Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС)
Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить с буквой ь, научить читать слова, в которых есть ь.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыка правильного чтения слов с мягким знаком, умения проводить звуко-буквенный анализ слов с ь.
- развитие речи, логического мышления.
- воспитание умения выслушивать мнение товарищей, интереса к учению, доброжелательности.
- формирование познавательных УУД: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные: анализировать и исправлять ошибки; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
- развитие самооценки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva-pokazatel-myagkostipredshestvuyushaegosoglasnogo-1klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС)
Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: познакомить с буквой ь, научить читать слова, в которых есть ь.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыка правильного чтения слов с мягким знаком, умения проводить звуко-буквенный анализ слов с ь.
- развитие речи, логического мышления.
- воспитание умения выслушивать мнение товарищей, интереса к учению, доброжелательности.
- формирование познавательных УУД: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные: анализировать и исправлять ошибки; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
- развитие самооценки учащихся.
Планируемые результаты:
Базовый уровень: правильное чтение слов с мягким знаком.
Повышенной сложности: уметь различать в словах мягкий знак – показатель мягкости; уметь объяснять написание мягкого знака в словах.
Оборудование, обеспечение:
- учебник «Азбука. 1 класс» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина
- интерактивная доска.
- ЦОР: электронное приложение «Обучение грамоте, 1 класс»
Ход урока:
Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: включить учащихся в учебную деятельность. | Самоопределение, саморегуляция. | - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работу. Проверьте посадку. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. У нас на уроке гость. Отгадайте, кто он. В голове снег, В животе снег, И в ногах снег, И в руках снег, Что за чудо человек? (На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с заданиями) - Снеговик принес конверт. Что же в нем? | Снеговик. Ответы детей. |
2. Артикуляционная зарядка. | - Конверт мы сможем открыть, если справимся с игрой «Эхо». - Мы же справимся? Я произношу предложение, а вы должны повторить только 2 последних звука. Горит в комнате свеча. Молоточком я стучу. Наступила ночь. | Да. Ча –ча – ча. Чу –чу – чу. Оч –оч – оч. | |
3. Актуализация знаний. Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности. | Регулятивные: выдвижение гипотез. | - Молодцы! Какой повторяющийся звук вы услышали? Дайте ему характеристику. - Хорошо, вы готовы открыть конверт? - Принимаете приглашение Волшебницы – Зимы? (Ученики выходят к доске, образуют круг. Учитель бросает мяч – снежок и произносит задание, ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч). - Назовите гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного. - Назовите гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного. - Назовите глухую пару звуку [г]. - Назовите звонкую пару звуку [т]. - Назовите буквы, обозначающие 2 звука в начале слова. - Произнесите звук, который может быть только мягким. | Мы услышали звук [ч,]. Он согласный, т.к. во рту встретил преграду, и всегда мягкий. Один из учеников открывает конверт и достает письмо. Зачитывает его содержание классу: Да. А, О, У, Ы. И, Я, Е. [к] [д] Е, Я. [ч] |
4.Формулировка темы урока, постановка учебной цели. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока. | Регулятивные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | - Поменяйте местами одинаковые снежки и прочитайте, что получилось. - Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке. - Какую цель поставим перед собой? - Верно, мы узнаем секрет ь. Научимся читать слова с новой буквой. | Буква Ь. На уроке мы будем знакомиться с новой буквой, с Ь. Научимся читать слоги и слова с мягким знаком. |
