Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse_po_programme.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 3 основного общего образования
Калининского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Тема:
Понятие об имени существительном.
Выполнила
учитель начальных классов:
Даутова Э.Н.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе
«Школа России»
учитель начальных классов : Даутова Эльвира Насыровна
Автор: В. П .Канакина, В. Г. Горецкий
Предмет (направленность): Русский язык.
Возраст детей: 3 класс.
Место проведения: кабинет - класс.
Ход урока:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе
«Школа России»
(слайд 1)
Тема: Понятие об имени существительном.
(слайд 2)
Цель: 1.Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные,
дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова объединяются в
части речи; знакомить с обобщённым лексическим значением имён
существительных.
2. Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости,
внимания, мышления, речи.(слайд 3)
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация урока, конспект урока, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», сигнальные светофоры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала
- Прочитайте стихотворение: (слайд 4)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Выпишите из данного стихотворения слова, выделенные жирным шрифтом, с комментированием на изученные орфограммы и выделите эти орфограммы.
- Что объединяет все эти слова? (слайд 5)
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Слова, которые отвечают на вопрос что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (слайд 6)
Картинки (слайд 7)
Старичок - Имя Существительное (слайд 8)
III Физ. минутка. (слайд 9)
Имя существительное
Очень убедительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимете руки вверх,
если на вопрос что? – руки вперёд,
если встретятся другие (части речи) слова – присесть.
Внимание: (слайд 10)
1.
люстра
мальчик
бегать
гроза
карась
окно
зелёный
2. (слайд 11) А сейчас внимательно
Мы правило прочтём,
И всё, что мы узнали,
Теперь мы назовём.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?, называют именами существительными.
- (слайд 12) - Какие предметы, кто может уточнить?
( людей, животных, неживые предметы, явления природы.)
- Предметы, отвечающие на вопрос кто?, - одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые
3. Зрительно – слуховой диктант (слайд 13)
- Запишите предложение, найдите существительные и выделите орфограммы.
Бурундук лапки на животе сложил и шишку шелушит.
4 - Выпишите все имена существительные (слайд 14)
Чудак – математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрёл бутерброд.
5. - Попробуйте это стихотворение прочитать без имён существительных. (слайд 15)
В жил.
Он с
Случайно сложил.
Затем
Положил себе в.
Вот так
Изобрёл
- Вам понятно, о чём говорится в стихотворении?
- Что необходимо сделать, чтобы всё стало понятно?
- А что обозначают имена существительные?
- А что ещё вы помните об имени существительном?
- Что значит – изменяются по родам?
- А какие ещё части речи вы знаете?
- Найдите в стихотворении слова , которые относятся к глаголам.
-Для чего служат предлоги?
Все слова в русской речи являются какой – либо частью речи.
Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.
6. Загадки. (слайд 16)
- Отгадки запишите в 2 столбика.
В 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?
Во 2 столбик – слова, отвечающие на вопрос что?
(слайд 17)
На ромашку у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза. Кто же это?...
(стрекоза)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(гусеница)
Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.
Выросла под ивой. Звать её …
(крапивой)
(слайд 18)
Подрастала – хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла – зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
(лягушка)
Я румяную Матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву.
(яблоко)
(слайд 19)
На ромашку у ворот опустился вертолёт –
Золотистые глаза. Кто же это?...
(стрекоза)
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.
(гусеница)
Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.
Выросла под ивой. Звать её …
(крапивой)
(слайд 20)
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
(одуванчик)
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой.
(Берёза)
Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках.
(ящерица)
- Что объединяет существительные первого столбика?
(они обозначают одушевлённые предметы, лексическое значение данных слов – насекомые).
-Что объединяет в одну группу слова второго столбика?
(имена существительные, которые называют неодушевлённые предметы, относятся к теме «Растения».)
-Что объединяет эти две группы существительных?
(Насекомые не могут существовать без растительного
IV. Закрепление
1. Работа с учебником. (слайд 21)
- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева.
Ревела буря.
Дождь шумел.
Во мраке молнии летали.
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
- Спишите, кто сможет по памяти.
2. (слайд 22)
- Замените имена существительные словами
синонимами, найдите правильные ответы и соедините их линией
Темнота - густой,
непроходимый
Заросли - сумрак
Дремучий лес - кустарники, густая
растительность.
Проверка: (слайд 23)
Темнота - сумрак
Заросли - кустарники, густая растительность.
Дремучий лес - густой, непроходимый
3.Выборочное письмо. Упражнение 4. (слайд 24)
Запишите слова в 3 столбика:
Предметы Явления природы Действие
снег ненастье езда
помидор половодье бег
ягоды косьба
осина
V. Обобщение. (слайд 25)
-Что мы называем именем существительным?
- Что могут обозначать имена существительные?
(предметы: одушевлённые и неодушевлённые.)
- Как могут изменяться имена существительные?
VI. Итог урока. (слайд 26)
Вот и подошёл к концу наш урок.
Старичок – Имя Существительное доволен вашими ответами и работой на уроке. Он надеется, что вы его никогда не забудете и ни с кем его не спутаете. Он часто будет вас навещать на уроках и в жизни.
VII. Домашнее задание.
Упр. 8 с. 54
VIII. Урок окончен. (слайд 27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. с мягким согласным на конце основы"
Много лет работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, но каждый раз меня волнует вопрос, как пробудить интерес детей к занятиям русского языка, как научить грамотно писать. Предлагаю разработку урока...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Методическая разработка урока с презентацией по литературному чтению. 2 класс. "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению с презентацией А.Введенский "Учёный Петя", "Лошадка"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Тайна имени"
Проект урока "Тайна имени" разработан для 3 класса. Он будет полезен учителям начальной школы, воспитателям ГПД....
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"
Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"...
Конспект урока по русскому языку "Число имен прилагательных" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по русскому языку...