ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ «ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы алфавита, научились учиться, проводят элементарные исследования и открытия нового материала, учатся ставить цели, задачи, планировать, оценивать свою деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_sv.docx | 452.2 КБ |
bukva_zh_1.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Светлана Владимировна
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №1 г. Советский», ХМАО-Югра
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ
«ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»
Аннотация
Велика роль учителя, который является организатором процесса познания и ставит задачу развития деятельности учащихся. В своей работе в соответствии с ФГОС НОО применяю системно-деятельностный подход, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, технологию проблемного урока, создание проблемной ситуации и затруднение.
Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы алфавита, научились учиться, проводят элементарные исследования и открытия нового материала, учатся ставить цели, задачи, планировать, оценивать свою деятельность.
Класс: 1 Урок № 51
Тема урока: «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Дидактическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж,ж, для проведения исследования, предвосхищение в мышлении результата деятельности, развития речи и мыслительных способностей обучающихся.
Цели по содержанию:
обучающие:
расширять и углублять знания обучающихся
продолжить исследование согласных звуков, давать характеристику звукам, познакомить со звуком [ж] и с буквами Ж, ж
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой
формировать умение работать самостоятельно, в паре
развивающие:
развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, на основе наблюдений делать выводы
развивать внимание, фонематический слух, память, словесно – логическое и наглядно – образное мышление
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания
развивать интерес детей к родному русскому языку, расширять активный словарь, кругозор.
воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга
развивать коммуникативные способности во время работы на уроке
способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения
Планируемые результаты (предметные):
распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой «Ж»
выполняют звуковой анализ слов
учат скороговорку
читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты, с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты: Осознают ценность родного русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся определять тему, цель деятельности на уроке, планировать свою работу, оценивать с помощью учителя
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – исследуют, анализируют и характеризуют звук [ж] и букву ж
Коммуникативные: Общаются, слушают одноклассников, вступают в беседу на уроке, учатся работать в группе
Методы: По источникам знаний: словесный, практический, наглядный
По степени взаимодействия: учитель-ученик, активный и интерактивный
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др.: Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011, лента звуков, компьютер, мультимедийный проектор
Программа: SMART Notebook
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
1.Организационный этап. | Организует работу детей. Создает положительный эмоциональный настрой.Приветствие учащихся Итак, друзья, внимание! Вот прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные УУД: -формирование эмоционального настроя на урок Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем Регулятивные УУД: -Самоорганизация и организация своего рабочего места |
2.Актуализация знаний(Постановка темы, цели и задач урока) | Незаметно включить аудиофайл «Звук жужжание жука»- Ой, ребята, что же это? Вы что-нибудь слышите? Видите?- А вы случайно не знаете, кто может такой звук издавать?Речевая разминка1)Как жужжит насекомое, жук?Регулирует разминку рукой, чем выше рука, тем громче звук и наоборот. Жужжим тихо, громче, очень громко, тише, совсем тихо2) Работа со скороговоркойЖук жужжал: "Жу-жу, жу-жу! Всех в лесу перебужу!" На экране появляется жук «Жужа»- Ребята, знакомьтесь, у нас гость-жук Жужа.- А как вы думаете, почему он сегодня к нам прилетел?Подводит к формулированию темы и цели урока- А как будет называться наш урок? Чем мы сегодня будем заниматься, как вы думаете?-Молодцы! А помогать нам будет наш гость жук Жужа. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, внимательно прислушиваются, смотрят по сторонам- Слышим странный звук- Никого не видим-Так может жужжать жук, насекомые…Готовят артикуляционный аппарат к чтению, изображают звук жука (жужжат) ж-ж-ж-ж-жСледят внимательно за рукой учителя, меняют громкость и интенсивность звука.Читают и запоминают скороговорку, тренируются над скоростью произношения.Радуются, высказывают свои предположения- Потому что в его имени и в самом слове жук есть звук [ж], а мы сегодня узнаем эту букву и звук.- Буква Ж и звук [ж]- Будем открывать и узнавать новую букву. Узнаем какой звук обозначается этой буквой. | Регулятивные УУД Самоорганизация Личностные УУД Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, проявлять интерес к новому учебному материалу Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение Регулятивные определять и формулировать тему, цель деятельности на уроке с помощью учителя |
3. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности. (Постановка проблемы, планирование работы, исследование) | -Для того, чтобы достичь цель нашего урока, давайте составим план путешествия!План:
- Молодцы! Всё готово! В путь, полетелиМинифизминутка «Жук»- Молодцы! Здорово у вас получается, хорошо полетали.- Давайте поищем, в каких ещё словах есть такой звук. На экране появляются картинки таких слов- Прекрасно!- А теперь, проведем исследование, как настоящие учёные! Поработайте в группах. Используйте в своей работе слова, в которых мы нашли наш звук [ж]. Повторите его, внимательно произнесите и послушайте. Не забываем про нашего гостя, пожужжите с ним ещё раз! (Разделить на 3 группы по рядам)- Не забываем правила работы в группе: Дружно, тихо, активно!План работы:1) Узнать какой звук – гласный или согласный2)Исследовать звук – твёрдый или мягкий, звонкий или глухой- Что получилось? Давайте посмотрим и послушаем каждую группу. Помним!- Не утверждаем, а доказываем!Все ответы учеников фиксируем на доске. На слайде раскрашиваем звук.- Выполняем проверку, сверить с эталоном. Найти звук в ленте звуков (неизученные звуки закрыты, открываем только после исследования, так как обучающиеся уже очень хорошо знают, как эти звуки расположены в ленте)- Ребята, где будем искать в домике звуков наш новый звук?Делаем открытие звука, дети очень радуются в случае правильного ответа. Аплодируют себе и своим одноклассникам.-Жук жужжит от удовольствия. Он очень рад! (незаметно включить звук и движение жука)Физминутка музыкальная «У букашки пятна, пятнышки везде…» | Совместно с учителем составляют план (рисуночный)1) 2)3) 4)Называют и приводят свои примеры.Работают в группах, сначала каждый проговаривает слова, повторяет звук, слушают.Потом обсуждают в группе, делают вывод, выбирают отвечающего.Ответы групп, доказательство.Другие группы оценивают работу, соглашаются или высказывают иное мнение. Если согласны или нравится ответ выступающего, хлопают один раз. Делают предположение. -В домике согласных (сине-зелёном), на верхнем этаже и он будет раскрашен в синий цвет. | Познавательные УУД: выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи проводить анализ, делать вывод. Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение, работать в группе. Регулятивные УУД планировать свою деятельность, совместно с учителем следовать плану оценивать свою работу и работу группы, других ребят Познавательные УУД уметь ориентироваться в своей системе знаний анализировать объекты, выделять главное. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
4.Первичное закрепление | - Молодцы!Отмечаем в плане, что сделано.- У нас ещё много работы!Посмотрите на план. Что дальше?- Всё верно! Готовы?Речевая разминка (повторить упражнения для артикуляции и речевого аппарата - Хомячок, воздушный шарик, лошадка, жук)Работа по чтению - сначала коллективная, затем индивидуальная. Слабо читающие читают слоги и короткие слова, хорошо читающие читают предложения.- Молодцы! Снова обращаемся в план.- Посмотрите на план, всё выполнили?- Верно! Этим мы займёмся на уроке русского языка! Согласны? А оценивать нашу работу, как красиво у вас получится сегодня, будет кто? | -Учимся читать слова с нашим звуком.Делают речевую гимнастику.Читаем совместно слоговую таблицу, слова, предложения.Читают по цепочке.- Нет. Ещё нужно научиться писать эту букву!- Да!- Наш гость - Жук Жужа! | Познавательные УУД чтение звука, закрепление Коммуникативные УУД участвовать в групповой и индивидуальной работе уметь слушать одноклассников Регулятивные УУД следовать плану оценивать свою работу и работу одноклассников Познавательные УУД уметь ориентироваться в своей системе знаний Личностные УУД установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
5.Итог урока. Рефлексия | -Давайте, все вспомним! Что мы узнали сегодня?-Оцените свою работу. Улыбнитесь, если всё получилось и вам понравилось - широко, широко.Если затруднялись, порадуйтесь, что справились обычной улыбкой.Если совсем было трудно подарите всем маленькую улыбочку, и пожелайте себе успеха в будущем!Я очень рада, что все улыбаются, мне очень приятно! И даже наш гость тоже улыбался!Спасибо за урок! | - Мы открыли новый звук и букву! И узнали, что буква Ж обозначает согласный, всегда твёрдый, звонкий звук!Дети оценивают свою работу. | Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. контроль самооценка достижение цели Познавательные УУД закрепление |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж» Сорокина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
Исследование
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Включает предметные, метапредметные и личностные ...
Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»
Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:формирование знаний о звуках [х] [x]и букве Х; формирование навыка правильногокаллиграфического письма, орфоэпического чтения, форми...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)
Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’], с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Знакомство со звуками [р], [’р] и буквой Р, р»
Цель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [р], [’р] и способах их графического обозначения с помощью буквы Рр.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с ...
Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»
Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...