5. Работа по теме урока. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; | Познавательные: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; | - Откройте азбуки на с.10, прочитайте пословицу, написанную вверху страницы. - Как вы понимаете эту пословицу? - Молодцы. Покажем своё умение отгадывать слова. (Учитель загадывает загадки, а обучающиеся находят иллюстрации – отгадки и составляют к ним звуковые схемы.) Даже в зимнюю метель Зелены сосна и … Если есть у кисочки На ушах две кисточки, Эту киску берегись, Потому что это … Известно с давних Нам времён, Что эта птица – Почтальон. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. - Напечатайте слова под звуковыми схемами. (При работе над этим заданием могут появиться ошибки вида: ГОЛУБ вместо ГОЛУБЬ, ЛОС вместо ЛОСЬ, РЫС вместо РЫСЬ, ЕЛ вместо ЕЛЬ. Необходимо подвести обучающихся к тому, что, если после согласного нет гласного, обозначающего мягкость согласного, то при написании используется Ь). | Красна птица опереньем, а человек уменьем. Выдвижение предположений и их обоснование. 1 ученик выполняет работу у доски, остальные – на своих рабочих местах. - Ель. - Рысь. - Голубь. - Лось. Фронтальная работа. |
(Физкультминутка). | Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать. Приседать и вставать. Прыгать и скакать. | Дети выполняют движения | |
6. Первичное закрепление. Цель: - Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; | Познавательные: действие нравственно-этического оценивания; выбор наиболее эффективных способов решения задач. | - Рассмотрите иллюстрацию на с.10 в азбуке. - Какое время года изображено на рисунке? - Кто изображен? - Чем заняты лось и заяц? - Какое время суток изображено? - Как вы догадались, что это ночь? - Придумайте сказочную историю про лося. - Молодцы. Прочитайте предложения под иллюстрацией (около голубого ромба). - Как мы называем такие фразы? - Почему так говорят? - Какие буквы в этих пословицах выделены жирным шрифтом? - Посмотрите на рисунок в красной рамке на с. 11 учебника. Кто там изображен? - Проведем звуковой анализ слов «гусь», «гуси». - Чем похожи и чем различаются схемы этих слов? - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв? - Почему же тогда звук [ с,] произносится мягко? - В чем же секрет мягкого знака? - Посчитайте, сколько букв в слове «гусь». - Сколько звуков в этом слове? - Почему в слове «гусь» букв больше, чем звуков? | Фронтальная работа. Читают пословицы. Обучающиеся объясняют смысл пословиц. Мягкие знаки. Гусь. Фронтальная работа. - Ответы детей. - И, Е, Я. Как в слове «гуси» буква И смягчает предшествующий согласный звук [с,] Нет - В слове «гусь» есть Ь. Он делает предшествующий согласный мягким. - Мягкий знак смягчает предшествующий согласный. 4 буквы. 3 звука. Мягкий знак не обозначает звука. Он смягчает предшествующий согласный. |
6. Повторение. Цель: - тренировать навыки чтения слов с ь. | 1)Работа с электронным приложением «Обучение грамоте. Буква Ь.» 2) Работа в азбуке на с 11-12. | Читать слова, предложения и тексты, обсуждать их, находить в них ответы на вопросы. | |
7. Рефлексия в учебной деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность; | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | - Какая была цель урока? - Достигли мы её? - Как это доказать? - Какие же открытия мы вместе со СНЕГОВИКОМ сделали сегодня на уроке? - Каким получился наш урок? Что запомнилось больше всего? - Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? - Поднимите руки, кто работал сегодня очень хорошо - А теперь, кто может работать лучше? - Покажите свое настроение на пуговичках для снеговика. | - Научиться читать слова с ь. - Мы узнали, что ь не обозначает звука, а служит для смягчения предшествующего согласного. Обучающиеся показывают, как они оценили свою деятельность на уроке, наклеивают на СНЕГОВИКА цветные пуговки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Урок строился в соответствии с ФГОС на основе системно- деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...
Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс
Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".Воспитание бережного отношения к лесу, природе.Значение пользы леса....
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"
Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...
Технологическая карта по обучению грамоте 1 класс на тему: "Буква Е,е как показатель мягкости предыдущего согласного"
Тип урока: общеметодологическийЦель урока: Формирование представлений у обучающихся о букве Е,е как показателе мягкости предыдущего согласного...
- Мне нравится (3)