урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном" (Русский язык 3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Рыцарева Светлана Владимировна

Урок обобщения и закрепления знаний об имени существительном. Урок разработан в технологии деятельностного метода.

К урока прилагается презентация, которая содержит разработанные задания для учащихся, ответы к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc56 КБ
Файл imya_sushchestvitelnoe.rar127.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Обобщение знаний об имени существительном.

Цель: проверить знания учащихся об имени существительном; тренировать умение в определении падежа имён существительных; рассмотреть порядок разбора имени существительного;

развитие внимания, умение анализировать затруднения;

воспитание взаимопомощи при работе в парах.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Работа в парах.

Ответить на вопросы. 3минуты.

1.Имя существительное – это ___________________________ , которая обозначает _______________________ и отвечает на вопросы _________? и __________?

2.Существительные называющие людей и животных отвечают на вопрос _________? , а все остальные существительные отвечают на вопрос _________?

3.Имена существительные называющие имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, озёр пишутся с ___________________________________________ .

4.Имя существительное в единственном числе обозначает ___________ предмет, а во множественном числе обозначает _______________________ предметов.

5.У имени существительного при изменении по числам изменяется ____________________________________ .

6.Имена существительные бывают  _______________________________________ рода.

7.Чтобы определить род имени существительного, нужно _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

8.На конце имён существительных после шипящих __________________ рода  пишется мягкий знак. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает, что это имя существительное __________________ рода.

9.Склонение имён существительных – это изменение имён существительных по ______________________ .

10.Чтобы определить падеж имени существительного нужно _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Проверка работы в парах.

Выявление затруднений.

2.Тема , цель урока.

Какую часть речи будем повторять.

Цель из затруднений.

3.Проверочная работа

Выпиши имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

  1. Баянист, троллейбус, пограничник, доброта, метель, пантера, жираф, одуванчик.

  1. Проверь
  2. троллейбус, доброта, метель, одуванчик.

Выпиши имена существительные

  1. Зелень, зелёный, зеленеть, дружить, дружба, дружеский, обедать, обеденный, обед, радость, радоваться, радостный

  1. Проверь
  2. Зелень, дружба, обед, радость.

Выбери имена существительные в форме множественного числа

  1. Французы, победители, огороды, москвич, облако, валенки, город, котлеты

  1. Проверь
  2. Французы, победители, огороды, валенки, котлеты

Какие имена существительные не изменяются по числам, выпиши их

  1. Пальто, шуба, метро, плащ, поезд, ножницы

  1. Проверь
  2. Пальто, метро, ножницы

  1. Устно с одним из этих слов составь предложение.

Выпиши слова по родам

  1. Праздник, облако, картофель, мебель, небо, соловей, библиотека, сани, море, растение, январь, пшеница

  1. Проверь
  2. М.р.: Праздник, картофель, соловей,  январь
  3. Ж.р.: мебель, библиотека, пшеница
  4. Ср.р: облако, небо, море, растение 

Выпиши существительные с мягким знаком после шипящих на конце

  1. Овощ…, багаж…, доч…, молодёж…, помощ…, карандаш…, скрипач…, врач…, шалаш…

  1. Проверь
  2.  доч…, молодёж…, помощ…

Определи падежи имен существительных

  1. С ветки - на тропинку,
  2. С травки – на былинку
  3. Прыгает пружинка,
  4. Зелёненькая спинка.

  1. Проверь
  2. С ветки –Р.п., на тропинку –В.п., с травки – Р.п., на былинку – В.п., пружинка, спинка – И.п.

Физминутка

4.Порядок разбора имени существительного

  1. Выписать существительное с вопросом
  2. Указать:
  3. -начальную форму
  4. -собственное или нарицательное
  5. -одушевлённое или неодушевлённое
  6. -род
  7. -падеж
  8. -число

  1. Образец
  2. У моря (у чего?)
  3. Н.ф. – море, нарицательное, неодушевлённое, ср.р., Р.п., ед.ч.

Тренинг

Разберите под столом, к берегу

5.Итог урока

  1. Что повторяли?
  2. Чему учились?
  3. Что получилось?
  4. Что ещё надо повторить?

6.Домашнее задание

  1. Учебник стр.99 упр.116 -все
  2. Учебник стр.99 упр.115-Игорь

Дополнительный материал к уроку

1.Собери в лукошки (распределить по падежам)

ночевал под деревом, слушал в лесу, поселился в дупле, летят со свистом, приблизился к норе, растекается по полу, равнодушен к солнцу, пришёл за книгой.

