Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 3 основного общего образования

Калининского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Тема:

Понятие об имени существительном.

Выполнила

учитель начальных классов:

Даутова Э.Н.

Уфа-2013г.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе

                                             «Школа России»

учитель начальных классов : Даутова  Эльвира Насыровна

Автор: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий

Предмет (направленность): Русский язык.

Возраст детей: 3 класс.

Место проведения:  кабинет - класс.

Ход урока:

  Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе

                                             «Школа России»

                                                                   (слайд 1)

Тема: Понятие об имени существительном.

                                                 (слайд 2)

Цель:    1.Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные,

           дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова  объединяются  в

           части речи;  знакомить с обобщённым лексическим значением имён

           существительных.

        2. Способствовать  развитию фонематического слуха, орфографической зоркости,

            внимания, мышления, речи.(слайд 3)

             

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация урока, конспект урока, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», сигнальные светофоры.

                                                      Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.         Объяснение нового материала

- Прочитайте стихотворение: (слайд 4)

 Есть много интересных слов,

                     Их знаете давно.

                     Вот, например, собака, стол,

                     Часы, жираф, кино.

                     И долго можно говорить

                     Про разные предметы.

                     Возьмём слова утюг, пенал,

                     Котёнок и конфеты.

                     И будем с ними мы дружить,

                     Писать, читать, произносить.

- Выпишите из данного стихотворения слова, выделенные жирным шрифтом, с комментированием на изученные орфограммы и выделите эти орфограммы.

- Что объединяет все эти слова? (слайд 5)

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Слова, которые отвечают на вопрос что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

      - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (слайд 6)

Картинки (слайд 7)

Старичок - Имя Существительное (слайд 8)

III Физ. минутка. (слайд 9)

Имя существительное

             Очень убедительное.

             На вопросы кто? и что?

             Отвечать оно должно!

 Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимете руки вверх,

если на вопрос что? – руки вперёд,

если встретятся другие (части речи) слова – присесть.

Внимание: (слайд 10)

1.        

   люстра

  мальчик

  бегать

  гроза

  карась

  окно

 зелёный

2.        (слайд 11)  А сейчас внимательно

                    Мы правило прочтём,

                   И всё, что мы узнали,

                   Теперь мы назовём.

   Слова, которые обозначают предметы и  отвечают на вопросы кто? что?, называют именами существительными.

-        (слайд 12)   -  Какие предметы, кто может уточнить?

  ( людей, животных, неживые предметы, явления природы.)

- Предметы, отвечающие на вопрос кто?, - одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые

3. Зрительно – слуховой диктант (слайд 13)

                 - Запишите предложение, найдите существительные и выделите орфограммы.

        Бурундук лапки на животе сложил и шишку шелушит.

4     - Выпишите все имена существительные (слайд 14)

             Чудак – математик

              В Германии жил.

              Он хлеб с колбасою

              Случайно сложил.

              Затем результат

              Положил себе в рот.

              Вот так человек

              Изобрёл бутерброд.

5.  - Попробуйте это стихотворение прочитать без имён существительных. (слайд 15)

В жил.

 Он с

 Случайно сложил.

 Затем

 Положил себе в.

 Вот так

 Изобрёл

-  Вам понятно, о чём говорится в стихотворении?

  - Что необходимо сделать, чтобы всё стало понятно?

  - А что обозначают имена существительные?

  - А что ещё вы помните об имени существительном?

  - Что значит – изменяются по родам?

  - А какие ещё части речи вы знаете?

- Найдите в стихотворении слова , которые относятся к глаголам.

-Для чего служат предлоги?

  Все слова в русской речи являются какой – либо частью речи.

  Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.

6. Загадки. (слайд 16)

- Отгадки запишите в 2 столбика.

     

  В 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?

  Во 2 столбик – слова, отвечающие на вопрос что?

(слайд 17)

На ромашку у ворот опустился вертолёт –

Золотистые глаза. Кто же это?...        

                                              (стрекоза)

Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.

                                                   (гусеница)

Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.

Выросла под ивой. Звать её …

                                                     (крапивой)

(слайд 18)

Подрастала – хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла – зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла.

                          (лягушка)

Я румяную Матрёшку от подруг не оторву,

Подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву.

                                        (яблоко)

(слайд 19)

На ромашку у ворот опустился вертолёт –

Золотистые глаза. Кто же это?...        

                                              (стрекоза)

Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.

                                                   (гусеница)

Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.

Выросла под ивой. Звать её …

                                                     (крапивой)

      (слайд 20)

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.

                                      (одуванчик)

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой стоит под горой.

                                                   (Берёза)

Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках.

                                      (ящерица)

- Что объединяет существительные первого столбика?

(они обозначают одушевлённые предметы, лексическое значение данных слов – насекомые).

-Что объединяет в одну группу слова второго столбика?

(имена существительные, которые называют неодушевлённые предметы, относятся к теме «Растения».)

-Что объединяет эти две группы существительных?

(Насекомые не могут существовать без растительного

IV.        Закрепление

1.        Работа с учебником. (слайд 21)

- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева.

            Ревела буря.

            Дождь шумел.

            Во мраке молнии летали.

            Беспрерывно гром гремел,

            И ветры в дебрях  бушевали.

- Спишите, кто сможет по памяти.

2.        (слайд 22)

- Замените имена существительные словами

синонимами, найдите правильные ответы и соедините их линией

Темнота  -                     густой,  

                                      непроходимый

Заросли  -                     сумрак

Дремучий лес  -           кустарники, густая  

                                       растительность.

Проверка: (слайд 23)

Темнота  -                сумрак

Заросли  -                кустарники, густая  растительность.

Дремучий лес  -    густой,   непроходимый

3.Выборочное письмо. Упражнение 4. (слайд 24)

Запишите слова в 3 столбика:

Предметы  Явления природы  Действие

      снег                  ненастье                езда

  помидор               половодье             бег

   ягоды                                                 косьба

   осина                                                

V. Обобщение. (слайд 25)

         -Что мы называем именем существительным?

  -    Что могут обозначать имена существительные?

(предметы: одушевлённые и неодушевлённые.)

-  Как могут изменяться имена существительные?

VI. Итог урока. (слайд 26)

         Вот и подошёл к концу наш урок.

         Старичок – Имя Существительное доволен вашими ответами и работой  на уроке. Он надеется, что вы его никогда не забудете и ни с кем его не спутаете. Он часто будет вас навещать на уроках и в жизни.

VII.  Домашнее задание.

           Упр. 8 с. 54

VIII. Урок окончен. (слайд 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"

Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...

Методическая разработка урока с презентацией по литературному чтению. 2 класс. "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению с презентацией А.Введенский "Учёный Петя", "Лошадка"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Тайна имени"

Проект урока "Тайна имени" разработан для 3 класса. Он будет полезен учителям начальной школы, воспитателям ГПД....

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...