Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnoe_i_prilagatelnoe.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном.
Цель:
- Обобщить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном, выявить сходство и различие данных частей речи, развивать умение правильно употреблять их в речи.
- Развивать внимание; умение сравнивать, обобщать, систематизировать; устную и письменную речь.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: 1)нарисованная карта волшебной страны (должны быть изображения замка, окруженного водой, леса, болота, реки)
2)таблица
Имя существительное | Имя прилагательное |
Ход урока.
1.Сообщение темы и цели урока.
-О каких частях речи мы с вами говорили на прошлых уроках?
-Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня?
-Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок-путешествие по стране существительных и прилагательных. Цель нашего путешествия – дворец, в котором живут Его Величество Существительное и Его Величество Прилагательное. Во дворец можно попасть, только имея пропуск. Пропуском послужит вот эта таблица (таблица на доске). Вы видите, что сейчас эта таблица не заполнена, но это поправимо. Путешествуя по стране, мы будем вспоминать все, что мы знаем об имени существительном и имени прилагательном и заполнять таблицу. Наша задача – выявить их сходства и различия.
-Дорога нелегкая, но я верю, что вы преодолеете все препятствия, которые встретятся у вас на пути.
2.Работа по обобщению знаний
.-В волшебную страну пускают не всех, а только тех, кто знает, что такое имя существительное и имя прилагательное.
-Что такое имя существительное? Для чего существительные нужны в речи?
-Что такое имя прилагательное? Для чего прилагательные нужны в речи? (открываются строчки в таблице)
Имя существительное | Имя прилагательное |
1.Часть речи Кто? Что? Предмет | 1.Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета |
-Итак, мы с вами попали в страну.
- Изменение имен существительных и прилагательных по числам.
- Первое препятствие, которое возникает у нас на пути – река. Чтобы через нее переправиться, надо вспомнить, какого числа могут быть имена существительные и прилагательные. Итак, имена существительные и прилагательные изменяются по числам.
Имя существительное | Имя прилагательное |
1.Часть речи Кто? Что? Предмет. 2.Изменяется по числам. | 1.Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета. 2.Изменяются по числам. |
Из стихотворения, которое я сейчас прочитаю, вам нужно выписать только словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.
У моей России
Очи голубые,
Очи голубые,
Русая коса.
На лесных озерах,
На степных просторах
Поднялась Россия –
Дивная краса.
- Определите число существительных и прилагательных. Обоснуйте ответ.
- Повторение о роде существительных и прилагательных.
Препятствие лес.
-В лесу заблудились существительные и прилагательные. Чтобы помочь отыскать им друг друга, давайте вспомним, имеют ли категорию рода имена существительные. Что можем сказать о прилагательном?
(Открываются строчки в таблице)
Имя существительное | Имя прилагательное |
1.Часть речи Кто? Что? Предмет. 2.Изменяется по числам. 3.Имеют род. | 1.Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета. 2.Изменяются по числам. 3.Изменяются по родам (в ед. ч.). |
- К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
Книги, утро, мед, вещи, солнце, лента, дом.
-Определите род имен прилагательных. Обоснуйте ответ. В каких случаях вы не определили род прилагательных? Почему?
3.Физкультминутка, гимнастика для глаз.
4.Работа по обобщению знаний
- Изменение имен существительных и прилагательных по падежам.
-Сколько падежей в русском языке? Изменяются ли имена существительные по падежам? А имена прилагательные? (Открываются строчки в таблице)
Имя существительное | Имя прилагательное |
1.Часть речи Кто? Что? Предмет 2.Изменяется по числам. 3.Имеют род. 4.Изменяются по падежам. | 1.Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета 2.Изменяются по числам. 3.Изменяются по родам (в ед. ч.) 4.Изменяютсяпо падежам. |
-Чтобы преодолеть следующее препятствие – болото и не утонуть в нем, надо правильно выписать из текста словосочетания прилагательное+существительное и определить падеж прилагательных.
Синее небо и свежее дыхание ветерка манили на прогулку. Как хорошо ранним утром в лесу! Из-за далекого леса выкатилось огромное солнце. Кругом слышны звонкие голоса птиц.
- Склонение имен существительных и прилагательных (Препятствие гора)
-Что такое склонение?
-Что вы можете сказать о склонении имен существительных? О склонении имен прилагательных
.
Имя существительное | Имя прилагательное |
1.Часть речи Кто? Что? Предмет. 2.Изменяется по числам. 3.Имеют род. 4.Изменяются по падежам. 5.Имеют 3 типа склонения | 1.Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета. 2.Изменяются по числам. 3.Изменяются по родам (в ед. ч.) 4.Изменяютсяпо падежам. 5.------------------- |
Игра «Четвертый лишний».
-Найдите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее.
Цветок, класс, волна, море
Метель вьюга, морковь, честь.
Остров, загадка, яблоко, век.
Юноша, звено, тополь, завод.
- Роль существительных и прилагательных в предложении.
-Вот и подошли мы с вами к замку. Но замок окружает глубокий ров, заполненный водой. Мост поднят. Чтобы мост опустился, нам надо вспомнить, какими членами предложения могут быть существительные и прилагательные
Самостоятельная работа. Запись предложения под диктовку с разбором по членам предложения и частям речи.
Весна – утро года. Под весенним солнцем пробуждается природа. На ветках березы показались душистые листочки.
-Итак, каким членом предложения могут быть существительные? Прилагательные?
(Открываются строчки в таблице)
Имя существительное | Имя прилагательное |
1.Часть речи Кто? Что? Предмет. 2.Изменяется по числам. 3.Имеют род. 4.Изменяются по падежам. 5.Имеют 3 типа склонения. 6.Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство. | 1.Часть речи Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета. 2.Изменяются по числам. 3.Изменяются по родам (в ед. ч.). 4.Изменяютсяпо падежам. 5.------------------- 6Определение. |
-Мост опустился, мы можем теперь подойти к замку. Пропуск в замок у нас есть. Вы молодцы, достойно преодолели все преграды на пути, добрались до цели нашего путешествия и попали в гости к Его Величеству Существительному и Его Величеству Прилагательному.
5.Итог урока.
-Итак, давайте еще раз посмотрим, чем же похожи эти две части речи? Чем отличаются?
-Что понравилось на уроке больше всего?
-Что вызвало затруднение?
Оценивание.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"
17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...
Урок в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном".
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и ре...
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»
Цели: обобщение знаний учащихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог); развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитани...
Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России
Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...