2.Выбери имени существительные в родительном падеже

1)найти в снегу

2)готовиться к зиме

3)скрыться от ветра

4)переползает без труда

5)убедить подругу

3.Отгадай загадки и напиши, какого рода имена существительные  в каждой из них.

За водой идут-

Песни звонкие поют,

А назад идут-

Слёзы льют.



На бойком перекрестке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

тремя глазами сразу.

________________________

4.Определи род имён существительных

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы тёплые, как тело живое: чуть покачиваются, будто дышат.

5. 1.Списать

В России живёт  множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы - в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

2.Определить род и падеж иён существительных.

6.Записать слова в два столбика: в первый столбик слова с мягким знаком смягчающим согласный, во второй – слова с мягким знаком, указывающим на род имени существительного

Молодёжь, лень, ночь, печь, тень, день, тишь, камень, помощь, роскошь, студень, брошь.



Подписи к слайдам:

Имя существительное 3 класс 1.Имя существительное – это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?2.Существительные называющие людей и животных отвечают на вопрос кто? , а все остальные существительные отвечают на вопрос что?3.Имена существительные называющие имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, озёр пишутся с большой буквы .4.Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет, а во множественном числе обозначает несколько предметов.5.У имени существительного при изменении по числам изменяется окончание.6.Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.7.Чтобы определить род имени существительного, нужно подставить слова: он, мой-м.р.; она, моя-ж.р.; оно моё-ср.р .8.На конце имён существительных после шипящих женского рода пишется мягкий знак. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает, что это имя существительное женского рода.9.Склонение имён существительных – это изменение имён существительных по падежам .10.Чтобы определить падеж имени существительного нужно найти слово, с которым связано имя существительное и поставить от него вопрос . Выпиши имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Баянист, троллейбус, пограничник, доброта, метель, пантера, жираф, одуванчик.Проверьтроллейбус, доброта, метель, одуванчик. Выпиши имена существительные Зелень, зелёный, зеленеть, дружить, дружба, дружеский, обедать, обеденный, обед, радость, радоваться, радостныйПроверьЗелень, дружба, обед, радость. Выбери имена существительные в форме множественного числа. Французы, победители, огороды, москвич, облако, валенки, город, котлетыПроверьФранцузы, победители, огороды, валенки, котлеты Какие имена существительные не изменяются по числам, выпиши их Пальто, шуба, метро, плащ, поезд, ножницыПроверьПальто, метро, ножницыУстно с одним из этих слов составь предложение. Выпиши слова по родам Праздник, облако, картофель, мебель, небо, соловей, библиотека, сани, море, растение, январь, пшеницаПроверьМ.р.: Праздник, картофель, соловей, январьЖ.р.: мебель, библиотека, пшеницаСр.р: облако, небо, море, растение Выпиши существительные с мягким знаком после шипящих на конце Овощ…, багаж…, доч…, молодёж…, помощ…, карандаш…, скрипач…, врач…, шалаш…Проверь доч…, молодёж…, помощ… Определи падежи имен существительных С ветки - на тропинку,С травки – на былинкуПрыгает пружинка,Зелёненькая спинка.ПроверьС ветки –Р.п., на тропинку –В.п., с травки – Р.п., на былинку – В.п., пружинка, спинка – И.п. Дети утром рано встали,За грибами в лес пошли.(Ходьба на месте.)Приседали, приседали,Белый гриб в траве нашли.(Приседания.)На пеньке растут опята,Наклонитесь к ним, ребята,Наклоняйся, раз-два-три,И в лукошко набери!(Наклоны.)Вон на дереве орех.Кто подпрыгнет выше всех?(Прыжки.)Если хочешь дотянуться,Надо сильно потянуться.(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,Все тропинки исходили.(Ходьба на месте.)
Порядок разбора имени существительного Выписать существительное с вопросомУказать:-начальную форму-собственное или нарицательное-одушевлённое или неодушевлённое-род-падеж-числоОбразец У моря (у чего?)Н.ф. – море, нариц., неодуш., ср.р., Р.п., ед.ч.Разберите под столом, к берегу Итог урока Что повторяли?Чему учились?Что получилось?Что ещё надо повторить? Домашнее задание Учебник стр.99 упр.116Учебник стр.99 упр.115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

Падежи имени существительного русский язык 3 класс

Данная таблица позволяет систематизировать знания о падежах имён существительных ( вопросы, предлоги)....

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с  Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....

Урок по теме "Склонение имен существительных" Русский язык 3 кл.

УМК   «Школа   России».    Русский  язык.    Канакина В. П.    3 класс      Тема  у...

Склонение имен существительных. Русский язык, 3 класс

Склонение имен существительных. Русский язык, 3 класс...

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...