ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ «ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сорокина Светлана Владимировна

Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы алфавита, научились учиться, проводят элементарные исследования и открытия нового материала, учатся ставить цели, задачи, планировать, оценивать свою деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_sv.docx452.2 КБ
Файл bukva_zh_1.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

                                                          

Сорокина Светлана Владимировна

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №1 г. Советский»,  ХМАО-Югра

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ

«ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»

Аннотация

Велика роль учителя, который является организатором процесса познания и ставит задачу развития деятельности учащихся.  В своей работе в соответствии с ФГОС НОО применяю системно-деятельностный подход, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, технологию проблемного урока, создание проблемной ситуации и затруднение.

Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы алфавита, научились учиться, проводят элементарные исследования и открытия нового материала, учатся ставить цели, задачи, планировать, оценивать свою деятельность.

Класс: 1  Урок  №  51  

Тема урока:   «Твердый согласный звук [ж], буквы  Ж, ж»

Тип урока:    Урок усвоения новых знаний  

Дидактическая цель:  Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж,ж, для проведения исследования, предвосхищение в мышлении результата деятельности,  развития речи и мыслительных способностей обучающихся.

Цели по содержанию:

обучающие:

  • расширять и углублять знания обучающихся

  • продолжить исследование согласных звуков, давать характеристику звукам, познакомить со звуком [ж] и с буквами  Ж, ж

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой

  • формировать умение работать самостоятельно, в паре

развивающие:

  • развивать умения анализировать, обобщать,  строить аналогии,  на основе наблюдений делать выводы  

  • развивать внимание, фонематический слух, память, словесно – логическое и  наглядно – образное мышление

  •  развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания

  • развивать интерес детей к родному русскому языку, расширять активный словарь, кругозор.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга

  • развивать коммуникативные способности во время работы на уроке

способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты (предметные):

  • распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой  «Ж»

  • выполняют звуковой анализ слов

  •  учат скороговорку

  •  читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты, с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания    

Личностные результаты: Осознают ценность родного русского языка

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: учатся определять тему, цель деятельности на уроке, планировать свою работу, оценивать с помощью учителя

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – исследуют, анализируют и характеризуют звук [ж] и букву ж

Коммуникативные: Общаются, слушают одноклассников, вступают в беседу на уроке, учатся работать в группе

Методы:  По источникам знаний: словесный, практический, наглядный

По степени взаимодействия: учитель-ученик,  активный и интерактивный        

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Оборудование:        В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др.: Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011, лента звуков,  компьютер,  мультимедийный  проектор

Программа: SMART Notebook

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты

1.Организационный этап.

Организует работу детей. Создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся

Итак, друзья, внимание!

Вот прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные УУД:  

-формирование  эмоционального настроя на урок

Коммуникативные УУД:  

взаимодействие с учителем

Регулятивные УУД:

-Самоорганизация и организация своего рабочего места

2.Актуализация знаний

(Постановка  темы, цели и задач урока)

Незаметно включить аудиофайл «Звук жужжание жука»

- Ой, ребята, что же это? Вы что-нибудь слышите? Видите?

- А вы случайно не знаете, кто может такой звук издавать?

Речевая разминка

1)Как жужжит насекомое, жук?

Регулирует разминку рукой, чем выше рука, тем громче звук и наоборот. Жужжим тихо, громче, очень громко, тише, совсем тихо

2) Работа со скороговоркой

Жук жужжал: "Жу-жу, жу-жу!

Всех в лесу перебужу!"

На экране появляется жук «Жужа»

- Ребята, знакомьтесь, у нас гость-жук Жужа.  

- А как вы думаете, почему он сегодня к нам прилетел?

Подводит к формулированию темы и цели урока

- А как будет называться наш урок? Чем мы сегодня будем заниматься, как вы думаете?

-Молодцы! А помогать нам будет наш гость жук Жужа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, внимательно прислушиваются, смотрят по сторонам

- Слышим странный звук

- Никого не видим

-Так может жужжать жук, насекомые…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению, изображают звук жука (жужжат) ж-ж-ж-ж-ж

Следят внимательно за рукой учителя, меняют громкость и интенсивность звука.

Читают и запоминают скороговорку, тренируются над скоростью произношения.

Радуются, высказывают свои предположения

- Потому что в  его имени  и в самом слове жук есть звук [ж], а мы сегодня узнаем эту букву и звук.

- Буква Ж и звук [ж]

- Будем открывать и узнавать новую букву. Узнаем какой звук обозначается этой буквой.

Регулятивные УУД

Самоорганизация

Личностные УУД

Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, проявлять интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные УУД

формулировать собственное

мнение

Регулятивные

определять и формулировать тему,

цель деятельности на уроке с помощью учителя

3. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности. (Постановка проблемы, планирование работы, исследование)

-Для того, чтобы достичь цель нашего урока, давайте составим план путешествия!

План:

  1. Проводим исследование звука [ж]

  2. Учимся читать слоги, слова, предложения, тексты

  3. Учимся писать букву  - ж, Ж

  4. Закрепляем и запоминаем

- Молодцы! Всё готово! В путь, полетели

Минифизминутка «Жук»

- Молодцы! Здорово у вас получается, хорошо полетали.

- Давайте поищем, в каких ещё словах есть такой звук. На экране появляются картинки таких слов

- Прекрасно!

- А теперь, проведем исследование, как настоящие учёные! Поработайте в группах. Используйте в своей работе слова, в которых мы нашли наш звук [ж]. Повторите его, внимательно произнесите и послушайте. Не забываем про нашего гостя, пожужжите с ним ещё раз!  (Разделить на 3 группы по рядам)

- Не забываем правила работы в группе: Дружно, тихо, активно!

План работы:

1) Узнать какой звук – гласный или согласный

2)Исследовать звук – твёрдый или мягкий, звонкий или глухой

- Что получилось? Давайте посмотрим и послушаем каждую группу. Помним!

- Не утверждаем, а доказываем!

Все ответы учеников фиксируем на доске. На слайде раскрашиваем звук.

- Выполняем проверку, сверить с эталоном. Найти звук в ленте звуков (неизученные звуки закрыты, открываем только после исследования, так как обучающиеся уже очень хорошо знают, как эти звуки расположены в ленте)

- Ребята, где будем искать в домике звуков наш новый звук?

Делаем открытие звука, дети очень радуются в случае правильного ответа. Аплодируют себе и своим одноклассникам.

-Жук жужжит от удовольствия. Он очень рад! (незаметно включить звук и движение жука)

Физминутка музыкальная «У букашки пятна, пятнышки везде…»

Совместно с учителем составляют план (рисуночный)

1) https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/11/s_5ee24f724a754/1477687_5.jpeg2) https://elchik.com/media/cache/a7/b3/a7b374ddb4147b76b67ca0d447db181f.png

3) http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk_NsqMaMAvu1RYP2GKWDfgKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic 4) https://i.pinimg.com/originals/aa/45/5a/aa455a900a22e6b57e7554a512a8f1e5.png

Называют и приводят свои примеры.

Работают в группах, сначала каждый проговаривает слова, повторяет звук, слушают.

Потом обсуждают в группе, делают вывод, выбирают отвечающего.

Ответы групп, доказательство.

Другие группы оценивают работу, соглашаются или высказывают иное мнение.

Если согласны или нравится ответ выступающего, хлопают один раз.

Делают предположение.

-В домике согласных (сине-зелёном), на верхнем этаже и он будет раскрашен в синий цвет.

Познавательные УУД:

выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач

Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи

проводить анализ, делать вывод.

Коммуникативные УУД

формулировать собственное

мнение, работать в группе.

Регулятивные УУД

планировать свою деятельность, совместно с учителем

следовать плану

оценивать свою работу и работу группы, других ребят

Познавательные УУД

уметь ориентироваться в своей системе знаний

анализировать объекты, выделять главное.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

4.Первичное закрепление

- Молодцы!

Отмечаем  в плане, что сделано.

- У нас ещё много работы!

Посмотрите на план. Что дальше?

- Всё верно! Готовы?

Речевая разминка (повторить упражнения для артикуляции и речевого аппарата - Хомячок, воздушный шарик, лошадка, жук)

Работа  по чтению - сначала коллективная, затем индивидуальная. Слабо читающие читают слоги и короткие слова, хорошо читающие читают предложения.

- Молодцы! Снова обращаемся в план.

- Посмотрите на план,  всё выполнили?

- Верно! Этим мы займёмся на уроке русского языка! Согласны? А оценивать нашу работу, как красиво у вас получится сегодня,  будет кто?

-Учимся читать слова с нашим звуком. 

Делают речевую гимнастику.

Читаем совместно слоговую таблицу, слова, предложения.

Читают по цепочке.

- Нет. Ещё нужно научиться писать эту букву!

- Да!

- Наш гость -  Жук Жужа!

Познавательные УУД чтение звука, закрепление

Коммуникативные УУД

участвовать в групповой и индивидуальной работе

уметь слушать одноклассников

Регулятивные УУД

следовать плану

оценивать свою работу и работу одноклассников

Познавательные УУД

уметь ориентироваться в своей системе знаний

Личностные УУД установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

5.Итог урока. Рефлексия

-Давайте, все вспомним! Что мы узнали сегодня?

-Оцените свою работу. Улыбнитесь, если всё получилось и вам понравилось - широко, широко.

Если затруднялись, порадуйтесь, что справились обычной улыбкой.

Если совсем было трудно подарите всем маленькую улыбочку, и пожелайте себе успеха в будущем!

Я очень рада, что все улыбаются, мне очень приятно! И даже наш гость тоже улыбался!

Спасибо за урок!

- Мы открыли новый звук и букву! И узнали, что буква Ж обозначает согласный, всегда твёрдый, звонкий звук!

Дети оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли

Регулятивные УУД

уметь адекватно оценивать

свою деятельность и деятельность одноклассников.

контроль

самооценка

достижение цели

Познавательные УУД

закрепление


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Данная презентация содержит слайды - фото из программного обеспечения SMART Notebook , так как на уроке используется презентация в этом программном продукте

Слайд 2

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж» Сорокина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

Слайд 5

Исследование

Слайд 9

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:формирование знаний о звуках [х] [x]и букве Х; формирование навыка правильногокаллиграфического  письма, орфоэпического чтения, форми...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Знакомство со звуками [р], [’р] и буквой Р, р»

Цель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [р], [’р] и способах их графического обозначения с помощью буквы Рр.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с ...

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России)  «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...