие в его разгадывании.  Побеждает та команда, которая даст правильные ответы на вопросы, ответы записываете в тетради.

(задаются поочерёдно  вопросы каждой команде, после правильного ответа на интерактивной доске проектируется картинка с изображением боевой техники)

(слайд 5)

  1. Артиллерийское орудие, названное женским именем. (Катюша) (слайд 6)
  2. Граната. (Лимонка) (слайд 7)
  3. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что же это?   (Самолёт) (слайд 2)

  1. Боевая гусеничная бронированная машина. (Танк) (слайд 9)
  2. На горе-горушке

Стоят старушки.

Если они охнут, (слайд 10)

Люди вмиг оглохнут. (Пушки)  (слайд 11)

  1. Боевое средство для устройства взрыва (Мина) (слайд 12)

  - К какой части речи относятся записанные слова?

  - Назвать существительные мужского рода.

  - Назвать существительные женского рода.

 - Заслуженные звёзды получают рода войск.

Задание 6.

- Я буду называть имена и фамилии людей, а вы попытайтесь мне сказать, кто эти люди.

Георгий Жуков, Михаил Кутузов, Александр Невский, Александр Суворов, Петр Первый (великие русские полководцы, маршалы, генералы, военачальники). В старших классах на уроках истории и литературы вы узнаете о каждом из них, об их героизме и подвигах.

- К каким существительным относятся и как пишутся имена и фамилии?

Я на доске, а вы в тетрадях запишем это предложение о маршале Жукове, который в годы войны очень много сделал для нашей победы:

ГЕОРГИЙ ЖУКОВ – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ. (  на экране проектируется портрет Жукова). (слайд 12)

(Если позволяет время, можно поработать с предложением, найти подлежащее и сказуемое.)

        4) Объяснение домашнего задания

Задание 7.

Открыли учебники на стр.167, упр. 444

Предложения заблудились. Даю 1 минуту, чтобы навести порядок и прочитать рассказ. (Команды по очереди читают предложения и получают звезды)

 Дома вы озаглавите этот рассказ, спишите его, выполните задания.

- А в конце урока я хочу поздравить мальчиков – будущих защитников нашей Родины.

Я мальчишек поздравляю,

И здоровья им желаю,

Чтоб росли большими,

Отличниками были.

- Попрошу всех встать и ответить на вопросы:

- Дорогой верною идти – всегда готовы?

- Всегда готовы!

- Любимой Родине служить – всегда готовы?

- Всегда готовы!

- Достойной сменой старшим быть – всегда готовы?

- Всегда готовы!

- И дружбу братскую хранить – всегда готовы?

- Всегда готовы!

        5)   Рефлексия. Итог урока. Оценки.

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

 - Нарисуйте на «Лесенке достижений» солнышко: ясное, в облачке или в тучке.        

- А мы подводим итог наших учений на русском полигоне.

Молодцы! Ни один род войск не подвел. А иначе и не должно быть в Российской Армии.

А ваши звёзды перевоплощаются в пятёрки! Спасибо за урок, всем вольно!

Учебно-методическое обеспечение урока

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

б) учебные  (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык 3 класс» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014  год.

2. В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь № 1»  по русскому  языку.  М., «Просвещение», 2014год.

3. Поурочные разработки по русскому языку  Я. Ш. Гараевой.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012 год.

2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М.,»Просвещение», 2011 год.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

4. Дидактические материалы: (литература, история, развивающая познавательный интерес учащихся)

1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2014 год.

Журнал «Начальная школа» № 2 2004 год

Энциклопедия Российского государства

Интернет-ресурсы: http://globuss24.ru/doc/stsenariy-uroka

                                    http://rus.l september.ru

Приложение №1

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть победившие,

Доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть победившие,

Доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть победившие,

Доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Приложение №2

        Смелость \ города \ берет.  За  правое \дело \ стой \ смело.  

Тяжело \ в учении  \ легко \

в бою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном" (Русский язык 3 класс)

Урок обобщения и закрепления знаний об имени существительном. Урок разработан в технологии деятельностного метода.К урока прилагается презентация, которая содержит разработанные задания для учащихся, ...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.

Тип урока: изучение нового материалаЦель:- познакомить учеников с падежами русского языка; Задачи:- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;- разв...

Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....

Открытый урок по русскому языку " Определение падежей имен существительных" 3 класс.

Задачи: 1. формировать умение различать падежи;2. способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;3. организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельност...